Презентация на тему: Художественная культура Средневековой Руси

Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Существенную роль в становлении единой русской культуры сыграло язычество.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Софийский собор в Новгороде ( 1045-1050 )
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура Средневековой Руси.
1/37
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 84)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (11093 Кб)
1

Первый слайд презентации: Художественная культура Средневековой Руси

Киевская Русь. Средневековое русское искусство охватывает свыше восьми столетий. Его отсчёт начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 веков. (гл. 16)

Изображение слайда
2

Слайд 2

Созданные в этот период памятники художественной культуры обеспечили русскому искусству признание во всём мире. Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 года, в период существования Киевской Руси.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Существенную роль в становлении единой русской культуры сыграло язычество

языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. В начальный период существования Киевской Руси, вплоть до конца X века, язычество играло роль государственной религии С принятием христианства на Руси в 988 году прежняя вера перестала отвечать новой исторической ситуации. Но навсегда искоренить из сознания славянских народов языческие традиции не удалось. И сейчас мы отмечаем некоторые языческие праздники.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В Киевской Руси началось грандиозное каменное строительство – это были времена правления Ярослава Мудрого (ок.978-1054). Древнерусское государство с центром в Киеве достигло наивысшего расцвета. Доминирующий характер приобрело строительство храмов и соборов расположенных на фоне усадебной застройки. 1. Архитектура Киевской Руси. крестово-купольный храм.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Нефов, как правило, было три или пять. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые. Главные и прочие столбы делили храм на нефы. НЕФ (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа. В более узком значении — продольное, вытянутое в плане помещение. В восточной части заканчивается алтарным выступом — апсидой.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Увеличение крестово-купольных храмов в длину происходит за счет прибавления с западной стороны пары столбов. В больших городских соборах увеличивают и число нефов. Именно по такой схеме строится при Ярославе Мудром самый древний из дошедших до нас соборов – собор Святой Софии в Киеве. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным. Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов Сейчас в святой Софии – 19 глав Собо́р Свято́й Софи́и. г.Киев. XI век

Изображение слайда
7

Слайд 7

Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Собор святой Софии в Киеве

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

Изображение слайда
12

Слайд 12

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Изображение слайда
13

Слайд 13

София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего – Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Запись о смерти Ярослава Мудрого

Изображение слайда
14

Слайд 14

Собор святой Софии в Новгороде (5 глав) Собор святой Софии в Киеве (13 глав) Достойным преемником византийских и киевских художественных традиций выступило Новгородское княжество. Построен из камня по образцу Софийского собора в Киеве.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Софийский собор в Новгороде ( 1045-1050 )

Храм был построен сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром Ярославичем

Изображение слайда
16

Слайд 16

Собор имел важное значение в общественно-политической жизни новгородцев. Здесь находились архив, библиотека, хранилась казна, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы. В соборе хоронили именитых горожан.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Облик храма характеризуется исключительной монолитностью и мощью. Лаконичный храмовый образ Софии послужил образцом для последующего новгородского церковного строительства. Новгородскую Софию заслуженно считают одним из выдающихся памятников древнерусского зодчества. Пять куполов венчают собор, средний купол был позолочен в XV в., очертания этого купола явственно напоминают шлем русского воина-богатыря.

Изображение слайда
18

Слайд 18

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Собор святой Софии в Новгороде (5 глав) Собор святой Софии в Киеве

Изображение слайда
20

Слайд 20

2. Изобразительное искусство Особую историческую и художественную ценность представляют мозаики и фрески Софии Киевской. Это уникальный ансамбль произведений монументальной живописи (260м 2 мозаики и 3000м 2 фресок)

Изображение слайда
21

Слайд 21

Мозаики и фрески Киевского Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты были призваны просветить неграмотных людей языческой страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых. Внутренне убранство храма отличалось богатой росписью. Русские художники использовали в храмах синие и розовые оттенки. Церковные сооружения отличались превосходной акустикой (в стены были вмонтированы горшки).

Изображение слайда
22

Слайд 22

Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозаикам собора особую выразительность. Согласно канону, в зеркале центрального купола находится мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырех архангелов

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Архангелы – начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном, открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия. В настоящее время одна из фигур архангелов – мозаичная, а три других дошли до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны художником Михаилом Врубелем масляными красками.

Изображение слайда
25

Слайд 25

В конхе центральной апсиды – мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся), с широко вознесёнными руками. Облачённая в праздничные сине-золотистые одежды Богоматерь окружена мерцанием золотой смальты. Мозаичная икона Богоматери, известна под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает 21 оттенок, а зеленая — 34.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом византийском крестово-купольном храме. В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня. Апостол Павел София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках стояла вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично. Портрет представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Царь небесный фреска софийского собора Киев.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Фрески украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. На некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. Изображение музыкантов и плясунов на лестничной фреске. Преподобомученница Евдокия Фреска

Изображение слайда
36

Слайд 36

Благовещение Из Праздничного ряда иконостаса Константин и Елена Фреска На стенах Софийского собора сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., а также многочисленные надписи, нацарапанные в разное время посетителями храма (начиная с XII в.). В отличие от киевских соборов в новгородской Софии нет дорогостоящих мрамора и шифера. Новгородцы не использовали также и мозаики для украшения своего кафедрального храма. Севастийские мученики икона Фрески Софийского собора в Новгороде

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Художественная культура Средневековой Руси

Задание на дом Гл.16, Упр. 3 стр. 168. Софийский собор в Константинополе (Стамбуле) в Киеве 1. Общее в архитектурном облике 2. Отличительные черты

Изображение слайда