Презентация на тему: Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1

Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1
1/28
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (508 Кб)
1

Первый слайд презентации: Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1

Кандидат педагогических наук Наумчик Павел Иванович

Изображение слайда
2

Слайд 2

1. Научная картина мира

Изображение слайда
3

Слайд 3

Понятие научной картины мира — одно из основополагающих в естествознании. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения и образует картину мира. За историю человечества существовало большое количество разнообразных картин мира. Но самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира — это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Научная картина мира – это сложная структура, включающая в себя в общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.) которые включают в себя многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки явлений и процессов объективного мира.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Основой современной научной картины мира является физическая картина мира. Однако постепенно лидирующее положение начинает занимать биология. Так, в современной науке эволюционные идеи биологии становятся универсальными их использование в космологии, физике, химии, и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир. Научная картина мира строится на основе научной парадигмы. Научная парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - это система научных взглядов и установок, разделяемая большинством ученых на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца. Парадигма отвечает на вопросы: «Что изучать?», «Как изучать?» и «Какими методами?». На уровне парадигмы формируются основные нормы разграничения научного знания от ненаучного. В период господства в науке какой-либо парадигмы происходит относительно спокойное (эволюционное) развитие науки, но с течением времени она сменяется новой парадигмой – новой системой научных ценностей, миропонимания и стандартов научности. Формирование новой парадигмы, осуществляется путем научной революции.

Изображение слайда
5

Слайд 5

2. Методы научного познания

Изображение слайда
6

Слайд 6

Научные методы — это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Их разделяют на: общие методы научного познания, частные методы научного познания; особенные эмпирические методы научного познания; особенные теоретические методы научного познания; особенные универсальные методы научного познания. Общие методы научного познания В истории философии можно найти только два общих метода — метафизический и диалектический. Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Частные методы научного познания Это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки. Например, метод кольцевания птиц применяемый в зоологии. Они определяют тактику исследования. Стратегию исследования определяют особенные методы познания. Иногда частные методы могут использоваться за пределами наук в которой они возникли. Так, некоторые методы физики, применяют в астрофизике, геофизике, и др. Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. Существуют следующие особенные методы: особенные эмпирические методы; особенные теоретические методы; особенные универсальные методы (действующие как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания).

Изображение слайда
8

Слайд 8

3. Особенные эмпирические и теоретические методы научного познания

Изображение слайда
9

Слайд 9

Особые методы научного познания Эмпирические методы Наблюдение Измерение Теоретические методы Абстрагирование Идеализация Эксперимент Формализация Индукция Дедукция Гипотеза

Изображение слайда
10

Слайд 10

Особенные эмпирические методы научного познания Наблюдение — это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Измерение — это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных технических устройств. Эксперимент — это целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных его сторон, связей и отношений.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Абстрагирование — мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Примером абстракций являются такие понятия, как точка, прямая, множество и т.д. Абстракция фокусируется на существенных с точки зрения наблюдателя характеристиках объекта.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Идеализация — это операция мысленного выделения какого-либо одного, важного для данной теории свойства и мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством. Например:«абсолютно черное тело», «идеальный газ», «атом» в классической физике и т.д. Формализация — использование специальной символики вместо реальных объектов. Ярким примером формализации является широкое использование математической и химической символики. Формализация дает возможность исследовать объект без непосредственного обращения к нему и записывать полученные результаты в краткой и четкой форме.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Индукция — метод научного познания, в котором общий вывод получают на основании частных посылок, т.е. переходят от частного к общему. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса неполной индукции, которая строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Дедукция — метод научного познания, представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний, переход от общего к частному. Например: «Все люди смертны»; «Иван — человек»; следовательно, «Иван — смертен». Дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза — это не достоверное, а вероятное знание, истинность или ложность которого еще не установлена.

Изображение слайда
15

Слайд 15

4. Особенные универсальные методы научного познания

Изображение слайда
16

Слайд 16

Аналогия — метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-то существенным свойствам. В основе метода аналогии лежит метод сравнения. Интересные аналогии

Изображение слайда
17

Слайд 17

Метод моделирования предполагает изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. Современной науке известно несколько типов моделирования: предметное, мысленное, знаковое и компьютерное. Предметное моделирование - использование физических моделей, воспроизводящих характеристики прототипа. Например модели самолетов, машин, различных сооружений.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Мысленное моделирование — это использование различных мысленных представлений в форме воображаемых моделей. Например планетарная модель атома Э. Резерфорда. Знаковое (символическое ) моделирование использует в качестве моделей схемы, чертежи, формулы. В них в условно-знаковой форме отражаются какие-то свойства оригинала.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Компьютерное моделирование получило широкое распространение в последнее время. В данном случае компьютер является одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющим оригинал. Моделью при этом является компьютерная программа (алгоритм). Анализ — метод научного познания, в ротором предмет раскладывают на составляющие его части для их отдельного изучения. Синтез — метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Классификация — метод научного познания, позволяющий объединить в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках.

Изображение слайда
20

Слайд 20

5. Общенаучные подходы. Системный метод

Изображение слайда
21

Слайд 21

Это подходы применимы к исследованию любых явлений и любой сферы действительности. К числу общенаучных подходов относятся: структурный подход, ориентирующий на изучение внутреннего строения системы, характера и специфики связей между ее элементами; функциональный подход, изучающий функциональные зависимости элементов данной системы, а также ее входных и выходных параметров; алгоритмический подход, использующийся при описании информационных процессов, функционирования систем управления и в других случаях, когда существует возможность представить изучаемое явление в виде процесса, происходящего по строгим правилам; вероятностный подход, нацеливающий исследователя на выявление статистических закономерностей, ориентирует на изучение процессов как статистических ансамблей; информационный подход, связан с выделением и исследованием информационного аспекта различных явлений действительности — объема потока информации, способов ее кодирования и алгоритмов переработки.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Системный подход Система  (от др. греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) . Под системным подходом понимают метод исследования окружающего мира, при котором интересующие нас предметы и явления рассматриваются как элементы определенного целостного образования.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Строение системы В основе современной науки о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира может быть рассмотрен как сложное образование –систему. Существуют следующие компоненты системы: подсистемы и элементы. Подсистема, крупная часть системы, обладающая значительной самостоятельностью. Элемент, минимальный, далее уже неделимый компонент в рамках системы.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Структура системы Структура системы - это совокупность связей между её элементами. Существует два типа связей : горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи — это связи координации между однопо-рядковыми элементами системы. Они носят коррелирующий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие ее части. Вертикальные связи — это связи субординации, т.е. соподчинения элементов. Они выражают сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимости могут уступать другим и подчиняться им. Пирамида человеческих потребностей Практически для любой системы характерна иерархичность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Классификация систем В рамках системного подхода была создана общая теория систем, которая классифицирует системы по нескольким основаниям. По структуре системы делят на дискретные, жесткие и централизованные. Дискретные (корпускулярные) системы состоят из подобных друг другу элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде, поэтому потеря нескольких элементов не наносит ущерба целостности системы. Жесткие системы отличаются повышенной организованностью, поэтому удаление даже одного элемента приводит к гибели всей системы. Централизованные системы имеют одно основное звено, которое, находясь в центре системы, связывает все остальные элементы и управляет ими.

Изображение слайда
26

Слайд 26

По типу взаимодействия с окружающей средой системы делятся на открытые и закрытые. Открытыми являются системы реального мира, обязательно обменивающиеся веществом, энергией или информацией с окружающей средой. Закрытые системы не обмениваются ни веществом, ни энергией, ни информацией с окружающей средой. Это понятие реально не существует, так как в действительности никакая система не может быть полностью изолирована от воздействия других систем. Поэтому все известные в мире системы являются открытыми.

Изображение слайда
27

Слайд 27

По составу системы можно разделить на материальные и идеальные. Материальные – это большинство органических, неорганических и социальных систем (физические, химические, биологические, геологические, экологические, социальные системы). Идеальные системы представляют собой отражение материальных систем в человеческом и общественном сознании. Примером идеальной системы является наука, которая с помощью законов и теорий описывает реальные материальные системы, существующие в природе.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Концепции современного естествознания Семинарское занятие № 1

Появление системного подхода говорит о зрелости современной науки. Этот подход проявляет себя в междисциплинарных исследованиях, конечным пунктом которого является формирование целостной модели изучаемого объекта.

Изображение слайда