Слайд 2: Оглавление
1.Особенности развития. 2.Русская литература. 3.Театр. 4.Музыка. 5.Живопись. 6.Архитектура.
Слайд 3: 1.Особенности развития
Классицизм предполагал подражание античным образцам. На смену классицизму пришел синтиментализм,который был обращен не к разуму, а к чувствам людей.Его основы заложил Н.Карамзин. В период борьбы с Наполеоном появился романтизм, формировавший некий идеальный мир и идеальных героев. В 20-е годы его сменил реализм. Н.М.Карамзин
Слайд 4: 2.Русская литература
В эти годы русская литература вступила в эпоху «золотого века». Широкое распространение получило совмещение труда литератора и историка. Наиболее ярко это проявилось в творчестве Н.М.Карамзина. В «Марфе Посаднице» он сравнивает республиканское и самодержавное правление,отдавая предпочтение последнему. Путешествие Н.М.Карамзина в Европу.
Слайд 5: Русская литература
С этих позиций написана и его «История государства российского». В «Письмах русского путешественника» он подчеркивает превосходство Европы в социально-экономическом развитии,но полагает,что преимущества России в ее патриархальности и монархизме. Первое издание «Писем русского путешественника» (1797 г.)
Слайд 6: Русская литература
Романтизм в русской культуре был связан с деятельностью В.Жуковского,К.Рылеева, А.Бестужева-Марлинского и др. В раннем творчестве А.Пушкина и М.Лермонтова тоже проявились романтические начала. Но в отличие от В. Жуковского их герои занимают активную позицию в борьбе за идеалы свободы и романтизма. Рейтнер. Портрет В.А.Жуковского у окна.
Слайд 7: Русская литература
В к. 20-х гг. наметился переход к новому направлению - реализму. Он проявился уже в трудах «позднего» Пушкина-«Борисе Годунове», «Капитанской дочке», «Дубровском», «Медном всаднике» и в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени». О.Кипренский Портрет А.С.Пушкина
Слайд 8: Русская литература
Основоположником критического реализма стал Н.В.Гоголь, создавший наиболее яркие произведения этого жанра-«Шинель», «Мертвые души». В Пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и самодурство растущего купечества. В творчестве И.С.Тургенева нашла отражение тема тяжелого положения крепостных крестьян. Н.В.Гоголь
Слайд 9: 3.Театр
В Русском театре классицизм постепенно сменился романтизмом, акцент стал делаться на внутренние переживания героев. В этот период появились блестящие актеры - П.Мочалов и М.Щепкин. Они подчинили весь театральный процесс достижению одной идеи. Особо популярны в это время были пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. М.С.Щепкин
Слайд 10: 4.Музыка
Музыка в этот период испытала влияние войны 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь началось обращение к героическим сюжетам. В 1815 г.К.Кавос написал оперу «Иван Сусанин». Фольклорные мотивы нашли отражение в творчестве известных авторов романсов: А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилева. А.А.Алябьев
Слайд 11: Музыка
Вершиной русского музыкального искусства 1-й пол. 19 века стало творчество М.Глинки, создавшего основы национальной музыкальной школы. Он считал, что музыку создает народ, а композитор ее аранжирует. Вершиной творчества М. Глинки стала опера «Жизнь за царя», в которой он прославил подвиг И.Сусанина. М.И.Глинка
Слайд 12: 5.Живопись
В живописи происходит отказ от библейских сюжетов классицизма и рост интереса к личности простых людей. Крупнейшим русским классицистом стал К.Брюллов. Он вывел в качестве героев простой народ. В «Последнем дне Помпеи» художник передал величие и достоинство простого человека в условиях катастрофы. К.Брюллов. Последний день Помпеи.
Слайд 13: Живопись
Особое место в истории русской живописи занимает А.Иванов- «портретист Христа». Над главным творением жизни, «Явлением Христа народу», он работал 20 лет. Основная идея картины -уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Художник скурпулезно работал над каждой фигурой, поэтому картина получилась живой, с огромным воздействием на зрителя. А.А.Иванов Явление Христа народу.
Слайд 14: Живопись
Основоположником критического реализма в живописи стал П.Федоров, поднимавший в своих картинах социальные проблемы. В его«Свежем кавалере» чувствуется драматизм ситуации, критическое отношение автора к действительности и изображаемому герою. П.А.Федоров. Свежий кавалер
Слайд 15: 6.Архитектура
В архитектуре классицизм задержался больше всего. В 1-й трети 19 в. он трансформировался в «ампир»,сочетавший строгость линий и богатство украшений. После войны 1812 г.Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и Сенатская площади, в Москве – Театральная. А.Д.Захаров. Адмиралтейство
Слайд 16: Архитектура
Наиболее значительный вклад в архитектуру внесли А.Захаров (Адмиралтейство), А.Воронихин (Казанский собор, Спб, ансамбли Павловска и Петергофа), К.Росси(Русский музей. Спб, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра). К.Росси Арка здания Генерального штаба .
Слайд 17: Архитектура
В Москве в стиле ампир выполнены работы О.Бове (реконструированная Красная площадь, Большой театр), Д.Жилярди(здание Московского университета). В 30-е г. К.Тон в «русско-византийском» стиле начинает возводить Храм Христа Спасителя, построенный на народные деньги, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата. О.Бове Большой театр.
Слайд 18: Список использованной литературы
1. Культура России IX-XX в. - В.С.Шульгин, Л.В.Кошман, Москва 1995 г. 2. История русской культуры - Т.И.Балакина, Москва 1995 г. 3. Пособие по истории Отечества - А.С.Орлов А.Ю.Полунов, Москва 1994 г. 4. Советский энциклопедический словарь, Москва 1982 г.