Презентация на тему: КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Реклама. Продолжение ниже
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
Естествознание
Обществознание
Естествознание
Обществознание
Гуманитарные науки
Особенности научного знания
Особенности научного знания
Особенности научного знания
Наука и псевдонауки
Наука и псевдонауки
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип верификации)
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип фальсификации)
Критика принципа фальсификации И. Лакатосом
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки
ТОМАС КУН «Структура научных революций» 1962
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: парадигма есть совокупность научных достижений ( теорий ), признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. ПРИМЕРЫ : физика
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ : Ньютон не только сформулировал основ ные положения корпускулярной теории света, но в ряде экспериментов показал, что солнечный свет
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
НАУЧНЫЙ ФАКТ
Тренировка студента на образцах и примерах важна именно потому, что в этом процессе будущий ученый учится формировать определенные данные в ответ на
ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ
ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ ( Рациональный принцип принимается современными учеными )
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ ( Рациональный принцип )
1/70
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 91)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (899 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

ПРЕДМЕТ КСЕ Основные проблемы, идеи, теории естественных наук Научные принципы познания, методы познания, модели Результаты современного естествознания Историческое развитие и современное состояние

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА Знания о природе: 1) как они исторически изменялись; 2) о конкретных видах бытия; 3) современные представления; 4) что и как используется человеком. Знания о внутреннем мире человека: 1) философские, религиозные, юридические,, этические, искусствоведческие и другие; 2) ценности гуманитарного знания: гуманизм, идеалы красоты, свободы, добра и другие.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
4

Слайд 4

«НАУКИ О ПРИРОДЕ» И «НАУКИ О ДУХЕ» (Г.Риккерт, вторая половина XIX в.) Знания о природе: жестко связаны ( детерминированны ) причинной обусловленностью и закономерностями Знания о внутреннем мире человека: даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
5

Слайд 5

ОБЪЯСНЕНИЕ — ПОНИМАНИЕ СВЕДЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ К ИХ ПРИЧИНАМ И ЗАКОНАМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА, В КОТОРОЙ МЫ МОЖЕМ КАК БЫ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО И «ИЗНУТРИ» ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПЕРЕЖИТЬ КАКОЕ-ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВОСТОРГ ЕСТЬ ПОНИМАНИЕ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
6

Слайд 6

НАУКИ О ПРИРОДЕ ИСТИНЫ В НАУКАХ О ПРИРОДЕ ДОКАЗЫВАЮТСЯ; ОБЪЯСНЕНИЕ ОДИНАКОВО ДЛЯ ВСЕХ И ОБЩЕЗНАЧИМО.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

ИСТИНЫ ЖЕ В НАУКАХ О ДУХЕ ИСТОЛКО-ВЫВАЮТСЯ, ИНТЕРПРЕ-ТИРУЮТСЯ.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

метод « генерализиру-ющий » (выделяющий общее в вещах ). Метод « индивидуализиру-ющий » (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления). НАУКИ О ПРИРОДЕ НАУКИ О ДУХЕ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9

МАЛАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ БОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ НАУКИ О ПРИРОДЕ НАУКИ О ДУХЕ ОТНОШЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ ПОД ЦЕННОСТЯМИ ОБЫЧНО ПОНИМАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ ЛИЧНОСТНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
10

Слайд 10

Знания о природе отличаются высокой степенью объективности (независимости от человека) и достоверности (истинности) Ценности гуманитарного знания определяются и активизируются, исходя из социальной позиции человека ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА ГУМАНИТАР-НАЯ КУЛЬТУРА

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11

Имеют общую культурную основу Возникновение междисциплинарных направлений НАУКИ О ПРИРОДЕ НАУКИ О ДУХЕ ЕДИНСТВО И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12: НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

Особый способ познания мира Элемент духовной культуры Высшая форма человеческих знаний Социальный институт Система развивающихся знаний Система научных принципов, категорий, законов, приемов и методов исследования

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

Наука — это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ

Наука возникает с XVI—XVII вв. В это время наука получает общественное признание. Развиваются экспериментальные исследования. Формируется специализированный язык науки- язык математики. Формулируются законы природной физической реальности, создается система научных знаний (И.Ньютон).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Естествознание

СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИХ ДОСТИЖЕНИЮ, ОБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ПРЕДСТАЕТ ПРИРОДА — ЧАСТЬ БЫТИЯ, СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПО ЗАКОНАМ, НЕ СОЗДАННЫМ АКТИВНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Обществознание

СИСТЕМА НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ — ЧАСТИ БЫТИЯ, ПОСТОЯННО ВОССОЗДАЮЩАЯСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Естествознание

Физика Космология Геология Химия Биология И т.д.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: Обществознание

СИСТЕМЫ НАУК: экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Гуманитарные науки

СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ В КОТОРЫХ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСТУПАЮТ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Особенности научного знания

доказательность, аргументированность; логически непротиворечивый характер; систематичность, упорядоченность и согласованность;

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Особенности научного знания

Объективность, универсальность, общезначимость, общеприменимость. Объектами научного познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты. Осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Особенности научного знания

Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий (существование научного языка). Повторяемость, поиск общих законов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: Наука и псевдонауки

В УФОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Наука и псевдонауки

В ПАРАПСИХОЛОГИИ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КРИТЕРИЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Установленные путем наблюдений и экспериментов НАУЧНЫЕ ФАКТЫ Осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно - НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Предположительное знание истинность или ложность которого еще не доказана -НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ Наиболее общие понятия -КАТЕГОРИИ НАУКИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Отражение в теоретическом утверждении существенных связей между явлениями -ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ЗАКОНЫ НАУКИ Закономерность: ОБЪЕКТИВНО существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Закон- форма всеобщности, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, постоянные связи. Имеет абстрактный характер ( теоретическое положение), беднее явления, но глубже раскрывает внутреннюю сущность процессов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР. Закон - определенная сторона закономерности. Закономерность - совокупный результат действия законов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Наиболее общие и важные фундаментальные положения теории -НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Частные разновидности одной теории- НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Систематизированные знания, объясняющие посредством законов определенный фрагмент реальности в определенной области – НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ. Системы теорий, допускающие взаимное согласование – НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОПИСАНИЕ- фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СРАВНЕНИЕ – одновременное соотносительное исследование и оценка общих свойств или признаков для двух или более объектов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

АБСТРАГИРОВАНИЕ- мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение одной или несколько интересующих исследователя сторон

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ- совокупность приемов расчленения предмета на составные части и СИНТЕЗ совокупность приемов соединения частей предмета в единое целое

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ДЕДУКЦИЯ– вывод от общего к частному (вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества); ИНДУКЦИЯ – вывод от частного к общему (на основании знания части предметов множества достигается вывод о множестве в целом).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
40

Слайд 40: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ – создание моделей как заменителей оригинальных объектов познания

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Историческое изучение объекта – история изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учетом мелких деталей и случайностей. Логический изучение объекта: объект освобождается от случайного, несущественного.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
42

Слайд 42: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
43

Слайд 43: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

АКСИОМАТИЗАЦИЯ Построение теорий на основе аксиом - таких утверждений, доказательства истинности которых не требуется.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
44

Слайд 44: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД— создание системы дедуктивно -связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
45

Слайд 45: КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип верификации)

принцип опытной проверки, согласно которому истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными (разрабатывали позитивисты и неопозитивисты).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46: КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ (принцип фальсификации)

научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие чувственными данными (разработал К.Поппер).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
47

Слайд 47: Критика принципа фальсификации И. Лакатосом

1922-1974 «Доказательство и опровержение»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
48

Слайд 48: Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки

1.Принцип фальсификации не работает. Главное - не фальсификация гипотезы, а выдвижение научно-исследовательской программы. 2. Научно-исследовательская программа имеет ядро (основные принципы и законы) и защитные пояса, защищающие ее от столкновения с эмпирическими фактами.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
49

Слайд 49: Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки

3.Теория никогда не фальсифицируется, а замещается другой, лучшей теорией. 4. Исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50: Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки

5.Прогресс - если теоретический рост опережает рост эмпирический, она предсказывает новые факты. 6.Регресс – новые факты появляются неожиданно и им дается запоздалое объяснение. 7. Прогрессирующая теория вытесняет регрессирующие теории.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51: Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса о закономерностях развитии науки

8. В конкретной ситуации трудно определить, кто прогрессивнее. 9. Необходим «кодекс научной честности». 10. Главное – скромность ученого.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
52

Слайд 52: ТОМАС КУН «Структура научных революций» 1962

ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
53

Слайд 53: ОПРЕДЕЛЕНИЕ: парадигма есть совокупность научных достижений ( теорий ), признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. ПРИМЕРЫ : физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора

ПАРАДИГМ А

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54

Парадигма Теория Методология исследований Признанные всеми Законы (Ньютона, Ома и т.п.) Концептуальные модели Ценностные установки при оценке состояния науки при оценке п олученных результатов при выборе направлений исследования

Изображение слайда
1/1
55

Слайд 55: КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ : Ньютон не только сформулировал основ ные положения корпускулярной теории света, но в ряде экспериментов показал, что солнечный свет имеет сложный состав и как можно это обнаружить. Лавуазье продемонстрировали важность точного количественного учета веществ, участвующих в химических реакциях

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
56

Слайд 56

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Школьные и вузовские учебники Н абор образцов научного исследования Реальная научная практика

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
57

Слайд 57

ТЕОРИЯ Особое видение мира Круг проблем Допустимые методы решения К акие (тип) факты могут быть получены в эмпирическом исследовании

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
58

Слайд 58

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА символические обобщения ( законы ) модели и онтологические интерпретации образцы решения проблем

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
59

Слайд 59: НАУЧНЫЙ ФАКТ

, Чувственные впечатления Какие чувст в енные впечатления получит ученый в той или иной ситуации, какие "факты" он установит определяется его воспитанием, образованием, той парадигмой, в рамках которой он работает. Внешни е "стимул ы ",

Изображение слайда
1/1
60

Слайд 60: Тренировка студента на образцах и примерах важна именно потому, что в этом процессе будущий ученый учится формировать определенные данные в ответ на воздействующие стимулы, выделять факты из потока явлений

Изображение слайда
1/1
61

Слайд 61: ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Научное сообщество — это группа людей, принадлежащих определенной эпохе. Люди объединены ВЕРОЙ в одну парадигму. Современные экстрасенсы, астрологи, уфологи не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
62

Слайд 62: ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»

Наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы – «нормальная наука». В реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности основных положений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
63

Слайд 63: НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Некоторые задачи-головоломки, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению: например, предсказания теории постоянно расходятся с экспериментальными данными. Сначала на это не обращают внимания, ученые всегда надеются на то, что со временем противоречие будет устранено и головоломка решена.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
64

Слайд 64: НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Происходит осознание, что средствами существующей парадигмы проблема не может быть решена. Такая проблема Куном называется АНОМАЛИЕЙ. Разработка парадигмы приводит к росту числа аномалий.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
65

Слайд 65: НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Расхождения между предсказаниями парадигмы и фактами, которые ранее не могли быть замечены и осознаны, теперь фиксируются и осознаются как проблемы. Введение в парадигму новых теоретических предположений нарушают ее дедуктивную стройность, делают ее расплывчатой.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
66

Слайд 66: НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

По мере накопления аномалий доверие к парадигме падает. Наступает состояние, которое Кун именует кризисом. Ученые оказываются перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. Начинается поиск новых теоретических средств, которые, возможно, окажутся более успешными.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
67

Слайд 67: НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО РАСПАДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ГРУПП, ОДНИ ИЗ КОТОРЫХ ПРОДОЛЖАЮТ ВЕРИТЬ В ПАРАДИГМУ, ДРУГИЕ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗУ, ПРЕТЕНДУЮЩУЮ НА РОЛЬ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
68

Слайд 68: НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых. ОНА ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС НОВОЙ ПАРАДИГМЫ. Научное сообщество восстанавливает свое единство.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
69

Слайд 69: КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ ( Рациональный принцип принимается современными учеными )

универсальность, т.е. исключение привязки к месту, времени, субъекту и т.п.; согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания ;

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
70

Последний слайд презентации: КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ ( Рациональный принцип )

простота ( хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов); объяснительный потенциал; наличие предсказательной силы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже