Презентация на тему: Художественный стиль

Художественный стиль
Художественный стиль
Функции:
Подстили и жанры художественного стиля:
Эпос (от греч. «повествование») - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
Лирика (от греч. «исполняемое под лиру») - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или
Лироэпические жанры:
Драма (от греч. «действие») - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское
Языковые особенности
Лексико-фразеологические особенности:
Лексические средства выразительности:
Художественный стиль
Морфологические особенности:
Синтаксические особенности:
Художественный стиль
Спасибо за внимание!
1/16
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 57)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1239 Кб)
1

Первый слайд презентации: Художественный стиль

Изображение слайда
2

Слайд 2

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Основные черты художественного стиля: Образность Эстетическая значимость Проявление авторской индивидуальности Широкое использование средств выразительности Присутствие нелитературных элементов языка (диалектизмы, просторечия, жаргонизмы) или языковых средств других стилей

Изображение слайда
3

Слайд 3: Функции:

Эстетическая. В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Воздействующая. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Коммуникативная. Через символы и образы автор стремится выразить свои мысли, чувства и эмоции.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Подстили и жанры художественного стиля:

Э пический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон. Л ирический (поэтический): стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия. Д раматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Эпос (от греч. «повествование») - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях. Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности. Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение. Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя. Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил. Басня (от «баять» - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Лирика (от греч. «исполняемое под лиру») - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня. Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э. Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э. Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание. Сонет (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Лироэпические жанры:

Поэма (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему. Баллада – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Драма (от греч. «действие») - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму

Трагедия (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя. Комедия (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки. Драма («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама. Водевиль – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами. Фарс – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Языковые особенности

Фонетические особенности: Использование звуковых средств выразительности речи Аллитерация – о дин из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Пример: С ви щ ет ветер,  с еребряный ветер В   ш ёлковом  ш елесте  с не ж ного  ш ума...                                                  ( С.Есенин ) Ассонанс – о дин из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Пример: М е ло, м е ло по вс е й з е мл е Во вс е  пр е д е лы. Св е ча гор е ла на стол е, Св е ча гор е ла...                     ( Б.Пастернак )

Изображение слайда
10

Слайд 10: Лексико-фразеологические особенности:

Н еприятие шаблонных слов и выражений Ш ирокое использование слов в переносном значении Н амеренное столкновение разностильной лексики И спользование лексики с двуплановой стилистической окраской Н аличие эмоционально-окрашенных слов Пример: За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли ! Вот и нашу Фросю увели…

Изображение слайда
11

Слайд 11: Лексические средства выразительности:

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве Сугробов белые телята ( Б.Ахмадулина ) Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... ( А.С.Пушкин ) Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум... ( Н.Некрасов )

Изображение слайда
12

Слайд 12

Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. ( А.С.Пушкин ) Синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет... ( А.Пушкин ) Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Да, есть слова, что жгут, как пламя. ( А.Твардовский ) Гипербола – художественное преувеличение Шаровары шириною с Чёрное море ( Н.Гоголь ) Литота – художественное преуменьшение «Мальчик с пальчик»

Изображение слайда
13

Слайд 13: Морфологические особенности:

И спользование словоформ, в которых проявляется категория конкретности Ч астотность глаголов П ассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица Н езначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода Ф ормы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных Ш ирокое употребление прилагательных и наречий. Пример: Мюу улыбнулась. Словно выдвинули ящик, к которому не прикасались целую вечность, и вытащили из его глубины на свет божий эту улыбку — милую улыбку близкого и родного человека. Мюу удивительно красиво прищурилась. Затем протянула руку и узкими длинными пальцами еще больше взъерошила и без того торчавшие в разные стороны волосы Сумирэ — так просто и естественно, что Сумирэ невольно поддалась на этот жест и тоже улыбнулась. С того дня Сумирэ стала про себя называть Мюу «мой любимый спутник». (Харуки Мураками «Мой любимый спутник»)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Синтаксические особенности:

И спользование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств Ш ирокое использование стилистических фигур. Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей. (М. Светлов ) Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений Мне б хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь ) Эллипсис – сокращение, «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский )

Изображение слайда
15

Слайд 15

Парцелляция – намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский ) Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц ) Риторический вопрос – выражение утверждения в вопросительной форме Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) Риторическое обращение – усиление эмоционального воздействия Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин)

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Художественный стиль: Спасибо за внимание!

Изображение слайда