Презентация на тему: Концепт и значение

Концепт и значение
Е.С. Кубрякова. Глоссарий к Словарю когнитивных терминов
Концепт и значение
ЛЗ и КОНЦЕПТ
Концепт и значение
Концепт и значение
Концепт и значение
Концепт и значение
Концепт и значение
Полевая структура концепта
Концепт и значение
СЛОВО И КОНЦЕПТ
КОНЦЕПТ И СЛОВО
ТИПЫ КОНЦЕПТОВ
Ю.С. Степанов
1/15
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (95 Кб)
1

Первый слайд презентации: Концепт и значение

Изображение слайда
2

Слайд 2: Е.С. Кубрякова. Глоссарий к Словарю когнитивных терминов

КОНЦЕПТ  ( concept ; Konzept ) – единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга ( lingua mentalis ), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Концепты возникают в процессе структурирования информации как об объективном положении дел в мире, так и о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику, и позволяют хранить знания о мире. Процесс категоризации.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Для формирования и существования концептов наличие языка не является обязательным условием, однако он необходим для обмена концептами и их обсуждения в процессе общения. Необходим он и для того, чтобы получить доступ ко всем концептам, существующим в сознании. Е.С. Кубрякова отмечает, что если раньше язык понимался лишь как система знаков или средства коммуникации, то в настоящее время это еще и «средство доступа ко всем ментальным процессам, происходящим в голове человека и определяющим его собственное бытие и функционирование в обществе » ( Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997).

Изображение слайда
4

Слайд 4: ЛЗ и КОНЦЕПТ

Концепт – элемент ментальной системы, а значение – элемент системы языка. Значение есть путь к изучению когнитивной системы говорящих. Психофизическая основа К.– некий чувственный образ, к которому «прикреплены» знания о мире, составляющие содержание концепта. СОЛНЦЕ – яркое, светит, луна, жаркое, красное, тепло, печет, лето, день, встало, взошло, жизнь, звезда, море, Бог, Белое солнце пустыни… (РАС) – зрительный и тактильный образы в наивной картине мира. СОЛНЦЕ – 1. Н ебесное светило – раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля (астроном.) 2. Свет тепло, излучаемые этим светилом.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Значение слова представляет собой совокупность семантических компонентов. Вычленяя и описывая значение (семы, их составляющие), мы должны отдавать себе отчет в том, что это еще не сами концепты, это их составляющие, репрезентированные набором сем. И даже все слова, имеющие отношение к данное теме, не представят нам содержание концепта полностью, так как мир мысли отражается в языке не полностью.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Полевая организация лексического значения позволяет предполагать, что и Концепт устроен прототипически (см. Э. Рош ). В нем наличествует ядро ( прототипический образ УПК) – универсальный предметный код, единицы УПК – нейрофизиологические единицы, кодирующие в биоэлектрической форме знания человека, и хранящие их в этой форме в долговременной памяти. Этот образ носит индивидуально-чувственный характер. Экспериментальное исследование показало, что наиболее яркие наглядно-чувственные образы у носителей рус. яз. связаны с названиями астрономических тел, транспортных средств, предметов быта, времен года, суток, наименований частей тела, частей ландшафта и др. Наиболее яркие образы были выявлены для таких единиц, как солнце, луна автобус, кровь, стол, ночь, уголь, бабушка, мать, трава, телефон, лес, магазин, дождь, собака, яблоко…

Изображение слайда
7

Слайд 7

Интересно, что те или иные образы обнаружены и для абстрактной лексики – они тоже имеют чувственный характер, но более субъективны, резче различаются у разных испытуемых: религия – церковь, монахи, иконы, молящиеся люди, библия, свеча; молчание – люди со сжатыми губами и выразительными глазами, пустая комната, тишина; быт – мытье посуды, уборка квартиры, телевизор; математика – цифры, графики, примеры в учебнике, исписанная формулами доска.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Если же конкретный образ выделяется как групповой (береза – белая, пустыня – песок), то этот образ можно рассматривать как факт концептосферы народа, как относительно стандартизованный образ, обработанный и закрепленный национальным сознанием.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Значение с воими системными семами передает определенные признаки К., но это всегда лишь часть смыслового содержания концепта. Для экспликации концепта нужны многочисленные семемы – семантическое поле.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Полевая структура концепта

Полевая организация ЛЗ и полевая организация К. (информация не может храниться не в упорядоченном виде). Ядро – прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные, наиболее яркие образы: запах движется, течет, как вода, имеет вес, вкус, температуру, структуру (простую/сложную) Б олее абстрактные признаки составят периферию концепта. Периферийность не есть незначимость, это лишь удаленность от конкретности признаков. Структура нежесткая, наблюдается подвижность элементов

Изображение слайда
11

Слайд 11

К. признаки соотносятся с семами, а концептуальные слои – с ЛСВ (З.Д. Попова, И.А. Стернин ). Метафорическая модель К – облако, которое проливается дождем слов (Л. Выготский), снежный ком (Токарев). К.: одноуровневые (только чувственное ядро, фактически один базовый слой) таковы концепты-предметные образы, некоторые концепты-представления (желтый, зеленый). Многоуровневый концепт – грамотный – базовый слой – «пишущий человек», и другие слои (Попова, Стернин, с. 152).

Изображение слайда
12

Слайд 12: СЛОВО И КОНЦЕПТ

А.Р. Лурия : процессы мышления и вербализация локализованы в разных участках мозга, что свидетельствует об их автономности. Механизмы речи и письма также автономны. Слово в разных своих значениях может соотноситься с одной концептуальной областью или с разными: ИДТИ и МЕДВЕДЬ.

Изображение слайда
13

Слайд 13: КОНЦЕПТ И СЛОВО

КОНЦЕПТ репрезентируется в языке: - готовыми лексемами (СМЕХ) - фразеологическими сочетаниями и пословицами (РАБОТА НЕ ВОЛК…) - свободными словосочетаниями (ЛЕТО ЖАРКОЕ, ЗИМА СНЕЖНАЯ) - структурными схемами предложений (НЕ СПИТСЯ, НЕ ЧИТАЕТСЯ, НЕ РАБОТАЕТСЯ) - текстами и совокупностями текстов (ПУТЕШЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВ); Дилетант – тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая глубокими знаниями ) (СО). Языковой знак представляет концепт в языке, слово передает какие-то (основные?) признаки К. Весь концепт м.б. выражен лишь всеми языковыми средствами, ориентированными на эти смыслы. Слово является средством доступа к концептуальному знанию, слово – это ключ к концепт. информации.

Изображение слайда
14

Слайд 14: ТИПЫ КОНЦЕПТОВ

КОНЦЕПТ есть комплексная мыслительная единица, которая в процессе мыслительной деятельности (в соответствии с голографической гипотезой считывания информации А.А. Залевской ) поворачивается разными сторонами, актуализируя в процессе мыслительной деятельности разные свои признаки и слои. Представления – обобщенно-наглядные образы предметов и явлений (Бабушкин) обозначаются словом: дрожь – частое судорожное вздрагивание тела; клен – лиственное дерево с широкими резными листьями; ласточка – перелетная птица с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полете. Зрительные восприятия СХЕМА – концепт, представленный некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой (дерево – ствол, крона). ПОНЯТИЕ – наиболее общие существенные признаки предмета, результат наблюдений, обобщений и осмысления. Квадрат – прямоугольник с равными сторонами… СЦЕНАРИЙ – последовательность нескольких эпизодов во времени. Стадион – это концепт, а посещение стадиона – особый сценарий.

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Концепт и значение: Ю.С. Степанов

Концепт имеет сложную структуру. С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия ; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры – исходная форма (этимология): сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциаци и оценки и т.д. (Степанов 1997: 43). Этимология слов гнев, зависть, ревность, печаль

Изображение слайда