Презентация на тему: Культура

Культура
Культура
Культура
Культура
Искусство – художественное творчество
Культура
Языческие обряды
Культура
Культура
Культура
Были и былины
Культура
Культура
Культура
Культура
Занятия и быт
Культура
Культура
Культура
Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.
Культура
Культура
Культура
Культура
Культура
Культура
Культура
Культура
Иконопись
Иконопись
Иконопись
Иконопись
Богоматерь
Иконопись
Народное музыкальное творчество
Скоморохи
Церковно-певческое искусство
Культура
Письменность
Письменность
Берестяные грамоты
Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий
Культура
Центры образования
Переписка книг. Первая библиотека.
Грамотность
Древнерусская литература
Первые книги на Руси
Летописи
"Повесть временных лет"
Оригинальная древнерусская литература
Жития святых
Культура
Культура
Поучения
Поучения
Поучения
Культура
Хождения
Апокрифы
Летосчисление
Развитие ремесла
Деревообработка
Резьба по камню
Культура
Ювелирное ремесло
Культура
Культура
Культура
Культура
Оружейное дело
Культура
Вывод
Культура
Проверь себя
1/76
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (13735 Кб)
1

Первый слайд презентации: Культура

Культура – это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый из поколения в поколение, при этом постоянно изменяющийся. Она включает в себя традиции и обычаи, нормы, идеалы.

Изображение слайда
2

Слайд 2

От лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Изображение слайда
3

Слайд 3

Культура Ценности, унаследованные от прошлого Вклад современников Заимствования у других народов

Изображение слайда
4

Слайд 4

Культура Совокупность материальных и духовных ценностей Материальные ценности: Техника производства Технологии Ремесло Орудия труда Предметы быта Духовные ценности: Идеология Наука Образование Литература искусство

Изображение слайда
5

Слайд 5: Искусство – художественное творчество

Пространственные Временные Архитектура Декоративно-прикладное искусство Изобразительное искусство (живопись, скульптура) Музыка Театр Танцы Кинематограф Телевидение

Изображение слайда
6

Слайд 6

Бессилие и страх человека перед таинственными явлениями природы Неумение древнего человека найти естественное объяснение явлениям природы Человек стал связывать явления природы с некими невидимыми всемогущими сверхъестественными силами Складывание пантеона языческих богов у восточных славян Выделение прослойки языческих жрецов (волхвов) Создание капищ с идолами Вера восточных славян в существование злых и добрых духов (домовых, русалок, леших, водяных, упырей, берегинь, кикимор, вурдалаков) Ритуальные праздники, жертвоприношения, магические заклинания, ношение амулетов Сварог (бог неба и огня) Перун (бог грома и молнии) Даждьбог (бог солнца) Стрибог (бог ветра) Род (бог плодородия и семей) Макошь (богиня земли, покровительница женщин) Культура восточных славян Язычество Зарождение веры в природных духов и богов (язычество)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Языческие обряды

Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» - идол – изображение бога из глины, камня, дерева); место для костров; требище – место для принятия жертвенной пищи; жрецы – волхвы (кудесники)– совершали обряды, изготовляли идолов, произносили языческие заклинания… погребальный обряд – с покойником клалось все необходимое для загробной жизни – зажигали священный костер – делали погребальную насыпь - курган, проводили тризну – поминки.

Изображение слайда
8

Слайд 8

ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского общества; традиционализм и консерватизм. Это была культура, преимущественно обращенная в прошлое, именно там находившая большую часть своих идеалов и ценностей; религиозный характер. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. При этом испытывала все усиливавшееся влияние византийской христианской традиции; анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего числа культурных памятников Древней Руси. Это связано не только с тем, что от средневековья нас отделяет несколько столетий, но и с тем, что христианское мировоззрение расценивало смертного автора как инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной ситуации являлась естественным проявлением «страха Божьего» и смирения. Особенности древнерусской культуры

Изображение слайда
9

Слайд 9

Устное народное творчество Киевской Руси Песни и пляски на праздновании Коляды и Купалы, Масленицы, русалиях. Причитания во время поминального обряда («плач»). Бытовые пословицы («Не погнетши пчел, меду не едать»). Исторические пословицы («Погибли аки обры»). Загадки (этот жанр создавался не для развлечения, а как тайный иносказательный язык, понятный далеко не всем).

Изображение слайда
10

Слайд 10

Были и былины. Былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Были и былины

Изображение слайда
11

Слайд 11: Были и былины

Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. В основу былин легли устные предания и песни, которые были записаны много веков спустя после их появления.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Фольклор Источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия : заговоры, заклинания, песни. Существовали также пословицы и поговорки, загадки и сказки, исторические предания и легенды.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Сказки. Местные сказания. Заговоры, заклинания

Изображение слайда
14

Слайд 14

С принятием христианства азбука, письменность, книга стали для крещеных славян священными, Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к Божественному, к религии. Отсюда – равнодушие к мирской, светской литературе, отношение к ней, как к «неполезной» - этим объясняется отсутствие в древнерусских рукописях любовной лирики, романов, поэм, драм. Не было и поэзии: фольклорные лирические и богослужебные тексты пелись, но не являлись поэзией в общепринятом смысле слова. Отсутствовали и сатирические, пародийные сочинения – к смеху относились настороженно.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Славянский поселок: Селища (неогороженные поселения), городища (о горож енные поселения) Расположение (лес, река, или место слияния рек, холм…) Жилища – полуземлянки, столбовые постройки, бревенчатые избы, огорожены забором из кольев. Русь – страна городов («Гардарика»). Город: военный центр центр ремесла и торговли Администра- тивный центр церковный центр центр культуры Структура города: Укрепленная часть города – детинец, кремль, кром; ров с водой «Посад» - торгово-ремесленное поселение, состоит из слобод «Торг» («торжище») – рыночная площадь Местоположение : у реки в междуречье, на пересечении торговых путей, на холмах. Функции города:

Изображение слайда
16

Слайд 16: Занятия и быт

Земледелие Торговля Охота, рыболовство, бортничество

Изображение слайда
17

Слайд 17

Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с их назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества. Прочность Польза Красота Технологичность Функциональность Эстетичность Ветрувий (архитектурные особенности, пропорции, вовлеченность в окружающий ландшафт, единение с природой) (точные расчеты общих габаритов, толщины стен, формата камней или кирпичей, радиусов арок; использование различных материалов, конструкций, приемов и технологий) В настоящее время известны 150 памятников архитектуры домонгольского периода.До конца Х века на Руси не было монументального каменного строительства, постройки были деревянные или деревянно-земляные. Материал для строительства: Дерево (+: много лесов; легко поддается обработке; быстрое строительство; легко разобрать и перевезти на другое место; гигиеничность – дышит зимой, в прохладное время – тепло, летом – прохладно; - - влага, огонь). Плинфа – тонкий плиткообразный плоский большой кирпич (40 х 40 х 3 см) + раствор (известь, песок, толченый кирпич). Камень: серый известняк (Новгород), белый известняк (Владимир, Суздаль). Кирпич (глина, песок, вода) 30 х 14 х 7 см Формула архитектуры : Архитектура Древней Руси.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Первые деревянные церкви: церковь Ильи в Киеве, собор в Ростове, Церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, 13-главая деревянная София Новгородская. Первые известные мастера-древодели (зодчие): Миронег (нач. Х I в.), Ждан-Никола (конец Х I в.). Жилые Культовые Защитные Хозяйственные Дворцы Храмы Крепости Палаты Хоромы Монастыри Часовни Амбары Мельницы Избы Кремли (детинцы) Строительные сооружения Трапезные Конюшни

Изображение слайда
19

Слайд 19

купол барабан закомара пилястра аркатурный пояс Архитектурные детали

Изображение слайда
20

Слайд 20: Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г

Изображение слайда
21

Слайд 21

софия киевская

Изображение слайда
22

Слайд 22

Каменные сооружения: конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в Киеве в честь Богородицы 1037 г. – Софийский собор в г. Киеве – 13 куполов Золотые ворота в Киеве. Церковь Спаса на Нередице в Новгороде Храм Святой Софии в Новгороде Золотые ворота во Владимире Успенский собор во Владимире Дмитровский собор во Владимире Остатки светского дворца князя Андрея в Боголюбове Церковь Покрова на Нерли Соборы в Переяславле-Залесском, Суздале, Юрьеве-Польском. Русские мастера внесли в каменное строительство элементы национального деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность.

Изображение слайда
23

Слайд 23

«Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение».

Изображение слайда
24

Слайд 24

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Требует быстроты и точности в работе. Зависит от качества штукатурки (известь + вода). Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель – вывести «емчугу» - светлый налет, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески. Красками для фрески служили мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в известковой воде. Писать – только пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт, приходилось высохшую штукатурку сбивать и начинать сначала. Недостаток: со временем известь частично съедает цвет, и фрески выглядят поблекшими. Живопись в Древней Руси Фреска

Изображение слайда
25

Слайд 25

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Очень сложная и дорогостоящая техника. Только 5 древнерусских храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она сохранилась. Сырье: смальта (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску. Техника: стены и своды метр за метром в несколько слоев покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мастера вдавливали в раствор кусочки смальты (1 кв.дм = 400 кусочков). Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. У смальты Софии Киевской 177 оттенков различных цветов (34 – зеленого, 25 – коричневого, 23 – желтого, 21 – синего, 25 – золотого). Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели мистическим огнем. Эффект «оживания» изображения. Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. Х I в.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Миниатюра – от лат. м inium – красная краска, которой расцвечивали рукописи. Миниатюра = книжная иллюстрация. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (евангелистов), иллюстрации к тексту. Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси – «образа») – изображения ликов святых на деревянных досках. Предмет культа, поклонения. Первые на Руси иконы написали греческими мастерами. Развешивались по стенам, углам, составлялись в иконостасе. В домах – в красном углу. У развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город. Нельзя «купить» - только «выменять на деньги». Нельзя по ветхости уничтожать --- закопать, пустить по воде.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображения святых Христианское имя при крещении покровительство святого. Покровительство различным категориям населения: Мерные иконы (в рост родившегося царевича + образ святого-покровителя) Св. Георгий – воинам и земледельцам Параскева Пятница – торговцам и купцам Николай – плотникам, строителям, путешественникам, купцам Федор Тирон – колодцам Святой Христофор – хранит от эпидемий, от мора Козьма, Демьян – кузнецам, лекарям Фрол, Лавр – коневодам…

Изображение слайда
29

Слайд 29: Иконопись

Иконопись – работа сложная и трудоемкая Плотник : а) Дерево: липа (мало сучков), сосна, ель, лиственница. б) Долго (несколько лет) высушивали. в) Выглаживали топором. г) Вырезали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку. д) На тыльной стороне – поперечные пазы + шпонки (брусочки) – чтобы не коробилась.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Иконопись

Иконописец: а) Холстина (паволока) наклеивалась на лицевую сторону, защищала живопись от трещин на дереве. б) Левкас – грунт – рыбий клей + толченый мел в) Полировка пемзой, медвежьим зубом, хвощем – до блеска г) Краска – темпера: яичный желток + красочный пигмент – цветные глины и минералы. Сочные, звучные цвета – на века.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Иконопись

Требования к иконописцу: должен быть праведником (писание икон – богоугодное дело), иметь талант художника и знания богослова. Не допускались женщины и еретики. «Стоглав»: «подобает бо бытии живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте же и молитве пребывати…»

Изображение слайда
32

Слайд 32: Иконопись

Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои. Артели художников, получая заказ, распределяли работу между собой. Порядок работы: набросок обугленной лучиной общей композиции, подмастерья золотили фоны и нимбы, элементы пейзажа, одежды святых; в последнюю очередь – лики, руки, ноги святых. Покрывали олифой – конопляным маслом: живой блеск, защита от пыли и сырости. Несколько месяцев – на свет – сохнуть. Через 60-80 лет потемнение иконы – черная доска: несколько новых слоев – расчистка икон.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Богоматерь

Особо почитаема на Руси иконопись, изображающая богоматерь с младенцем. Владимирская Богоматерь Х II в. Греческий художник – радость материнства, нежное любование своим ребенком, предвидение мук, ожидающих ее дитя.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Иконопись

Мастера: Х I в. – Алимпий, Олисей, Георгий Самые известные ранние иконы: «Петр и Павел», «Святой Георгий», «Ангел Золотые Власы», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Оранта», «Спас Нерукотворный».

Изображение слайда
35

Слайд 35: Народное музыкальное творчество

Обрядовое пение и танцы во время языческих ритуалов, сопровождавшиеся игрой на различных музыкальных инструментах, о которых можно судить по фрескам и книжным миниатюрам – это дудки, деревянные рожки, трубы, бубны, гудки, свирели и гусли.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Скоморохи

Носителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи – бродячие музыканты, акробаты, фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи могли демонстрировать и на деревенском празднике и при княжеском дворе. Несмотря на усиливавшиеся гонения со стороны церкви они были любимы и популярны во всех слоях древнерусского общества.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Церковно-певческое искусство

Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был живой человеческий голос.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает колокол. Еще в языческие времена люди использовали колокольчики для того, чтобы отгонять злых духов. Перезвон церковных колоколов смирял беса, прославлял Господа, объединял людей во время праздников и бедствий. Колокола

Изображение слайда
39

Слайд 39: Письменность

До появления на Руси славянской азбуки, во времена язычества у восточных славян была своя письменность. Известны знаки-символы в виде рисунков («Черты» - пиктографическое письмо: круг – солнце, волнистая линия – вода, крест - огонь) и зарубок («Резы») на коре или дощечках, а также «русськие письмена» на буквенно-звуковой основе. Болгарский писатель Черноризец Храбр называет славянское письмо «Черты и ризы».

Изображение слайда
40

Слайд 40: Письменность

О наличии у восточных славян письменных навыков упоминают древнегреческие и арабские авторы. 922 г. – договор Олега с Византией – на греческом и русском языках. 1\2 Х в. – Гнездово (под Смоленском) – найден сосуд с надписью «гороухча» (много версий: «горчица», «Горух писал»).

Изображение слайда
41

Слайд 41: Берестяные грамоты

В 1951 г. в Новгороде найдены берестяные грамоты. Горожане для записей пользовались не дорогим пергаменом, а берестой. Значительное количество берестяных грамот найдено археологами при раскопках в Новгороде, Пскове и других городах. История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Кирилл и Мефодий

Во второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках — греческом и славянском.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Кирилл и Мефодий

Существовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII-IX вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом. Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX — начале X в. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.

Изображение слайда
44

Слайд 44

До появления на Руси арабских цифр ( XVI век) для счета использовались буквы. Чтобы отличить цифры от букв, сверху ставился особый знак - ~ - титло (отсюда и пошло слово «число»). Особым образом записывались числа от 11 до 19: в них вначале писались единицы, а затем – десятки (например, 16 = SI, 18 – NI, 19 – Д I ). Остальные числа писались так же, как сейчас: вначале десяток, затем единицы ( N Д – 54, ЛА = 31). Чтобы отличать буквы от цифр, на письме с обеих сторон ставились точки. Знак ‡ обозначал одну тысячу (.‡ АЦГ.= 1903) Кириллица

Изображение слайда
45

Слайд 45: Центры образования

Центрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Переписка книг. Первая библиотека

При Владимире Святом начали переводиться и переписываться книги. Его сын Ярослав Мудрый возвел это дело в ранг государственного. В построенном при нем Софийском соборе в Киеве создали мастерскую по переписке книг и книгохранилище при ней – библиотеку.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Грамотность

До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси было мало, но с 988 г. грамотность начала быстро распространяться. Грамотным было духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане. Учить на Руси в школах стали при Владимире I. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха Янка, монахиня Андреевского монастыря. В школе учили писать, считать и читать. Княжеских детей обучали дома. Специального образования не существовало. Зодчие, художники, военные, врачи учились на практике.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Древнерусская литература

Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием. Священное Писание (Библия) и Священное Предание — произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и других отцов церкви — были необходимы для распространения и укрепления христианства.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Первые книги на Руси

С принятием христианства в X в. началась история русской литературы, складывался единый древнерусский язык. Первые книги были рукописными, написанными на пергамене (выделанная кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных (как, например, «Остромирова Евангелия» XI в. и «Мстиславова Евангелия» XII в.) оковывался серебром и золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Летописи

летописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Летописи: общерусские и местные Дошли до нас в более поздних списках Авторы – чаще всего монахи. Писали по повелению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря. Каждый летописец по традиции начинал повествование с глубокой древности и затем переходил к событиям последних лет. Летопись – погодная запись событий («год» - «лето»)- историческое повествование, в котором события расположены по определенным годам. В Европе – хроники, анналы.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Повесть временных лет"

«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля русская, кто в Киеве начал править первее и откуда Русская земля стала есть»: подробный рассказ о расселении славянских народов, о нравах и обычаях разных племен, легенда о призвании варягов. рассказ о деяниях первых князей, повествование о разных русских городах, о принятии христианства. Нестор монах Киево-Печерского монастыря, человек образованный, владеющий несколькими иностранными языками… условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. "Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Оригинальная древнерусская литература

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом — в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Жития святых

жития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Жития святых – сборники, содержащие назидательные рассказы о добродетелях и пороках, праведности и неправедности, описание жизни, страданий и подвигов людей, канонизированных церковью. В Житиях прославляется кротость, самоотречение, духовная чистота. Описываются чудеса – исцеления больных. Жизнь святых уподобляется жизни Иисуса Христа.

Изображение слайда
55

Слайд 55

«Житие Антония Печерского» «Житие Феодосия Печерского» «Сказание о Борисе и Глебе»

Изображение слайда
56

Слайд 56: Поучения

«Слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру. «Поучения » - о необходимости покаяния, о суетности мирской жизни, Страшном суде, обличении пьянства, жадности, лени, лжи и других пороков.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Поучения

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и и ее «просветителя» князя Владимира, деятельность которого Иларион приравнивает к деяниям апостолов. Благодаря Владимиру Русь стала равной в отношениях с другими христианскими государствами.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Поучения

«Поучение Владимира Мономаха» написано одним из самых известных князей Древней Руси в зрелом возрасте. Это единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, написанного не духовным лицом, а князем, политическим деятелем. Поучения Содержит две части: обращение к сыновьям и грамоту (письмо) к черниговскому князю Олегу.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Требования соблюдать христианскую мораль (кротость, покорность старшим), мир между князьями, без притеснений и кровопролития, не поддаваться гордыни, лени…

Изображение слайда
60

Слайд 60: Хождения

хождения («хожения») – паломническая литература; Описание путешествий, христианских святынь (гора Афон, Царьград), впечатлений, природы, обычаев других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).

Изображение слайда
61

Слайд 61: Апокрифы

Апокрифы (от греч. – потаенный) – нетрадиционное изложение библейских сюжетов («Хождение Богородицы по мукам», …).

Изображение слайда
62

Слайд 62: Летосчисление

Система счета больших промежутков времени На Руси в древности – до 1700 г. византийская система от сотворения мира 5508 лет до Рождества Христова С 988 г. до конца Х V в. мартовские годы С конца Х V в. – сентябрьские годы Вычисления: С 1 января до 31 августа – 5508 лет; С 1 сентября до 31 декабря – 5509 лет.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Развитие ремесла

В этот период – более 60 специальностей Кузнечное дело. Замки из 40 деталей – пользовались спросом даже в Европе. Самозатачивающиеся ножи (из 3 металлических пластин). Литье колоколов. Гончарное ремесло. Производство многоцветной керамики: посуды, кирпич, плитки для декора. Орнамент – линейно-волнистый. Производство стекла. Стеклянные браслеты. Секреты были утеряны после нашествия монголо-татар.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Деревообработка

Резьба по дереву: Посуда (ложки, чашки, ковши) Наличники, коньки на крыше Корабли (нос и корма) Узорная мебель Игрушки

Изображение слайда
65

Слайд 65: Резьба по камню

Иконы Плиты (рельефы)

Изображение слайда
66

Слайд 66

Изображение слайда
67

Слайд 67: Ювелирное ремесло

Украшения: колты (подвески к головному убору, полые внутри – пахучие травы, ароматизированные вещи), бармы (роскошные оплечья), медальоны, кресты, перстни, широкие браслеты, ожерелья, диадемы, оклады книг… Техники: литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Зернь – покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками ( до 0,5 мм в диаметре)

Изображение слайда
69

Слайд 69

Чернь – черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черным сплавом (серебро, медь, сера…).

Изображение слайда
70

Слайд 70

Эмаль – особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов (прозрачные и непрозрачные)

Изображение слайда
71

Слайд 71

Скань – ажурный узор, выполненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной из двух нитей.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Оружейное дело

Производство кольчуг, колющих мечей, сабель. Х II в. – появление арбалетов (арбалет – стальной лук, укрепленный на деревянном станке, тетива натягивалась воротом.

Изображение слайда
73

Слайд 73

Изображение слайда
74

Слайд 74: Вывод

Ремесло Киевской Руси было очень развито и находилось на высокой ступени развития, изделия русских ремесленников находили широкий спрос по всей Европе.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Высоко развитая культура Киевской Руси погибла в пламени монгольского нашествия: горели города, рушились храмы, население угонялось в далекие каракорумские степи. Дальнейшее развитие культуры было прервано, прежде всего, внешними факторами. Но культура не исчезла. В период феодальной раздробленности в русских княжествах появились разные школы живописи и архитектуры, появились памятники, ставшие сокровищницами мировой культуры. Культура была сохранена, сбережена народом и стала воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра - Москвы.

Изображение слайда
76

Последний слайд презентации: Культура: Проверь себя

Живопись по сырой штукатурке - _______________ Изображение святых на деревянной доске - ________ Погодная запись событий - _____________________ Славянская азбука - ____________________________ Первые русские иконы: _________________________ Формула архитектуры: __________________________ Книжная иллюстрация - _________________________ «Гардарика» - __________________________________ Пример литературы Древней Руси - _______________

Изображение слайда