Презентация на тему: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ

Реклама. Продолжение ниже
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ
Лик Богоматери
Икона — прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины.
Икона Торжество Православия
Икона есть сакральный текст.
Иконография Рождества Христова. Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе)  –
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ
Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии.
Христос – «добрый Пастырь»
Символы христианства
Первые иконы напоминают позднеримский портрет
Фаюмский портрет
Фаюмский портрет всегда трагичен. Икона же, напротив, всегда свидетельство о жизни, ее победе над смертью. Икона пишется с точки зрения вечности. Икона может
Лик в иконе — самое главное.
«Глаза — зеркало души»
Лик и руки ( карнация ) иконописец, как правило, выписывает очень тщательно, пользуясь приемами многослойной плави.
Изображение рук на иконах.
Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния.
Изображение тела на иконах
«Посмотрите на Мои ноги и Мои руки, это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24.39)
Изображение людей на иконах
Изображение святых на иконах
Изображение святых на иконах
Обнаженными и полуобнаженными нередко изображают аскетов, столпников, пустынников, юродивых, ибо они совлекли с себя ветхие одежды, предоставив «тела в жертву
Символика цвета в иконописи
Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист на одеждах Богородицы
. Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих ( Лк. 12.49; Мф. 3.11)
Белый цвет в иконописи
БЕЛЫЙ цвет является цветом и светом одновременно
Красный и синий цвет
Икона «СПАС В СИЛАХ»
Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко.
Цвета одежд Богоматери
Икона «Неопалимая Купина
Красный и синий встречаются в изображении ангельских чинов.
«Цвет в живописи, влечет к созерцанию и, как луг, услаждая зрение, незаметно вливает в мою душу божественную славу» - преп. Иоанн Дамаскин.
Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом.
Свет выражен в иконе прежде всего через золото фона, а также через светоносность ликов, через нимбы — сияние вокруг головы святого.
Христос Вседержитель
Средоточением света является лик, а на лике — глаза ( «светильник для тела есть око»... (Мф. 6.22).
Классическая икона всегда радостна. Икона — это праздник, торжество, свидетельство победы.
Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике.
«Обратная перспектива» на иконах
Троица Андрея Рублева
1/44
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 40)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9694 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ

«Икона суть видимое невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости понимания нашего». Св. Иоанн Дамаскин

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Лик Богоматери

Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». Спас Нерукотворный. Новгород

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
3

Слайд 3: Икона — прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины

«Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения», — отмечал св. Василий Великий. П апа Григорий Двоеслов называл церковные изображения «Библией для неграмотных», ибо то, что умеющий читать извлекает из книги, неумеющий усваивает через видимые образы. Икона — прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Икона Торжество Православия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Икона есть сакральный текст

Блаженный АВГУСТИН называет несколько ступеней прочтения иконы: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический. В определенной мере этот принцип подходит и к прочтению иконы как текста. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом. На втором уровне происходит раскрытие смысла образа, символа, знака. На третьем уровне — обнаруживается связь изображения с предстоящим (зачем, что говорит это лично тебе, уровень обратной связи). Четвертый уровень — анагогия (от греч. возведение, восхождение), уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, к непосредственному общению с Первообразом. Икона есть сакральный текст.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Иконография Рождества Христова. Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе)  – месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь. Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях. Его окружают животные (осел и вол ). Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары – золото, ладан и смирну

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии

Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, символизирующие собой основные понятия христианства – рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа. Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Христос – «добрый Пастырь»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Символы христианства

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
11

Слайд 11: Первые иконы напоминают позднеримский портрет

Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками. Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа. Первые иконы напоминают позднеримский портрет

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: Фаюмский портрет

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
13

Слайд 13: Фаюмский портрет всегда трагичен. Икона же, напротив, всегда свидетельство о жизни, ее победе над смертью. Икона пишется с точки зрения вечности. Икона может сохранять некоторые портретные характеристики изображенного — возраст, пол, социальное положение и прочее

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14: Лик в иконе — самое главное

В практике иконописания стадии работы так и разделяются на «личное» и « доличное ». Сначала пишется « доличное » — фон, пейзаж ( лещадки ), архитектура (палаты), одежды и проч. « Доличное » и «личное» — это разные ступени бытия, но в «личном» есть еще одна ступень — глаза. Они всегда выделены на лике, особенно в ранних иконах. Лик в иконе — самое главное.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Глаза — зеркало души»

АНГЕЛ «ЗЛАТЫЕ ВЛАСА» Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас. Начиная с рублевского времени глаза уже не пишут столь преувеличенно крупными, но тем не менее им всегда уделяется большое внимание. А губы, напротив, считались символом чувственности, и писались маленькими.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: Лик и руки ( карнация ) иконописец, как правило, выписывает очень тщательно, пользуясь приемами многослойной плави

По-своему осмысливается жест в иконе, он передает своего рода духовный импульс — благословляющий жест Спасителя, молитвенный жест Оранты с воздетыми к небу руками, жест приятия благодати подвижников с раскрытыми на груди ладонями, жест архангела Гавриила, передающего Благую Весть

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Изображение рук на иконах

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18: Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: Изображение тела на иконах

Для христианства ценен цельный человек (целомудренный), в его единстве тела, души и духа (1 Фес. 5.23). Тело в иконе не подвергается уничижению, но приобретает какое-то новое драгоценное качество. Апостол Павел неоднократно напоминал христианам: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6.19). Изображение тела на иконах

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Посмотрите на Мои ноги и Мои руки, это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24.39)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Изображение людей на иконах

Икона допускает искажение пропорций, иногда деформации человеческого тела, но эти «странности» только подчеркивают приоритет духовного над материальным. Обычно святые в иконе представлены в одеяниях. Одеяния — это также определенный знак: различаются ризы святительские (обычно крестчатые, иногда цветные), священнические, диаконские, апостольские, царские, монашеские и т. д., то есть соответственные каждому чину. Изображение людей на иконах

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Изображение святых на иконах

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
23

Слайд 23: Изображение святых на иконах

Тело редко изображается обнаженным, это не свойственно христианской культуре. Иисуса Христа изображают обнаженным в страстных сценах («Бичевание», «Распятие» и др.), в композиции «Богоявление» «Крещение». Святых также изображают нагими в сценах мученичества (например, житийные иконы свв. Георгия, Параскевы ). В данном случае обнаженность — это знак полной отданности Богу. Изображение святых на иконах

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Обнаженными и полуобнаженными нередко изображают аскетов, столпников, пустынников, юродивых, ибо они совлекли с себя ветхие одежды, предоставив «тела в жертву живую благоугодную »

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
25

Слайд 25: Символика цвета в иконописи

В иерархии цвета первое место занимает золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий дихотомии «свет — тьма». Золото — символ Небесного Иерусалима. Символика цвета в иконописи

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист на одеждах Богородицы

Золото было всегда дорогим материалом, поэтому в русской иконе золотой фон часто заменялся другими, семантически близкими цветами — красным, зеленым, желтым (охра).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27: Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих ( Лк. 12.49; Мф. 3.11)

Кроме того, в русском языке слово «красный» означает «красивый», поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Белый цвет в иконописи

Наиболее близким по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также выражает трансцендентность. Но применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белым цветом пишутся одежды Христа. Белый цвет (он же — свет) — соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Белый цвет в иконописи

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: БЕЛЫЙ цвет является цветом и светом одновременно

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
30

Слайд 30: Красный и синий цвет

составляют антиномическое единство. Как правило, они выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют ( Пс. 84.11). Красный и синий цвет

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: Икона «СПАС В СИЛАХ»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32: Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко

Ад в иконе изображается обычно в виде черной зияющей пропасти, бездны. Но этот ад всегда побежден: «Смерть ! где твое жало? ад! где твоя победа?», Ос. 13.14; 1 Кор. 15.55).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: Цвета одежд Богоматери

те же — красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, поверх которого красный (вишневый) плат, мафорий. Небесное и земное в ней соединены иначе. Если Христос — Предвечный Бог, ставший человеком, то она — земная женщина, родившая Бога. Богочеловечество Христа как бы зеркально отражено в Богоматери. Тайна Боговоплощения и делает Марию Богородицей. Цвета одежд Богоматери

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Икона «Неопалимая Купина

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: Красный и синий встречаются в изображении ангельских чинов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36: Цвет в живописи, влечет к созерцанию и, как луг, услаждая зрение, незаметно вливает в мою душу божественную славу» - преп. Иоанн Дамаскин

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37: Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом

Технология иконы предполагает определенные стадии работы, которые соответствуют наложению цветов от темного — к светлому: например, чтобы написать лик, сначала кладут санкирь (темный оливковый цвет), затем производят вохрение (накладывание охр от темной к светлой), затем идет подрумянка и в последнюю очередь пишут пробела, белильные движки. Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом.

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38: Свет выражен в иконе прежде всего через золото фона, а также через светоносность ликов, через нимбы — сияние вокруг головы святого

Христос изображается не только с нимбом, но нередко и с сиянием вокруг всего тела ( мандорла ), что символизирует и Его святость как человека, и Его святость абсолютную как Бога. Свет в иконе пронизывает все — он падает лучиками на складки одежд, он отражается на горках, на палатах, на предметах. Свет выражен в иконе прежде всего через золото фона, а также через светоносность ликов, через нимбы — сияние вокруг головы святого.

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: Христос Вседержитель

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
40

Слайд 40: Средоточением света является лик, а на лике — глаза ( «светильник для тела есть око»... (Мф. 6.22)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41: Классическая икона всегда радостна. Икона — это праздник, торжество, свидетельство победы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
42

Слайд 42: Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
43

Слайд 43: Обратная перспектива» на иконах

П о мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее — в сердце созерцающего. «Обратная перспектива» на иконах

Изображение слайда
1/1
44

Последний слайд презентации: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ: Троица Андрея Рублева

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже