Презентация на тему: Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
История создания поэмы
Жанр поэмы
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
Жанр поэмы
Жанр поэмы
Композиция поэмы
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
Композиция поэмы
Композиция поэмы
Композиция поэмы
Композиция поэмы
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
Идейно-художественная роль «Пролога»
Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
Развитие основной мысли
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,
1/33
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1732 Кб)
1

Первый слайд презентации

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция, проблематика, жанр поэмы Н. А. Некрасова

Изображение слайда
2

Слайд 2: Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея народной жизни. (Н. А. Некрасов)

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Историческая справка

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с разрешения помещика к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Историческая справка

При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости. Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Историческая справка

Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чём свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г.Чернышевского: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил он. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами».

Изображение слайда
7

Слайд 7: История создания поэмы

Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы. Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877год,т.е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания. «Пролог» и 1 часть - 1868 г. «Последыш» - 1872 г. «Крестьянка» -1873 «Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Жанр поэмы

Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание «Кому на Руси жить хорошо» требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал её. Поэма (от греческого «творить», «творение») - большое эпическое стихотворное произведение. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Поэ́ма   (от греческого «творить», «творение») — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Эпопея (от греческого «собрание песен, сказаний») - наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включающая глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Народная книга. (О народе и для народа. Опыт многолетней дружбы поэта с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний.) Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Жанр поэмы

Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Жанр поэмы

В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить в себя жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: «крестьянской», сатирической, героико-революционной. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни..

Изображение слайда
13

Слайд 13: Композиция поэмы

Литературный критик В.В.Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ещё в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершённой, замысел поэта не прояснённым; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших да нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно. Композиция поэмы

Изображение слайда
14

Слайд 14

КОМПОЗИЦИЯ « календарная » « Пролог » - весна ( птицы вьют гнёзда, кукует кукушка ) ‏ « Поп » - «А время уж нераннее, подходит месяц май » « Сельская ярмонка » - « Лишь на Николу вешнего погода поуставилась » ( 9 мая по старому стилю ) ‏ « Последыш » - « Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос »( 12 июля ) ‏

Изображение слайда
15

Слайд 15

« Пир на весь мир » - сенокос кончается ( ранняя осень ) ‏ « Крестьянка » - жатва Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время

Изображение слайда
16

Слайд 16: Композиция поэмы

Композиция — состав, расположение и взаимосвязь частей и элементов художественного произведения. 1. Основной сюжетный стержень поэмы — поиски «счастливого» семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы проходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который дает ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы. 2. В процессе поисков счастливого семеро крестьян встречаются со многими людьми, выслушивают многочисленные истории, сами принимают участие в некоторых событиях. Мотив странствия, путешествия дает возможность Некрасову расширить рамки первоначального сюжета, ввести в композицию поэмы множество вставных сюжетов, образов и судеб. Благодаря такому композиционному построению поэма действительно становится своего рода «энциклопедией» русской крестьянской жизни … Композиция поэмы

Изображение слайда
17

Слайд 17: Композиция поэмы

3. В поэме Некрасова фактически нет главного героя, а вернее, таким героем становится весь крестьянский мир и отчасти соприкасающиеся с ним другие сословия. Наиболее важными героями можно назвать Матрену Тимофеевну, Савелия, Ермила Гирина, Якима Нагого, Гришу Добросклонова. Но наряду с ними в поэме существует множество второстепенных и эпизодических персонажей, без которых картина русской деревенской жизни была бы неполной. Это староста Влас, Клим Лавин, помещик, поп, безымянные крестьяне из глав «Счастливые», «Пьяная ночь», «Последыш» и др. Композиция поэмы

Изображение слайда
18

Слайд 18: Композиция поэмы

4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась немногое время спустя после отмены крепостного права, поэтому в ее композиции важное место занимают сопоставления дореформенной и пореформенной жизни. Это противопоставление проходит через всю поэму и ярче всего выражается в частях «Пир — на весь мир», «Последыш» и в главах «Поп»и Помещик. 5. Особое композиционное своеобразие характеризует часть «Пир — на весь мир». В ней Некрасов широко обращается к жанру песни, иногда стилизованной под народную, иногда чисто литературной. Здесь же появляется и жанр сказания-притчи («Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех»). Композиция поэмы

Изображение слайда
19

Слайд 19: Композиция поэмы

Некрасова сложна и своеобразна. По разнообразию входящих в нее элементов, значительной роли вставных сюжетов она может быть сопоставлена с такими произведениями, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя. Особенности композиции поэмы отвечали основной задаче Некрасова: как можно полнее представить жизнь русской деревни на рубеже двух исторических эпох. Композиция поэмы

Изображение слайда
20

Слайд 20

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Названия губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа : Заплатово, Дырявино … Художественное пространство

Изображение слайда
21

Слайд 21

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка село Кузьминское « Сельская ярмонка » Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир» Маршрут путешествия Столбовая дорога

Изображение слайда
22

Слайд 22

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». ПРОЛОГ

Изображение слайда
23

Слайд 23: Идейно-художественная роль «Пролога»

Обозначает время действия. Мужики временнообязанные (обязанные после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков). Выявляет главную проблему произведения. Проблема счастья. Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни). Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет. Фольклорные истоки произведения.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому ! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи : Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю... Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Изображение слайда
25

Слайд 25

За спором мужики не замечают. Что дали крюк в тридцать верст. Домой возвращаться поздно, они разводят костер и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. П усти на волю птенчика! За птенчика за малого Я выкуп дам большой!

Изображение слайда
27

Слайд 27

1.Помещик 2.Чиновник 3. Поп 4.Купец 5.Вельможа 6.Министр 7.Царь СЧАСТЛИВЫЕ

Изображение слайда
28

Слайд 28: Развитие основной мысли

Встреча со священником. Разговор с помещиком. «Счастливые» в крестьянской среде. Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный Яков верный). Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Глава «ПОП»

Изображение слайда
30

Слайд 30

Образ Ермила Гирина Кто такой Ермил Гирин ? Что случилось в вотчине Обрубкова ? Как и с какой целью в рассказе об Ермиле Гирине используется художественный прием «умолчание»? Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Ермила Г ирина ?

Изображение слайда
31

Слайд 31

Образ Якима Нагого Кто такой Яким Нагой? Чем он привлек внимание поэта? Чем вызвана гневная отповедь Якима, в чем ее суть? Как была воспринята речь Якима героями поэмы?

Изображение слайда
32

Слайд 32

Образ Матрены Тимофеевны Кто такая Матрена Тимофеевна? Как сложилась судьба героини? Что служит д оказательством незаурядности ума героини? Какие поступки свидетельствуют о трудолюбии, настойчивости, твердом характере, силе воли, любви к мужу и детям? Смысл притчи о «ключах от женского счастья». Почему односельчане считают Матрену Тимофеевну счастливой?

Изображение слайда
33

Последний слайд презентации: Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция,

Образ Савелия Кто такой Савелий? Расскажите историю его жизни. Почему Н. А. Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»? Приведите доказательства богатырской силы, удали Савелия. Раскройте значение образа Савелия.

Изображение слайда