Первый слайд презентации
«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». А.С. Пушкин
Слайд 2: Т ворческая история комедии
Замысел комедии пришел к Грибоедову во сне в 1820 г. 15 декабря 1824г. в альманахе «Русская Талия» печатаются вторая половина I акта и III акт (остальные не пропустила цензура). Это была единственная публикация при жизни Грибоедова. В 1862г. комедия впервые была напечатана в полном объеме и без искажений.
Слайд 3: Павел Афанасьевич Фамусов зависимость от общественного мнения
«-»: Способен на ложь и притворство, льстив перед теми, от кого зависит, вспыльчив. «+»: Гостеприимный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец, не лишён практического житейского ума.
Слайд 4: Софья Павловна Фамусова
«-»: Своенравна, насмешлива, мстительна, лжива, нравственно слепа. «+»: Умна, наблюдательна, с сильным характером, мечтательна. Даёт точные характеристики гостям.
Слайд 5: Алексей Степанович Молчалин – скрытая натура, отсутствует собственное мнение
«-»: Лицемерие, умение подслужиться, делец. Не имеет никаких нравственных представлений о любви, верности, чести и долге гражданина. Заветная цель – занять высокое положение в обществе и материальное благополучие. Готов на подлость ради достижения цели. «+»: Имеет два таланта: « умеренность и аккуратность». Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
Слайд 6: Сергей Сергеевич Скалозуб
«-»: В умственном отношении недалёкий человек, осуждает образование и просвещение, «созвездие манёвров и мазурок», офицер-карьерист, высокомерен.
Слайд 7: Антон Антонович Загорецкий
Один из тех, кто вхож в любой московский дворянский дом благодаря своей общительности, умению доставлять всяческие услуги. Мошенник, картёжник, вор, лгун и сплетник. Используя клевету, разжигает костер сплетен. Всегда готов участвовать в скандальных историях.
Слайд 8: Репетилов ( от фр. Repeter – «повторять») – стремиться прослыть передовым человеком
Автор противопоставляет его Чацкому. «-»: Не имеет своих убеждений. Всё, чём он говорит, он не понимает, а бездумно повторяет чужие мысли и «модные» убеждения. Говорлив, пустомеля, быстро переходит с одной темы на другую, что говорит о внутренней пустоте героя.
Слайд 9
Пётр Ильич Тугоуховский «туг на ухо», т.е. почти ничего не слышит. Тугоуховские глухи ко всему, что не выгодно их семейству Хрюмины представлены двумя персонажами: графиней-бабушкой и графиней-внучкой, наглые как свиньи. В основе фамилии Хлестова хлещет словами, как кнутом, и может засечь человека насмерть. Горич страдает по холостяцкой вольнице, жизнь в браке «горька»
Слайд 10: Александр Александрович Чацкий
«+»: Искренность, прямота, не приемлет лицемерие. Борец за справедливость, патриот. «-»: В нем две слабости – заносчивость и нетерпимость /О. Сомов/. Бескомпромиссный. Единственный положительный герой пьесы – оказывается одиноким и гонимым.
Слайд 11: 2 лагеря
Фамусовское общество Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений: сам Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»
Слайд 12: К омедия «Горе от ума » - первая русская реалистическая комедия, комедия характеров
Слайд 13
Признаки комедии классицизма Признаки комедии реализма Правила трех единств: - Единство времени (действие происходит в течение одних суток). - Единство места (действие происходит в доме Фамусова ). - Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). 2 конфликта: Любовный и общественный. Финал открытый (в классицизме порок всегда наказан): Как сложится судьба Софьи? Чацкий – победитель или побеждённый? Композиционный принцип: 4 действия: в 3-кульминация, в 4-м развязка. Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и - » Типизация характеров ( как в жизни) Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза). Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами. Романтизм: главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом.
Слайд 14: Конфликт – столкновение взглядов, убеждений, движущая сила действия в произведении
1. Любовный: лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношений героев: Лиза Софья Молчалин буфетчик Петрушка Чацкий
Слайд 15
2 Общественный (социальный) – в основе лежит выбор образа жизни. Конфликт складывается из противостояния 2-х лагерей Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на смысл жизнь, на её ценности, на место человека в обществе: на крепостное право, на образование и воспитание, мораль, культуру, быт, на гражданский долг. Конфликт построен таким образом, что каждая сторона считает себя умной, а безумцы те, кто не разделяет их взглядов, их морали. Фамусовского общества Чацкого «век минувший» « век нынешний »
Слайд 17
Горе уму Горе от ума Горе (кому?) Горе (от чего?) – каковы причины горя? восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Причиной страданий является пронзительный ум Чацкого, предельно высвечивающий все недостатки окружающего. Ум – практический, изворотливый, житейский Ум – связан с поисками блага не для себя, а для Отечества. Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может. Умение извлекать из всего выгоду – вот принцип умного человека: чин, титул, количество крепостных душ – вот в чем оценивается жизненный успех. Если этого нет, человека считают глупым. Что есть безумие Чацкого? В свободомыслии: новые взгляды на жизнь. Чацкий отвержен обществом (легче счесть его сумасшедшим, нежели всерьез прислушаться к его словам) и Софьей, которая предпочитает ему недалекого, но послушного Молчалина.
Слайд 18: Сюжет
Б урное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой.
Последний слайд презентации: Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с
« В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих ». А.С. Грибоедов