Презентация на тему: Конкуренция и монополия

Конкуренция и монополия
Сущность конкуренции
Характеристики и функции конкуренции
Функции конкуренции
Положительные качества конкуренции
Отрицательные черты конкуренции
Основные виды конкурентной борьбы
Виды конкурентной борьбы
Конкуренция и монополия
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополия
Монопольная цена
Формы монополистических объединений:
Естественные монополии
Монополистическая конкуренция
Конкуренция и монополия
Олигополия
Методы конкуренции
Неценовая конкуренция
Признаки основных рынков
Антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование в России
Конкуренция и монополия
Недобросовестная конкуренция
Методы недобросовестной конкуренции :
Меры экономического воздействия государства на рынок
1/28
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 20)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (80 Кб)
1

Первый слайд презентации: Конкуренция и монополия

Лохтина Т.Н. Иркутск 2014

Изображение слайда
2

Слайд 2: Сущность конкуренции

Конкуренция устанавливает на рынке порядок, который экономисты называют рыночным равновесием. Конкуренция - экономическое соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Слово конкуренция латинского происхождения: concurrere – бежать вместе, сталкиваться. В ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Характеристики и функции конкуренции

Если предложение выше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами. Если же спрос больше предложения, то возникает соперничество между покупателями. В ходе конкурентной борьбы рынок из множества товаров отбирает только те, что нужны потребителям. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, следует производить то, что предпочитает потребитель. Конкуренция ориентирует производителей на удовлетворение запросов потребителей, стимулирует эффективную деятельность производителя, способствует дифференциации товаропроизводителей.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Функции конкуренции

Ведет к ликвидации неконкурентоспособных предприятий путем слияния, продажи, преобразований и т.д. Стимулирует снижение цен и повышение качества продукции (товаров, работ, услуг). Способствует развитию общественного производства, эффективному использованию экономических ресурсов. Приносит пользу покупателям, учитывая их интересы и способствует экономическому благосостоянию общества в целом.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Положительные качества конкуренции

способствует эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых товаров; стимулирует изменения в условиях производства; обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров; способствует внедрению достижений науки и техники в производство, разработке совершенных технологий, методов управления производством; улучшает обслуживание потребителей; способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Отрицательные черты конкуренции

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (запасы недр, водоемы, лес, и т.д. и защите окружающей среды, экологической безопасности; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги, городское хозяйство); не создает условия для развития фундаментальной науки, системы образования; не гарантирует право на труд, доход, отдых; не препятствует социальной несправедливости и имущественному расслоению; порождает условия для возникновения социальной и экономической напряженности в обществе.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные виды конкурентной борьбы

функциональная, для которой характерна борьба за определенную продукцию, товар, услугу; видовая, т.е. по цене и качеству; межфирменная (среди отдельных фирм, предприятий и других предпринимательских структур); внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Виды конкурентной борьбы

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством. Однако только при капитализме она превратилась в главный элемент рыночного регулирования, появились два вида конкурентной борьбы в классическом капитализме со свободным (совершенным) рынком: внутриотраслевая конкуренция определила соперничество предпринимателей одной отрасли, производящих однотипную продукцию. В этом случае выигрывают предприятия с более высокой производительностью труда, технически и организационно превосходящие конкурентов;

Изображение слайда
9

Слайд 9

межотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями разных отраслей. Капиталы менее прибыльных отраслей перемещаются в более прибыльные сферы производства. Постоянный перелив капитала в погоне за прибылью создавал объективное неустойчивое динамичное равновесие. Оно обеспечивало получение равной прибыли на равный капитал независимо от его вложения. Классификация видов конкурентной борьбы зависит от количества производителей и их доли влияния, объема продаж или покупок на рынке.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция характеризует такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса чрезвычайно мало. Признаки совершенной конкуренции: большое количество продавцов и покупателей, свободный доступ на рынок и выход из него; товар однороден у всех производителей; покупатель вправе выбрать любого продавца, исключена дискриминация потребителей; отсутствие возможности у покупателей и продавцов влиять на цены; и т.д.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Несовершенная конкуренция

Рынок несовершенной конкуренции предполагает функционирование одной или нескольких предпринимательских структур, занимающих доминирующее положение и контролирующих рынок какого-либо товара. Определяющим признаком при этом являются не размеры предприятия, а его доля в общем объеме рынка. Возникла из совершенной конкуренции как его антипод. Различают несколько моделей несовершенной (монополистической) конкуренции: монополии, олигополии и монополистической конкуренции (дифференциации продуктов).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Монополия

Чистая (абсолютная) монополия (монополия – греч. mono – один, единственный + poleo – продаю – исключительное право на что-либо, например, на производство, торговлю и т.п., принадлежащее одному лицу, группе или государству), т.е. монополия – это исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, как экономическое явление существовала еще в древнем мире. И была, скорее, явлением исключительным. Появление предприятий-монополистов явилось результатом концентрации производства (укрупнение производства за счет дополнительно привлекаемого капитала) и его централизации (слияния мелких и средних предприятий в одно крупное) как фактор усиления конкурентной борьбы. В конце Х I Х в. повсеместно возникают и утверждаются в разных отраслях экономики устойчивые формы монополистических объединений – ринги, пулы, картели, синдикаты, тресты.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Монопольная цена

– это особый вид рыночной цены, которая устанавливается выше или ниже конкурентной цены в целях получения монопольного дохода в форме сверхприбыли. Могут устанавливаться монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольная сверхприбыль выступает как реализация экономического господства монополистов на рынке. Монополии образуются путем объединения капиталов, слияния или присоединения в результате достигнутых договоренностей или соглашений (сговора)..

Изображение слайда
14

Слайд 14: Формы монополистических объединений:

Ринг Пул Картель Синдикат Трест Концерн Конгломерат Эти формы монополий существуют и сейчас, хотя и дополнились новыми: корпорация, холдинг, транснациональная корпорация, финансово-промышленная группа, хозяйственная ассоциация, бизнес-группа, консорциум.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Естественные монополии

- Это предприятия, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, например), а также предприятия общественного пользования (электро-и водоснабжения, линии связи и пр.). Естественной государственной монополией традиционно являются, например, организация и регулирование эмиссии денег в стране, закупка продукции военного назначения и другие изделия и услуги стратегического назначения. В настоящее время монополия в чистом виде – явление крайне редкое.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Монополистическая конкуренция

- рыночная ситуация, при которой относительно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. При чистой конкуренции фирмы производят однородную или стандартизированную продукцию, при монополистической – дифференцированную. Каждая фирма продает особый тип товара, отличающийся качеством, дизайном, удобством обслуживания, сроком службы. Фирмы вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Важная характеристика этой модели – относительная легкость вступления в рынок. Производители на таком рынке, обычно не крупные предприниматели, им требуется для становления сравнительно небольшой первоначальный капитал.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Олигополия

- особенность этой модели несовершенной конкуренции – небольшое количество ее участников (до десяти). Эти фирмы контролируют большой сегмент (около 20-40%) определенного рынка товаров или услуг. Проникновение новых фирм на этот рынок весьма затруднено. Олигополии могут производить как однородную, так и дифференцированную продукцию. Немногочисленность крупных фирм способствует монополистическим соглашениям (гласно и негласно) о разделе рынка, установлении цен или способам ограничения конкуренции между собой.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Методы конкуренции

Традиционно выделяют две группы методов конкуренции – ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены происходит за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли без изменения ассортимента и качества производимой продукции. Неценовая конкуренция предполагает: предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и срока службы;

Изображение слайда
20

Слайд 20: Неценовая конкуренция

изменение свойств (например, безопасность, экологичность, эстетичность, удобство и простота эксплуатации); создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей; постоянное обновление свойств продукции, являющейся символом моды или престижности, фирменных товаров (товарные марки, знаки); совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация, установка, доставка), послепродажного сервисного обслуживания (гарантийный ремонт, в частности).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Признаки основных рынков

Характерные признаки Модели рынка Совершенная конкуренция Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция 1. Число фирм Большое количество Одна крупнейшая Несколько Много 2. Тип продукта Стандартизированный Уникальный Стандартизированный или дифференцированный Дифференцированный 3. Условия вступления в рынок Очень легкие Блокированы Затруднены Сравнительно легкие 4. Контроль над ценой Отсутствует Полный Приоритет ценового лидера Некоторые ограничения (возможностью замены товара) 5. Неценовые методы Отсутствуют Почти нет Типичное явление Значительный упор на рекламу, качество продукции, товарный знак

Изображение слайда
22

Слайд 22: Антимонопольное регулирование

- система экономических, административных и законодательных (юридических) актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Государственное антимонопольное регулирование включает контроль за уровнем концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, противодействие недобросовестной (незаконной) конкуренции.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Антимонопольное регулирование

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в 1889 г. в Канаде. В США с 1890г. действует закон Шермана, широко известный как «Хартия экономической свободы», он дополнялся поправками в 1914, 1936, 1959 гг. По образцу законов Шермана и Клейтона ( 1914г.) принимаются антитрестовские законы в Австралии, Новой Зеландии и в 30-е гг. ХХ в. в некоторых странах Европы. Наиболее жестким остается американское законодательство, оно значительно превосходит воздействие антимонопольных мер других индустриальных стран. Так, монополизацией местного или национального рынка в США обычно считается доля, равная либо превышающая 60%. Доля в 90-100% в США считается полной или абсолютной монополией.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Антимонопольное регулирование в России

В России действует Федеральный закон « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках », принятый 22 марта 1991г. направленный на борьбу с монополизацией экономики, монополистической практикой и недобросовестной конкуренцией. Этот закон - основа для последующего принятия других нормативно-правовых актов, определивших организационные и юридические положения, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Среди них: законы о рекламе, естественных монополиях, о защите прав потребителей, защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Образован специальный орган – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Он более известен как антимонопольный комитет. После ряда административных преобразований в настоящее время (с 2004г.) функции антимонопольного регулирования возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Ее задачей является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Недобросовестная конкуренция

Законом не допускается недобросовестная конкуренция - любой акт конкурентной борьбы, который противоречит положениям действующего в стране законодательства, порядкам и обычаям делового обращения, порядочности в бизнесе. Они ведут к ослаблению позиций конкурентов, нанесению им ущерба. Часто недобросовестную конкуренцию называют незаконной.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Методы недобросовестной конкуренции :

распространение ложных, неточных или искаженных сведений о происхождении товара, его качестве, потребительских свойствах; незаконное использование чужих товарных знаков, фирменного наименования или маркировки товаров, копирование формы, упаковки, технических достижений; проведение антирекламной политики в отношении конкурента; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца, т.е. промышленный шпионаж; дезорганизация производства конкурента и др.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Конкуренция и монополия: Меры экономического воздействия государства на рынок

- государственные заказы, что особенно важно для малого бизнеса; - дифференциация налогообложения, льготы по налогам и кредитам; - субсидии, субвенции, дотации со стороны государства; - нормальное и стабильное функционирование денежно-финансовой системы, инфраструктуры рынка.

Изображение слайда