Презентация на тему: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Тема 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Тема 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Тема 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1/15
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 98)
Скачать (251 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2

Слайд 2: Тема 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Понятие отрасли конституционного права Конституционное право – отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм закрепляющих основы государственного (конституционного) строя, правового положения человека и гражданина, федеративного устройства, избирательной системы, конституционного статуса депутата, организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; учрежденных в целях регулирования властных отношений и оптимального сбалансирования соотношения социально политических сил, участвующих в осуществлении государственной власти. Основными критериями деления российского права на отрасли являются: предмет правового регулирования; метод правового регулирования (воздействия)

3

Слайд 3

1.2. Предмет правового регулирования отрасли конституционного права Общественные отношения включают в себя: основы (государственного) конституционного строя основы правового положения человека и гражданина политико-территориальное устройство основы организации и деятельности органов государственной власти основы избирательной системы форма правления основы организации и деятельности органов местного самоуправления Предмет правового регулирования отрасли конституционного права составляют базовые основополагающие общественные отношения, которые образуют конституционное устройство государства и общества, являются фундаментом системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, и которые непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

4

Слайд 4

1.3. Метод правового регулирования отрасли конституционного права Метод правового регулирования (воздействия) отрасли конституционного права – система приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли конституционного права, и их участников Виды правового воздействия Императивный метод способ правового воздействия основанный на властвовании одного субъекта над другим Диспозитивный метод способ правового воздействия основанный на равенстве и свободе воли субъектов конституционно-правовых отношений Запрещающее Управомочивающее Дозволяющее Обязывающее

5

Слайд 5

1.4. Система конституционного права зарубежных стран. Абстрактные принципы принципы не порождающие конкретных общественных отношений но влияющие на формирование всех конституционно-правовых отношений Конкретные принципы порождающие конкретные общественные отношения Конституционно-правовые институты Группы внутресогласованных правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли Конституционного права (Институт выборов; институт политико-территориального устройства; институт главы государства, институт местного самоуправления и.т.п.) Конституционно-правовые нормы установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и специальные, отличающие их от норм других отраслей права (сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены и др.). Конституционно-правовые принципы – основополагающие начала, на которых строятся конституционно правовые отношения

6

Слайд 6

1.5. Конституционно правовые нормы Конституционно-правовая норма – это санкционированное и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, определяющее границы должного поведения субъектов конституционно-правовых отношений, устанавливающее их права и обязанности Особенности конституционно-правовых норм Источники выражения – основополагающие нормы содержатся в Конституции, обладающей высшей юридической силой Своеобразие видов – для конституционного права своейственно большое количество общерегулятивных норм (норм-принципов, норм-задач, программно-целевых норм, норм-дефиниций и т.д.) Сфера общественных отношений, на регулирование которых конституционно-правовые нормы направлены - основополагающие общественные отношения Специфический характер субъектов – народ, нация, народность, государство, органы государственной власти, ограны местного самоуправления и их должностные лица, граждане, юридические лица, субъекты. Учредительный характер предписаний – устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок, определяют саму систему государственных органов и т.д. Особый механизм реализации – не всегда связан с возникновением конкретного правоотношения, а связан с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации и т.д.) Специфика структуры конституционно-правовой нормы – имеет гипотезу, диспозицию; санкция, как правило, отсутствует.

7

Слайд 7

1.6.1. Определения Конституционного права В.Е. Чиркин Конституционное право-это система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и.т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности) А.А. Мишин Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. Б.А. Страшун Конституционное право-это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления.

8

Слайд 8

1.6.2. Определения Конституционного права А.В. Зиновьев Конституционное право – это ведущая отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, закрепляющих основы государственного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, избирательную систему, статус депутата, систему, основы организации и деятельности органов государства, основы организации и деятельности органов местного самоуправления, и призванных регулировать властеотношения и оптимально сбалансировать соотношение сил соотношение социально-политических групп, участвующих в осуществлении государственной власти М.В. Баглай Конституционное право может быть определено как система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права.

9

Слайд 9: Тема 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ

2.1. Понятие Конституции. К онституция – Основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме Регулирует Самые стабильные и важные общественные отношения П рава и свободы человека У стройство государства О рганизацию власти в государстве (структуру, порядок формирования государственных органов и распределение компетенции между ними) И ные важнейшие общественные отношения, необходимость конституционного регулирования которых вызвана национальной спецификой и традициями конкретного государства Н ародность конституции : она должна выражать интересы народа, закреплять те общественные отношения, которые отвечают менталитету и стремлениям данного народа; во-вторых, исходить от народа и приниматься народом либо непосредственно, либо через своих представителей Р еальность конституции : данный документ должен отражать ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, не имеющим авторитета в народе, и, следовательно, не будет соблюдаться О сновные черты С табильность конституции – ее важнейшая черта, так как это документ длительного действия. Она должна обеспечивать незыбленность существующего порядка на определенное время и не частым, сиюминутным изменениям О сновополагающий характер конституции : она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные, носит обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить лишь самое главное в устройстве общества и государства

10

Слайд 10

2.2. Основные функции Конституции Основные функции конституции Учредительная Юридическая Организационная Конституция закрепляет уже существующий на момент принятия конституции порядок и, в тоже время, создает предпосылки для возникновения новых общественных отношений, созревших обществе, ноне могущих стать легитимными, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая и учреждается конституцией Конституция является основным законом страны, служит основой правовой системы и правопорядка в стране Конституция выступает регулятором важнейших общественных отношений, как документ прямого действия может стать основой возникновения общественных отношений, дает импульс развитие законодательства и принятию большого количества новых нормативных актов Организаторская функция Конституции проявляется во многих общественных отношениях, например, возможность создания различных политических партий и участия в их работе приводит к широкому представительству различных социальных слоев населения в политической жизни; конституционное правосудие, независимость судебной власти, формирование института ответственности за нарушение конституции и законов Конституция учреждает порядок распределения общественного богатства, определяет формы собственности и их соотношение, устанавливает порядок приватизации и национализации собственности, устанавливает принципы взаимоотношений работника и работодателя Экономическая Идеологическая Конституция выступает средством идеологического воздействия, носит воспитательный характер и призывает субъектов конституционных отношений к уважению основного закона и соблюдению норм и принципов, заложенных в самой конституции. Суть идеологической функции заключается в требовании следовать закрепленным в ней демократическим положениям Внешнеполитическая функция конституции проявляется в двух направлениях, во-первых, она закладывает основы внешнеполитической деятельности государства; во-вторых, является источником информации об организации государства (территориальной организации, организации власти отдельно) Внешнеполитическая

11

Слайд 11

2.3. Структура Конституции. О сновные элементы структуры конституции О собенности П реамбула обычно провозглашается от имени народа либо от имени органа, принявшего конституцию; описывает историческое прошлое народа; провозглашает цели, во имя которых принимается конституция П реамбула – распространенный, но не обязательный элемент. Некоторые конституции (например, итальянская) не имеют преамбулы С овсем иная роль преамбул некоторых стран тоталитарного и авторитарного социализма. Их преамбулы – не краткая декларация, а большой рассказ о жизни страны, ее тяжелом прошлом, победе революции, целях нового общества. Часто такие преамбулы закрепляют (конституционно) историческую роль отдельных личностей О бычно преамбула носит ненормативный характер (не содержит конкретных юридических норм). Исключение – Франция. П реамбула – краткая и торжественная вступительная часть конституции Текст разбит на главы (части, разделы) и статьи, которые имеют нумерацию. Каждая глава регулирует определенную сферу общественных отношений (права человека, устройство государства), а статья содержит конкретные нормы В современных конституциях обычно сначала идет регулирование основ конституционного строя, затем – прав и свобод человека, затем – устройства государства и системы государственных органов В среднем конституции, принятые в современную эпоху, имеют 100-150 статей. Бывают конституции очень лаконичные: конституция США содержит 7 статей (разделов), а конституция Монголии – 70 статей. Существуют и слишком подробные, «раздутые» конституции. Это конституция Индии (около 450 статей) конституция Бразилии (около 315 статей), конституция Португалии (около 300 статей), конституция Мексики (около 100 статей, но каждая в себе содержит еще 5-10 статей) О собенности С точки зрения современной теории конституция должна быть четкой, компактной, лаконичной, содержать лишь самое главное и ничего лишнего, а не «раздутой» непонятной, где можно запутаться О сновная часть (сам текст конституции) З аключительные и переходные положения (обеспечивают, преемственность между прошлой и нынешней конституциями)

12

Слайд 12

Ю ридические свойства Конституции К онституция – есть Основной закон государства Конституция – общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим законодательным и представительным органом государства или народом на референдуме, иными способами. Этот акт закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства Как правило, конституция – это единый нормативно-правовой акт. По своему значению и по своей роли она – основной закон государства, все остальное законодательство не должно противоречить нормам основного закона, поскольку основной закон имеет высшую юридическую силу, и в этом его юридическое верховенство Поскольку все законодательство страны развивает положения конституции, «Произрастает» из нее, то о конституции можно говорить как о базе текущего законодательства. Принятие новой конституции объективно ведет к постепенной смене всего законодательного массива Чтобы конституция была стабильной и имела высшую юридическую силу по отношению к остальному законодательству, порядок принятия конституции должен быть гораздо сложнее, чем порядок принятия обычного закона Ю ридическое верховенство конституции К онституция – база текущего законодательства О собый порядок принятия и изменения конституции 2.4. Юридические свойства Конституции

13

Слайд 13: Тема 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

3.1. Понятие Общественного строя и его принципы Общественный (конституционный) строй - система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом Верховенство права связанность государства, его органов правам как в сфере правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности Приоритет прав и свобод человека. "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой политического порядка и социального мира". Государственный суверенитет". свойство государственной власти быть верховной и юридически независимой от любой иной социальной власти. Политический плюрализм. Ни одно государство, считающее себя демократическим, не может нормально функционировать без политического многообразия. Принцип Разделения властей. ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована. ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕНОГО СТРОЯ

14

Слайд 14

3.2. Элементы Общественного (конституционного) строя. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ Экономическая система общества. 1. Порядок распределения «общественного богатства» (полезные ископаемые и иные природные ресурсы) 2. Признаваемые в государстве формы собственности и их соотношение. 3. Принципы и общий порядок «приватизации и национализации» 4. Степень государственного регулирования отношений между работником и работодателем 5. Охрана частной собственности и права её наследования Политическая система общества демократические политические системы; авторитарные политические системы; тоталитарные политические системы; переходные политические системы; Социально-культурная система общества 1. Общие принципы взаимодействия социальных групп общества (национальностей, этносов, гендерных групп; и.т.д. 2.Свобода совести и вероисповидания; 3. Государственная политика в области охраны памятников истории и культура, поддержки создания духовных ценностей, образования, науки и творчества. 4. Свобода творчества

15

Последний слайд презентации: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.3.Партии в политической системе общества Политическое многообразие (плюрализм) - это возможность свободной реализации в обществе различных политических взглядов, идеологий, школ, деятельности различных политических партий и организаций (многопартийность). Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления Основные цели политических партий Формирование общественного мнения Политическое образование и воспитание граждан Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе

Похожие презентации

Ничего не найдено