Слайд 2: План:
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Понятие искусства. Виды искусства. Наука. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни современной России. План:
Слайд 3
Слово «культура» ( от лат. с ultura- возделывание, воспитание, образование) ▪ в самом широком смысле означает все созданное человеком - («вторая природа») ▪ культура как символическая система (знаковая) ▪ культура как представительная система ▪ культура как нормативная система ▪ культура – определенные качества человека Понятие культуры
Слайд 4: Задание :
Под культурой в наиболее общем смысле понимается: 1) уровень воспитанности человека 2) вся преобразовательная деятельность людей 3) производство и применение орудий труда 4) следование правилам этикета Задание :
Слайд 6: Формы культуры
Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная на узкий круг потребителей Народная (национальная) – анонимность, коллективность, первичность Экранная – видео, компьютеры Формы культуры
Слайд 7
Доминирующая культура – большинство членов общества Субкультура(от лат. s ub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, женская, детская) Контркультура( от лат. contra- против) – установки определенной социальной группы, противостоящие доминирующей культуре Разновидности культуры
Слайд 9: Влияние массовой культуры
Позитивное: простые и понятные представления о мире н епосредственное обращение к потребителю, учет его запросов п редназначена для разных социальных групп д ает возможность отдыха, психологической разрядки и меет свои вершины – произведения высокого качества
Слайд 10: Влияние массовой культуры
Негативное: снижение общей планки культуры п ассивное потребление н асаждение мифов в сознании людей ф ормирование у людей искусственных потребностей (через рекламу) н авязывание определенных представлений и предпочтений Влияние массовой культуры
Слайд 11
Познавательная (гносеологическая) Кумулятивная – накопление и сохранение опыта, полученного обществом Коммуникативная – передача культурных ценностей Регулятивная – регулирование различных сторон общественной и личной деятельности людей Социализации – усвоение культурных ценностей Функции культуры
Слайд 12: Средства массовой информации
Средства распространения информации ▪ печать ▪ радио ▪ телевидение ▪ кино, театр, цирк ▪ видео ▪ интернет Средства массовой информации
Слайд 13: Функции СМИ
▪ информационная ▪ коммуникативная (контакт с массовой аудиторией) ▪ организаторская (СМИ – «четвертая власть в обществе») ▪ идеологическая (влияние на сознание людей) ▪ культурно – образовательная ▪ рекламно – справочная ▪ рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия) Функции СМИ
Слайд 14: Роль и влияние СМИ
Иллюзия бесплатности информации Восприятие информации как отражение подлинных событий Иллюзия айсберга Иллюзия свободы прессы Роль и влияние СМИ
Слайд 15
Искусство отражает мир в художественных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором. Духовно-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства Искусство
Слайд 16: Теории происхождения искусства
Биологизаторская – потребность привлечь внимание противоположного пола Игровая – потребность расходовать энергию, нерастраченную человеком в трудовой деятельности Магическая – магия вошла в жизнь первобытного человека Трудовая – результаты труда стали доставлять художественное удовольствие Теории происхождения искусства
Слайд 17: Виды искусства
Архитектура Живопись Скульптура Декоративно – прикладное Литература Музыка Театр, цирк, балет, пантомима, кино Эстрада Фотоискусство Телевидение Дизайн Компьютерная графика Реклама Виды искусства
Слайд 18: Специфика искусства
Является образным и наглядным (образ – результат вымысла, но отражает реальность) Специфические способы воспроизведения окружающего мира и средства создания художественных образов (в литературе – слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно –пространственные формы) Большую роль играют воображение и фантазия Специфика искусства
Слайд 19: Функции искусства
Гедонистическая (с греч. – наслаждение) – доставляет людям удовольствие Компенсаторная – восполнение неудовлетворенности реальной жизнью (возможность найти то, чего не хватает) Коммуникативная – средство общения людей Эстетическая – формирование вкусов и потребностей Воспитательная – формирование личности, чувств, побуждение к определенным поступкам через сопереживание Познавательная – получение новых знаний о мире Прогностическая – предвидение будущего Внушающая – воздействие на психику, подсознание Функции искусства
Слайд 20
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение и осмысление знаний о природе, обществе, человеке. Особенности науки: 1. Объективность, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. 2. Обоснованность. 3. Системность знания. 4. Проверяемость с помощью различных методов научного познания. Наука
Слайд 21
эмпирическое познание факты, законы, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента теоретическое познание абстрактные научные законы, объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, например -электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности Уровни научного познания
Слайд 22: Функции науки
М ировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство) Социальная (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития) Познавательно – объяснительная (познание и объяснение устройства мира) Прогностическая (составление прогнозов об изменениях в мире, опасных явлениях) Функции науки
Слайд 23: Образование
– это целенаправленный процесс обучения, развития и воспитания человека в интересах общества и государства Принципы образования: 1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования Образование
Слайд 25
с лат. religare – связывать religio – благочестие, набожность ▪ вера в сверхъестественное (в Бога) ▪ одна из форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей (молитвы) ▪ объединение верующих людей в одну организацию ▪ нормы и правила поведения людей Религия
Слайд 26: Функции религии
• Мировоззренческая – с оздание религиозной картины мира • Компенсаторная – снятие социального и душевного напряжения, помощь человеку в преодолении бессилия, страдания, болезни • Воспитательная - проповедь высоких нравственных ценностей и норм, призыв человека к достойному поведению • Коммуникативная - сближение и общение верующих • Культурная – развитие религиозной культуры
Слайд 29: Признаки мировой религии
Огромное число последователей во всем мире Космополитизм (разные нации и государства) Признаки мировой религии
Слайд 30: Формы религии
Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ Монотеизм – МОНОБОЖИЕ Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы Формы религии
Слайд 31: Мораль
– совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом Опирается на Авторитет общественного мнения Нравственные убеждения личности Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе. Мораль
Слайд 32: Происхождение морали
Мораль дана человеку от природы (результат биологического развития) Мораль – дар человеку от Бога Мораль возникла в процессе исторического развития общества (вместе с правом, политикой) Мораль – одна из форм культуры, регулирующая поведение человека Происхождение морали
Слайд 33: Развитие норм морали
Табу (полинезийское слово) – жёсткий запрет Обычай – действия, повторяющиеся в определенных обстоятельствах Традиция (от лат. tradition - передача) – стремление сохранить неизменными для других поколений определенные правила поведения Моральные правила – обобщение норм поведения людей Развитие норм морали
Слайд 34: Задание:
1. Система общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности во всех сферах ее жизни и деятельности относится к понятию: 1) мировоззрение 3) религия 2) нравственность 4) менталитет 2. Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль опирается на общественное мнение. Б. Мораль опирается на идеи добра и зла. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Задание:
Слайд 35: Перспективы духовной жизни современной Росси и
Необходимость культурного сближения с западными странами Необходимость противостоять Западу и искать свой особый путь, соответствующий России Перспективы духовной жизни современной Росси и
Последний слайд презентации: Культура и духовная жизнь общества: Проблемы современного духовного развития России
Снижение норм культуры. Низкий уровень жизни значительной части населения (невозможность участия в культурной жизни, ограничение культурных запросов дешевой продукцией массовой культуры). Проблема культурного единства многонациональной РФ (русская культура и национальные культуры других народов). Заполнение российского рынка массовой культурой Запада. Элементы различных культур в российской культуре (что осталось от российской культуры?). Несоответствие уровня развития культуры требованиям жизни. Ломка культурных стереотипов (не все нормы и идеалы прошлого вписываются в современность). Проблемы современного духовного развития России