Презентация на тему: Классификация методов психологии

Классификация методов психологии
С.Л. Рубинштейн
Г.Д. Пирьов
Б.Г. Ананьев
М.С. Роговин и Г.В. Залевский
В.Н. Дружинин
В.Н. Дружинин
Иное
1/8
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 82)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1152 Кб)
1

Первый слайд презентации: Классификация методов психологии

Изображение слайда
2

Слайд 2: С.Л. Рубинштейн

Наблюдение – внешнее и внутреннее (самонаблюдение), эксперимент – на лабораторный, естественный, психолого-педагогический и вспомогательный экспериментальный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации. Прием изучения продуктов деятельности, беседы и анкеты. Беседа в различных вариантах, клиническая беседа в генетической психологии Ж. Пиаже; Эксперимент – сравнительный метод (особенно сопоставление данных нормального и патологического развития) и генетический метод, которому он придавал универсальное значение в детской психологии.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Г.Д. Пирьов

Его классификация во многом соответствовала состоянию научного аппарата психологии того времени. основные методы – наблюдение, эксперимент, моделирование; вспомогательные методы ; синтетический методический прием – психолого-педагогическую характеристику; специальные методические подходы.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Б.Г. Ананьев

Первая группа: организационные методы (сравнительный, лонгитюдинальный и комплексный), действуют на протяжении всего исследования, определяя его организацию. Вторая группа: эмпирические методы. Это обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы, психодиагностические методы ( тесты; анкеты, социометрия, интервью и беседы), приемы анализа процессов и продуктов деятельности ( хронометрия, циклография, профессиографическое описание), оценка изделий и выполненных работ ( праксиметрические методы), моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографические методы (анализ дат, фактов и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т. д.). Третья группа: приемы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ. Четвертая группа – интерпретационных методов: различные варианты генетического ( фило – и онтогенетический) и структурного методов (классификация, типологизация и др.).

Изображение слайда
5

Слайд 5: М.С. Роговин и Г.В. Залевский

Метод, – это выражение некоторых соотношений между субъектом и объектом познания. Основные психологические методы можно разделить на шесть видов: герменевтический (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); биографический (выделение целостного объекта познания в науке о психике); наблюдение (дифференциация объекта и субъекта познания); самонаблюдение (превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации); клинический (первый план: задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам); эксперимент а ( ктивное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания).

Изображение слайда
6

Слайд 6: В.Н. Дружинин

эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; Результат: данные, фиксирующие состояние объекта. теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования); Результат: методов формируются знания о предмете в языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме. интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами ). Результат: рождаются научные факты и эмпирические зависимости.

Изображение слайда
7

Слайд 7: В.Н. Дружинин

Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. объективированность и субъективированность процедуры. Эти два специфических признак, можно охарактеризовать: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог»; второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.

Изображение слайда
8

Последний слайд презентации: Классификация методов психологии: Иное

Еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследовательской цели. корреляционные и каузальные методы. описательные методы: относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы — измерение и методы обработки данных – позволяют установить связь между явлениями. С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент.

Изображение слайда