Первый слайд презентации
Корнева Наталья Ивановна учитель русского языка и литературы Тема урока: «Союз как часть речи. Отличие союзов от предлогов» МОУ «Тумская СОШ№3»
Слайд 2: Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы
(В) следстви.. опоздания, (в) течени.. минуты, (в) течени.. реки, (в) продолжени.. полугодия, иметь (в) виду, (в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, (не) смотря ему в глаза.
Слайд 3: Самопроверка
В с ледстви е опоздания, в т ечени е минуты, в т ечени и реки, в п родолжени е полугодия, иметь в в иду, в в иду заморозков, не смотря на гололёд, не смотря ему в глаза.
Слайд 4: Тема урока: «Союз как часть речи»
Цель урока: - познакомиться с союзом как частью речи; Задачи: -уметь находить союз в тексте; -определять роль союза в предложении; -конструировать предложения с союзами и составлять их схемы
Слайд 5
Спишите,расставьте знаки препинания, подчеркните основы предложения, постройте схему. Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника. Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл. Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.
Слайд 6: Проверь себя
Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника. Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл. Батюшка нанял француза, чтобы он обучал меня грамоте. и , а ,( чтобы…….)
Слайд 7: Обратите внимание на выделенный союз. Какую роль он выполняет?
Защитная окраска есть у всех животных. И не только у тех, кому надо спасаться от хищников.
Слайд 8: Историческая справка
Союз – соузъ, стар. – взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смыкъ, сцепление. В.И.Даль
Слайд 9: Союз -
Служебная часть речи Нельзя задать вопрос Связывает однородные члены предложения Связывает простые предложения в составе сложного Связывает предложения в тексте
Слайд 11: Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы
(1) Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. (2)Мы весело шагали… рассказывали разные истории. (3)Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. (4)… мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. (5)По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны.(6)С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.(7)Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.(8) Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
Слайд 12: Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения,
1) Я выздоровел. 2) Мне стало ясно. 3) Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что). 1) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2) Все хвалили её. (И). 1) Сквозь иней на стёклах было видно. 2) Горит крыша мастерской.3) За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а).
Слайд 13: Тест «Проверь себя»
1. В какой строке все союзы: А) и, а, но, однако Б) в, к, над, под В) не, ни, бы
Слайд 14
2. Продолжите фразу: Союз- А) самостоятельная часть речи Б) служебная часть речи 3. Продолжите фразу: Союз- А) в предложении может быть разным членом Б) не является членом предложения
Слайд 16: Домашнее задание
П.54, упр.358 Заключите союзы в овал, а предлоги в прямоугольник.