Презентация на тему: КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ

КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ
1/16
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (77 Кб)
1

Первый слайд презентации: КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ

Изображение слайда
2

Слайд 2

План урока: Европейский колониализм 2. Традиционализм в колониальных и зависимых странах. 3. Индуистская религия 4. Конфуцианство 5. Представление о государстве как о большой семье 6. В чем особенности исламского мира? 7. Предпосылки модернизации в странах Азии. 8. Что препятствовало модернизации в странах Востока?

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изучаем материал презентации. На основании изученного выполняем Д/З (слайд 16)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Европейский колониализм. В начале XX в. правительства ведущих стран рассматривали обладание заморскими владениями как необходимое условие собственного успешного развития. Для этого были определенные основания. Продажа товаров на колониальных рынках и поступление в Европу дешевого сырья и аграрной продукции из колоний способствовали росту благосостояния населения метрополий. Предприниматели могли повышать зарплату наемным работникам. Поэтому профсоюзы нередко поддерживали политику колониализма. В рабочем движении Великобритании широко было распространено убеждение, что колонии необходимы, поскольку их рынки обеспечивают новые рабочие места и дешевизну продовольствия. В то же время возможность распоряжаться рынками колоний ослабляла стимулы, к повышению производительности труда и обновлению ассортимента продукции. В колонии и зависимые страны вкладывался капитал, который мог быть использован для развития самих метрополий.

Изображение слайда
5

Слайд 5

В Англии и во Франции, создавших самые обширные колониальные империи, темпы экономического роста замедлились. Напротив, Германия, США и Япония, не имевшие крупных заморских владений, большую часть капитала направляли на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали отечественную промышленность самой передовой техникой. Это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами. Большую популярность в европейских странах, особенно в Англии, получила идея «бремени белого человека», призванного нести культуру «нецивилизованным» народам. В поэтической форме ее выразил английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг, воспевший величие Британской империи. Взгляды на «цивилизаторскую миссию» были отнюдь не безобидны. У многих европейцев постепенно складывались представления о «неполноценности» народов, не относящихся к белой расе. Большое распространение получили идеи расизма. Расизм - представление о делении человечества на «высшие», призванные господствовать, и «низшие» (неполноценные) расы, обреченные на подчинение или уничтожение. Со своей стороны многие духовные лидеры стран Востока (особенно Китая и Японии) считали европейцев варварами, вся сила которых заключалась в более мощном вооружении. Сложившееся в эпоху колониализма подобное отношение к европейцам во многих странах Азии и Африки продолжает сказываться и в XXI в.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Традиционализм в колониальных и зависимых странах. Последствия колониализма для порабощенных стран были противоречивыми. Завоевания сопровождались разрушениями и ограблением покоренных земель, вели к голоду и эпидемиям, уносившим жизни многих людей. В то же время колониализм ослабил основы традиционною уклада жизни, тормозившего развитие многих народов. Приверженность традиционализму была важнейшей причиной отставания многих стран Азии и Африки от европейских держав по уровню развития производства и военной техники. Традиционализм — восприятие привычных методов хозяйствования, условий быта и верований как естественных и единственно возможных, не подлежащих никакому изменению. Традиционализм имел свои особенности в разных странах Азии и Африки, которые учитывались колонизаторами. В Индии традиционализм строился на кастовой системе, общинном землевладении и индуистской религии.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Существование каст ограничивало возможности проявления личной инициативы. Преуспевающий ремесленник не мог заниматься сбытом своей продукции, поскольку это не было делом его касты. Торговцы и ростовщики не могли участвовать в производственной деятельности. Все это мешало развитию даже мануфактурного производства, не говоря уже о промышленном. Основной единицей хозяйственной жизни Индии была община, которая обеспечивала себя продукцией и сельского хозяйства, и ремесел. Хозяйство носило натуральный характер, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Не допускалась продажа земли не членам общины. Связь общины с внешним миром ограничивалась уплатой властям шестой части урожая.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Индуистская религия не поощряла стремления к переменам. Ее основой было представление о земной жизни как ничтожно малой части вечного цикла, состоящего из постоянных перевоплощений. Существование в земном, бренном теле, которое испытывает массу неудовлетворенных желаний, рассматривалось как страдание и одновременно испытание. Непротивление жизненным невзгодам и несправедливости воспринималось как показатель силы духа. Главными достоинствами человека считались строгое выполнение норм поведения касты, праведность, аскетизм, способность не поддаваться соблазнам, гневу, уважение к жизни во всех ее формах и проявлениях. Раздробленность общества на касты и изолированные общины, вера в силу непротивления злу облегчила колонизаторам завоевание Индии. Достаточно было разгромить малочисленные армии местных князей, заставить их признать власть завоевателей над собой, чтобы получать налоги с крестьянско-ремесленнических общин. Китай с точки зрения традиций и характера религии представлял собой полную противоположность Индии.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Конфуцианство было не столько религией, сколько системой этических норм, соблюдение которых якобы открывало путь к всеобщему благоденствию. Государство рассматривалось как большая семья. Ее глава — император, сын Неба, воплощал в себе высшую гармонию, радел о благополучии подданных. Они, в свою очередь, должны были почитать его, как дети — родителей. Культ предков, уважение к старшим в семье соблюдались неукоснительно.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Представление о государстве как о большой семье определяло и характер политической жизни. Император считался владельцем земли и ее недр. Он управлял своей собственностью с помощью чиновников, ряды которых пополнялись из всех слоев общества. Сословных, кастовых ограничений не существовало. Согласно традиции, любой подданный, сдав экзамен, мог получить высокий чин (на деле большими возможностями пользовались выходцы из состоятельных семей). Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения Китая, пользовалось землей на правах аренды и было обязано платить налоги. Образ жизни крестьянства не менялся столетиями. Отсутствовали стимулы для внедрения новых приемов обработки земли. Государство создавало мануфактуры, в том числе и производившие оружие. Однако жесткий контроль чиновников над их деятельностью, регламентация торговли и определение цен на товары ограничивали проявление личной инициативы и развитие товарно-денежных отношений. В Китае до его превращения в зависимую страну так и не сложился слой предпринимателей, заинтересованных в постоянном совершенствовании производства.

Изображение слайда
11

Слайд 11

В чем особенности исламского мира? Колонизаторы использовали в Китае коррумпированность местных чиновников и стремления провинциальной знати к независимости от центральной власти. Демонстрацией мощи европейского оружия они запугивали императорский двор Китая и вынуждали его заключать неравноправные договоры. Свои особенности имел исламский мир. Начало ему положили кочевники-бедуины Аравии, покорившие обширные территории Азии и Северной Африки в VIII—IX вв. Ислам жестко регламентировал жизнь своих приверженцев. Они могли рассчитывать на спасение души и блаженство загробной жизни лишь при строжайшем соблюдении правил поведения, предписанных Кораном — священной книгой мусульман. Религиозные нормы не были направлены против развития науки, техники и производства, но и не поощряли его. Более того, научно-технический прогресс в XIX в. стал рассматриваться в исламском мире как изобретение «неверных», европейцев-христиан. Роспись в традиционном стиле сочетается с формой в виде урны, характерной для европейского классицизма.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Фанатическая приверженность многих мусульман религиозным идеям и готовность жертвовать собой во имя их торжества затрудняли колониальным державам завоевание исламских стран. В то же время огромная роль религии в их повседневной и политической жизни вела к тому, что неизбежные расхождения в толковании ислама приводили к расколам и вооруженным конфликтам между исламскими странами. Колонизаторы предпочитали применять косвенные методы влияния на политику исламских государств. Используя религиозную рознь, они ставили под контроль их финансы, создавали протектораты (Египет, Марокко и др.).

Изображение слайда
13

Слайд 13

Предпосылки модернизации в странах Азии. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов. И все же образ жизни народов колониальных и зависимых стран под влиянием европейцев претерпевал изменения. Натиск европейских товаров повсеместно разорял ремесленников и мануфактуры. Крестьянство, вынужденное платить налоги не только местным властям, но и колониальной администрации, беднело и лишалось земли. Высвобождающаяся дешевая рабочая сила использовалась европейцами на создававшихся ими предприятиях, которые обслуживали экономику метрополий (обработка хлопка, переработка сырья). Колонизаторы строили железные дороги, создавали крупные плантационные хозяйства, выращивавшие чай, кофе, табак, каучуковые деревья, хлопок. К управлению колониями, сбору налогов привлекались местные чиновники и специалисты, получавшие европейское образование. Местное население и религиозные лидеры относились к ним как к изменникам, предавшим традиционные ценности. Колониальные власти же никогда не доверяли им полностью.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Что препятствовало модернизации в странах Востока? Естественный протест против колонизаторов выливался в восстания. Первоначально они возглавлялись религиозными лидерами и феодальной знатью, мечтавшими о возвращении к традиционному укладу жизни. Однако выступления под традиционалистскими лозунгами беспощадно подавлялись. Постепенно у образованной части населения колониальных и зависимых стран складывалось убеждение, что реальная независимость невозможна без осуществления модернизации. Росло понимание необходимости создания собственной промышленности и вооруженных сил, оснащенных передовой техникой. Традиционалистски настроенные лидеры утрачивали свое влияние. В начале XX в. вдохновляющим для стран Азии служил пример Японии, которая успешно осуществляла модернизацию и сама вступила на путь колониальных захватов.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Конечно, на пути проведения модернизации колониальные и зависимые страны сталкивались с колоссальными трудностями. Они не обладали необходимыми капиталами, технологиями, квалифицированными кадрами. Модернизация требовали широкомасштабных, болезненных для основных слоев населения преобразований. Они не сулили скорой отдачи. Для преодоления зависимости и экономической отсталости требовалось время. Сторонникам модернизации нужно было найти пути к освобождению от зависимости, сохранив при этом нормальные отношения с индустриальными странами. Проведение подобной политики было немыслимо без сотрудничества с европейскими предпринимателями. От лидеров зависимых стран требовалась исключительная гибкость, учет интересов как властей метрополии, так и основной массы населения. Это порождало в Европе представления о хитрости и коварстве азиатов, хотя на деле они были ответом на политику колониальных держав. В начале XX в. в большинстве стран Азии формировались предпосылки для перехода к модернизационному развитию. Первыми шагами в этом направлении были революции в Китае, Турции и Иране, реформы в Индии.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ

Домашнее задание Используя текст презентации заполнить таблицу «КОЛОНИАЛИЗМ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ И КОЛОНИЙ»

Изображение слайда