Презентация на тему: Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности

Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации
План
Обра з ование
Обра з ование
Обра з ование
Обра з ование
Белорусоведение
Белорусоведение
Белорусоведение
Белорусоведение
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Формирование белорусской нации
Формирование белорусской нации
Формирование белорусской нации
1/29
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4147 Кб)
1

Первый слайд презентации: Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации

История Беларуси Билет 24

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Образование Белорусоведение Литература Театр и искусство Архитектура Формирование белорусской нации

Изображение слайда
3

Слайд 3: Обра з ование

В области образования в 1864 г. началась реформа, в соответствии с ко- торой обучение становилось всесословным. Однако в 1887 г. распоряже- нием министра просвещения, получившим название «Указ о кухаркиных детях», запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мел- ких торговцев и т. п. Ш к ол ьная реформа 1864 г. всесословность преемствен- ность между уровнями образования отсутствие земских школ «Времен н ые правила для народных школ» ди р ек ц ии на р о дных училищ надзор за работой школ приём на работу и увольне н и е учителей

Изображение слайда
4

Слайд 4: Обра з ование

Учебники для школ Северо- Западного края создавались с позиций западнорусизма. Сог- ласно этой теории, одним из создателей которой был исто- рик М.Коялович, белорусы рас- сматривались как составная часть русского этноса, а глав- ное направление развития бе- лорусского края связывалось с его возвращением от польско- го католичества к русскому православию. М.О.Коялович

Изображение слайда
5

Слайд 5: Обра з ование

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах – городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготов- ки учителей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закон- чил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимна- зиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гума- нитарных предметов и древних языков, и реальные - с изучением мате- матических и природоведческих предметов. Система образования в Беларуси во второй половине XIX в. начальное образова н ие уч и л и ща народные (1-2 класса) городские (6 классов) церковнопри- ходские школы среднее образова н и е г и м н аз и и классические реальные

Изображение слайда
6

Слайд 6: Обра з ование

В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863-1864 гг. был закрыт зем- ледельческий институт в Горы-Горках Могилёвской губернии. Получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заве- дениях Российской империи. К концу XIX в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным. Г оры - Г орец к и й зем л едел ь ч еск и й институт. Рис. Н.Орды

Изображение слайда
7

Слайд 7: Белорусоведение

В 1860-1910-х гг. были собраны и опубликованы уникальные мате- риалы о языке и духовной культуре белорусского народа. В исследова- ниях преобладало направление, связанное с развитием белорусове- дения. Так, Павел Шейн в трёхтом- нике «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (1887- 1902 гг.) собрал большое количест- во фольклорно-этнографических материалов. П. В. Ш ейн

Изображение слайда
8

Слайд 8: Белорусоведение

И.И.Носович Е.Романов Одним из первых крупных исследователей Беларуси был языковед и эт- нограф Иван Носович, уроженец Быховского уезда. Основной его работой стал «Словарь белорусского наречия», изданный в 1870 г., над которым учёный работал 30 лет. Известный учёный-краевед, уроженец Гомель- щины Евдоким Романов издал многотомный «Белорусский сборник» (1886-1912 гг.), который стал своеобразной энциклопедией быта и куль- туры белорусов. Е.Романов работал над созданием археологических карт, открыл Бердыжскую стоянку первобытных людей, Борисов-камень, па- мятник XII в.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Белорусоведение

Е.Ф.Карский М.В.Довнар-Запольский В трёхтомном исследовании академика Е.Карского «Белорусы» (1903- 1922 гг.), названном «энциклопедией белорусоведения», было дано все- стороннее научное обоснование национальной самобытности белорусов как самостоятельного восточнославянского народа. Историк М.Довнар- Запольский обосновал положение о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоя- тельное существование.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Белорусоведение

Среди достижений европейского уров- ня в технических науках особое место занимают работы профессора Я.Нар- кевича-Иодко. Он предложил и обос- новал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в ос- нове электротерапии. Его научное открытие - прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам - стало первым радиоприёмником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние. Я.О.Наркевич-Иодко

Изображение слайда
11

Слайд 11: Литература

Ф.Богушевич Существенную роль в становлении белорусского литературного языка и литературы сыграл Ф.Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятель- ность белорусского языка. В конце XIX в. увидели свет сборники его сти- хов «Дудка белорусская» и «Смык бе- лорусский», подписанные псевдони- мами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэў- ка з-пад Барысава». В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» поэт писал: «Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым і зусім замёрлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларус- кай, каб не ўмёрлі!..».

Изображение слайда
12

Слайд 12: Литература

Любовью к крестьянам, к «родной сто- ронке», стремлением видеть свой на- род образованным и счастливым про- питана поэзия Янки Лучины (Ивана Неслуховского). Белорусские стихи Лу- чины вошли в сборник «Вязанка», из- данный после его смерти. Наиболее известное его стихотворение - «Род- ной сторонке», в котором автор выра- зил свою любовь к родине. Я.Лучина

Изображение слайда
13

Слайд 13: Литература

Видной фигурой в белорусской поэзии начала ХХ в. была Алоиза Пашкевич, известная под псевдо- нимом Тётка. Она участвовала в основании БСГ. Первые сборники поэтессы «Крещение свободой» и «Скрипка белорусская» вышли не- легально. Тётка пропагандировала обучение на родном языке. Для де- тей она издала учебник-хрестома- тию «Первое чтение для деток бе- лорусов». А.Пашкевич (Тётка)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Литература

Как создатель новой белорусской ли- тературы и литературного языка во- шёл в историю поэт Янка Купала (Иван Луцевич) - автор пьес «Павлин- ка», «Разорённое гнездо» и др. В его творчестве сочетались темы протеста крестьянства и борьбы за националь- ное возрождение. Стихотворение Я.Купалы «А кто там идёт?» русский писатель Максим Горький считал «на- родным гимном белорусов» и перевёл его на русский язык. Я.Купала

Изображение слайда
15

Слайд 15: Литература

В первом сборнике своих стихов «Песни- жальбы» Якуб Колас (Константин Мицке- вич) создал образ белорусского мужика, который, несмотря на тяжёлую жизнь, ос- таётся оптимистом и верит в возрожде- ние родного края. Поэт начал работу над поэмами «Новая земля» и «Сымон-музы- кант». Я. К олас

Изображение слайда
16

Слайд 16: Литература

Значительно обогатил белорус- скую поэзию и вывел её на ев- ропейский уровень Максим Бог- данович. Единственный его прижизненный сборник «Ве- нок» был издан в 1913 г. Твор- чество М.Богдановича проник- нуто любовью к родной земле, её народу. Поэтическим заветом своему народу стало его стихот- ворение-гимн «Погоня» М.Богданович

Изображение слайда
17

Слайд 17: Театр и искусство

Театральная жизнь в Беларуси была связана с деятельностью Первой бе- лорусской труппы Игната Буйницко- го, который считается создателем бе- лорусского профессионального теат- ра. И.Буйницкий

Изображение слайда
18

Слайд 18: Театр и искусство

Погребение Гедимина К.Альхимович Одним из самых известных живописцев был Казимир Альхимович, карти- на которого «Погребение Гедимина» получила всемирное признание. Ряд своих полотен художник посвятил нелёгкой судьбе крестьян, написал также серию картин по мотивам творчества А.Мицкевича.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Театр и искусство

Н.Орда Мир Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, почти 25 лет путе- шествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Театр и искусство

Жизнь белорусских крестьян отражена в творчестве Никодима Силивано- вича. Его картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух» проник- нуты теплотой и любовью к простому народу. Силиванович принимал участие в оформлении знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Старый пастух Автопортрет

Изображение слайда
21

Слайд 21: Театр и искусство

А.Горавский Вечер в Минской губернии Выдающимся живописцем конца XIX - начала ХХ в. был Аполлинарий Го- равский. В картинах «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Бе- резина» и др. он воспел красоту белорусской природы и народный быт. Одной из лучших работ живописца стало полотно «Старуха молится», вы- соко оценённое известным русским художником И.Репиным.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Театр и искусство

Изумруд весны Белорусский пейзажист Витольд Бялыницкий-Бируля воплощал образ весны, которому он посвятил около 200 своих полотен. Художник получил звание академика живописи. В.К.Бялыницкий-Бируля. Худ. А.В.Моравов

Изображение слайда
23

Слайд 23: Театр и искусство

Автопортрет Частную художественную школу создал в Витебске в конце XIX в. Юдель Пэн. Он отражал национальные черты еврейского быта, создал целую га- лерею образов людей из народа («Часовщик», «Старый портной», «Ни- щий» и др.). В школе Пэна занимался уроженец Витебска будущий круп- нейший художник ХХ в. Марк Шагал. Старый портной

Изображение слайда
24

Слайд 24: Архитектура

В развитии архитектуры сочетались элементы разных художественных стилей. По всей Беларуси во второй половине XIX в. развернулось строи- тельство в псевдорусском стиле церквей-«муравьёвок», название кото- рых пошло от фамилии виленского генерал-губернатора М.Муравьёва, ко- торый преодолевал последствия восстания 1863-1864 гг. путём распрост- ранения православия. Примерами использования псевдорусского стиля стали часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове. Свято-Воскресенский собор в Б о ри со ве

Изображение слайда
25

Слайд 25: Архитектура

Здания учебных учреждений возводились в стиле классицизма, театры - в стиле барокко, костёлы - в стиле неоготики (костёл Святого Роха в Мин- ске). Наиболее известным памятником архитектуры начала XX в., соче- тающим черты романского и готического стилей, стал костёл Святых Си- меона и Елены (прозванный в народе Красным). Инициатором его строи- тельства был Э.Войнилович, который увековечил память о своих умер- ших детях: 12-летнем сыне Симеоне и 19-летней дочери Елене. Костёл Святых Симеона и Елены в М и н с к е

Изображение слайда
26

Слайд 26: Архитектура

На рубеже XIX-XX вв. возник архитектурный стиль модерн, в котором строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки, жилые дома в Минске, Гродно, Гомеле, Могилёве, гостиница «Европа» в Минске. Гостиница «Европа» в Минске

Изображение слайда
27

Слайд 27: Формирование белорусской нации

Признаки нации территория литературный язык национальное самосознание историческая память культура хозяйственная жизнь психический склад Вторая половина XIX - начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. Нация - это исторически сложившаяся общность людей с характерными для неё постоянным проживанием на одной территории, общностью хозяйственной жизни, общим литератур- ным языком, схожестью культуры и психологии. общ и е

Изображение слайда
28

Слайд 28: Формирование белорусской нации

Становление белорусской нации характеризовалось формированием на- ционального самосознания - совокупности идей, представлений, убежде- ний, верований, в которых народ понимает себя как национальную общ- ность и исторические корни своего происхождения. Процесс формирова- ния нации был также связан с оформлением белорусской национальной идеи - представлениями, в которых выражалось понимание белорусов как самостоятельной общности людей. Смыслом национальной идеи стало достижение белорусами собственной государственности. Условия формирования белорусской нации отсутствие собстве н ной государственности развитие кап и тализма складывание обще н а ц и ональ н ого рынка

Изображение слайда
29

Последний слайд презентации: Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности: Формирование белорусской нации

Белорус. Худ. И.Репин Одной из форм проявления нацио- нального самосознания стали собст- венные названия. В конце XIX - на- чале XX в. наименования «Беларусь» и «белорусы» закрепляются за всей этнической территорией белорусов. Часть населения Беларуси называла себя «тутэйшыя» (здешние). В неко- торых местностях существовали ре- гиональные названия, которые от- носились к территориям: «полешу- ки» - ко всему Полесью, «пинчуки» - к его отдельным частям. По нацио- нальному составу более 65% населе- ния Беларуси являлись белорусами. По конфессиональному составу сре- ди населения преобладали право- славные, составлявшие около 2/3.

Изображение слайда