Презентация на тему: Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и

Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
21июля 2009 г. – совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Из речи президента:
Цели курса ОРК и СЭ
Основные задачи курса
ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Культурологический принцип
Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить
Планируемые результаты (на основе образовательных стандартов второго поколения)
Необходимые условия для реализации ОРК и СЭ
Культурологический принцип
Основы культурологического подхода:
Методические основы
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
Методические основы
Методические основы
Методические основы
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
1/22
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 25)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (518 Кб)
1

Первый слайд презентации: Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Изображение слайда
2

Слайд 2: 21июля 2009 г. – совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России

Изображение слайда
3

Слайд 3: Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур ; Основы светской этики.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Из речи президента:

«Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Цели курса ОРК и СЭ

Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование поликультурной компетентности (знание и принятие человеком культурного и религиозного многообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Основные задачи курса

формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; развитие способностей общения в поликультурной среде

Изображение слайда
7

Слайд 7: ОСОБЕННОСТИ КУРСА

В содержании курса представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика. Курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и принять, зная их религиозно–культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Культурологический принцип

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить

понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали,понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений

Изображение слайда
10

Слайд 10: Планируемые результаты (на основе образовательных стандартов второго поколения)

Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень) Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень) Получение школьниками опыта самостоятельного общественного (социального) действия (3 уровень)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Необходимые условия для реализации ОРК и СЭ

организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию; активное участие семьи

Изображение слайда
12

Слайд 12: Культурологический принцип

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Основы культурологического подхода:

Курс направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; отсутствие позиции катехизации (индоктринации); отсутствие доминирующих позиций какой-либо религиозно–культурной традиции перед другими; воспитательный характер; минимизация конфликтных факторов.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Методические основы

Диалогическое взаимодействие Актуализация изучаемого материала Опора на самостоятельность мышления учащихся Развитие творчества, навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Содержание каждого из модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия, религиозно–культурные традиции и представляется основными тематическими блоками:

Изображение слайда
16

Слайд 16: Методические основы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Блок 2. – содержание выбранного модуля. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес–сионального народа России. Блоки 1 и 3 – для совместного изучения всеми учащимися класса

Изображение слайда
17

Слайд 17: Методические основы

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Методические основы

Выступление учащихся со своими творческими работами, например: «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина…», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моем городе, районе», народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.

Изображение слайда
19

Слайд 19

ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина. II. Основы светской этики – 28 ч. Что такое светская этика? Мораль и культура Особенности морали Добро и зло Добродетели и пороки Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг Справедливость Альтруизм и эгоизм Дружба Что значит быть моральным? Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Изображение слайда
20

Слайд 20

Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди Этикет III. Духовные традиции многонационального народа России – 5 ч. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся с творческими работами Всего: 34 ч.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Содержание курса «Основы православной культуры» I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества1 Россия - наша Родина. 1 II. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Особенности восточного христианства. Во что верят православные христиане. Священное Писание и Священное Предание. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика. Заповеди. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Православный календарь. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и

III. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка и представление творческих проектов. Всего: 34 урока.

Изображение слайда