Первый слайд презентации
Характеристика программы поисковой деятельности «Ребенок в мире поиска» (авторы: О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина). Выполнили студенты 4 курса ЗФ-409/072-6-1Рад 2020г.
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕБЕНОК В МИРЕ ПОИСКА»
Слайд 3
Цель программы : создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи программы: Развитие у детей предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. Поддержание у детей любознательности, инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Слайд 4
Особенности программы Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников (ручной умелости, стремления к открытиям и др.) Освоение детьми операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого, начала и овладением структурой деятельности Соединение разделов программы с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что значимо для развития интеллектуальных и творческих способностей Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей
Слайд 5: Разделы программы
Теоретическое обоснование Содержание объектов поисково-познавательной деятельности Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блокам деятельности) Методические рекомендации
Слайд 6
Методические пособия по программе Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2010; Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2011; Дыбина О.В., Щетинина В.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010; Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2013; Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых: игры-занятия по кулинарии для детей. М., 2010; Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2013.
Слайд 7: Целевые ориентиры Программы ДО в соответствии с ФГОС ДО
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в … познавательно-исследовательской деятельности… ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Слайд 8
Наглядный алгоритм проведения эксперимента «Извержение вулкана» 1 2 3 4 5 1 – подумать, как показать извержение вулкана; 2 – сделать модель вулкана, взять уксус и соду; 3 – насыпать в жерло вулкана соду; 4 – налить уксус в жерло вулкана; 5 – представить результаты, сделать вывод.
Слайд 9
Пиктограммы способов фиксирования информации зарисовать записать повторить;
Слайд 10
Пиктограммы свойств материалов структура поверхности (гладкая, шероховатая) ; притягивается к магниту толщина; прозрачность
Слайд 11
Наглядный алгоритм преобразовательной деятельности 1 2 3 4 5 6 1 – подумать, почему предмет надо изменить и придумать, какие изменения нужно сделать; 2 – рассказать о том, каким будет предмет и как его сделать; 3 – подобрать необходимые материалы; 4 – подобрать инструменты для работы; 5 – осуществить преобразование предмета (или изготовить его модель) в соответствии с замыслом; 6 – презентовать результат.
Слайд 12
Содержание программы «Ребенок в мире поиска» представлено по разделам: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир»
Слайд 13
Задачи образовательной работы с детьми по программе «Ребенок в мире поиска» определены по блокам: информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный
Слайд 14
Цель информационного блока – формирование у детей первоначальных представлений об окружающем мире с последующим их углублением, расширением и систематизацией Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми способов и средств познавательно-исследовательской деятельности, освоения ребенком субъектной позиции в деятельности (целеполагание и целеосуществление), что в совокупности позволяет реализовать ребенку собственную активность в достижении цели деятельности Цель блока преобразования – обеспечить присвоение детьми способов и средств преобразовательной деятельности
Слайд 15: Задачи действенно-мыслительного блока:
формировать исследовательские умения; формировать умение организовывать самостоятельную целенаправленную поисковую деятельность (осуществлять целеполагание, планирование, устанавливать порядок действий, замечать отклонения реализуемой программы от заданной и в связи с этим корректировать свои действия; формировать обобщенные способы обследования объектов познания с использованием адекватных вычленяемому качеству поисковых действий; умение самостоятельно их использовать в соответствии поисковой задачей; формирование умения использовать различные модели для решения поисковой задачи, выполняя действия моделирующего характера, адекватные используемой модели.
Слайд 16: Задачи блока преобразования:
формировать у детей умение осуществлять эстетическое и функциональное преобразование предметов; формировать у детей ретроспективно-перспективный взгляд на предметный мир; стимулировать стремление детей к преобразованию предметного мира; формировать у детей творческое отношение к окружающему миру.
Слайд 17
Педагогические условия реализации программы наличие образца-ориентира познавательной активности в познавательно-исследовательской деятельности, в качестве его носителя выступает для ребенка взрослый (педагог, родитель), обладающий такими характеристиками как действенность образца и личностно-важный смысл и побудительная сила для конкретного ребенка; формирование, обогащение и актуализация субъектного опыта познавательно-исследовательской деятельности каждого ребенка, позволяющего сформировать познавательную самостоятельность; наличие индивидуально-дифференцированного подхода в руководстве познавательно-исследовательской деятельностью детей, обеспечивающего создание ситуации успеха для каждого ребенка, постепенный перевод активности ребенка, стимулированной взрослым в собственную активность ребенка; создание предметно-пространственной развивающей среды как «поискового поля» для проявления познавательной активности и самостоятельности ребенка в процессе освоения окружающего мира.
Слайд 18
Создание предметно-пространственной среды как поискового поля ребенка
Слайд 19: Предметно-пространственная среда как «поисковое поле» ребенка
стимулирует проявление познавательной, практической и творческой активности ребенка в овладении представлениями об окружающем мире и средствами его познания, обеспечивает реализацию ребенком позиции субъекта познавательно-исследовательской деятельности; дидактически организованное пространство, включающее объекты познания и средства решения поисковой задачи, обеспечивает получение ребенком новой информации с учетом сформированного субъектного и субъективного опыта познавательно-исследовательской деятельности
Слайд 20: Теоретические положения построения предметно-пространственной среды как «поискового поля»
среда должна соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу развития (создание зоны ближайшего развития); среда должна представлять различное содержания данной деятельности, соответствовать ее особенностям; среда должна соответствовать структуре когнитивной (познавательной) сферы ребенка, а также уровню познавательного развития ребенка; среда должна отражать возможности реализации всех разновидностей данной деятельности и решения всех задач развития ребенка в реализуемой деятельности и образовательной области; среда должна быть представлена как среда обитания и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в данной деятельности, но и другие его материальные и духовные потребности (например, потребность в общении с другими детьми и взрослыми
Слайд 21
Содержательные принципы предметно- пространственно й среды как «поискового поля» ребенка : Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости среды. Принцип эмоциональной насыщенности среды. Принцип системности, блочности и тематичности. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Принцип опережающего характера содержания среды. Принцип открывающейся перспективы. Принцип реализации субъектного опыта детей.
Слайд 22
Организационно-методические принципы предметно- пространственно й среды как «поискового поля» ребенка : Принцип свободного выбора. Принцип сотрудничества. Принцип стабильности-подвижности. Принцип активности детей. Принцип открытости-закрытости Принцип функциональности. Принцип комплексирования и свободного (гибкого) зонирования. Принцип эмоционального благополучия и комфорта Принцип обеспечения половых различий
Слайд 23
Требования к содержанию и оформлению предметно-пространственной среды как «поискового поля» ребенка Многофункциональность Рациональность Системность Обновляемость материала Вариативность материала Именной характер материала
Слайд 24
Компоненты предметно- пространственной среды как «поискового поля» ребенка личностный, содержательный, материальный, организационный
Слайд 25: Личностный компонент среды
совокупность субъектов (участников) интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной запланированной деятельности Составляющие : субъекты деятельности (индивидуальная деятельность ребенка, взаимодействие двух и более детей, ребенка и взрослого и др.), тип реализуемого взаимодействия (кооперация, сотрудничество, деятельность рядом), характер взаимодействия (на протяжении всей деятельности, на этапе планирования, на этапе презентации результатов и пр.), способы взаимодействия (обсуждение и заполнение карты исследователя, обсуждение и зарисовывание результатов, взаимопомощь, рассказ о совместной работе и др.); способы участия детей в создании условий для деятельности (самостоятельно определяют и готовят оборудование или используют то, что предложено и др.)
Слайд 26: Содержательный компонент среды
представляет собой содержание познавательно-исследовательской деятельности и задания, которые выполняет ребенок Составляющие: содержание деятельности (тема, дидактические единицы) (важно представить тему календарно-тематического плана); формулировка задания (подзаданий в соответствии с этапами деятельности;) конкретизация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности и соответствующих им действий); конкретизации образовательных задач с учетом содержания деятельности и выполняемого задания.
Слайд 27: Задание: сделать бумажную лодку, которая будет долго плавать
Подзадания в соответствии с этапами деятельности (в виде наглядного алгоритма): 1. Обсудите проблему и предложите, как можно ее решить. 2. Обсудите, какой должна быть бумага для изготовления лодочки. 3. Обсудите, как провести эксперимент по выбору самой ненамокаемой бумаги и зарисуйте «напоминалку». 4. Проведите эксперимент и зарисуйте результаты 5. Сделайте лодочки из выбранной бумаги. 6. Проведите соревнования на самую быструю лодку и сделайте вывод. 7.Составьте сообщение о результатах эксперимента, расскажите, что вы узнали.
Слайд 28: Материальный компонент среды
представляет собой вещный аспект среды как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования, определенным образом предъявленных детям. Составляющие: материалы и оборудование по реализации всех компонентов деятельности в границах заданного содержания и задач (дети, используя материалы и оборудование реализуют предложенное задание); стимульный материал – побуждает детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач; дидактический материал – обеспечивает решение совокупности задач (интегрированных), несет в себе способы обучения в соответствии с задачами ООП ДО в ДОУ и календарно-тематическим планом.
Слайд 29
Способ решения проблемы: Какая бумага дольше не намокает?» 1 2 3 4 1 – взять таз с водой и одинаковые кусочки бумаги четырех видов – салфеточная, тетрадная, картон, писчая; 2 – опустить их одновременно в воду; 3 – наблюдать, какая бумага дольше всего останется на поверхности; 4 – выбрать тот вид бумаги, который дольше всего не намокает
Слайд 30
Наглядный алгоритм изготовления лодочки 1 2 3 4 5 6 1 – взять бумагу прямоугольной формы, сложить пополам по длине, отогнуть углы к середине; 2 – с каждой стороны отогнуть узкую полоску; 3 – развернуть и сложить в квадрат; 4 – свободные углы отогнуть к противоположному углу; 5 – развернуть и сложить малый квадрат; 6 – потянуть за острые уголки в разные стороны.
Слайд 31
Стимульный материал – специально разработанный материал, предлагаемый детям на этапе предъявления задания и инициирующий желание детей достичь поставленной цели и реализовать субъектный и субъективный опыт соответствующей деятельности в границах заданного содержания. Специфические материалы и оборудование – совокупность специально разработанных (или подобранных) материалов и оборудования, отражающих особенности методики проведения данной формы работы с детьми (или деятельности), и обеспечивающих максимальную практическую и творческую активность в реализации содержания реализуемых видов интегрированной деятельности детей.
Слайд 32: Специфические материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей
Объявление о проведении поисковой лаборатории Афиша с программой поисковой лаборатории График работы поисковой лаборатории Материалы и оборудование для деятельности Папка исследователя (изобретателя) Атрибуты для создания игровой обстановки Наглядные алгоритмы: поисковой деятельности, описания объекта познания, подготовки доклада по результатам поисковой деятельности Технические средства Энциклопедии «Действующие» предметные модели и др.
Слайд 34
Наглядный алгоритм изготовления шумового инструмента 1 2 3 4 5 6 1 – придумать шумовой музыкальный инструмент и его конструкцию, 2 – отобрать основу, материалы для изготовления, 3 – отмерить нужное количество наполнителя и насыпать его в основу инструмента, 4 – закрыть крышку инструмента, потрясти из стороны в сторону, и проверить звучание инструмента, 5 – закрепить крышку инструмента, 6 – приделать ручку к инструменту, проверить его звучание
Слайд 35
Карта исследователя Проблема: Какой материал лучше подходит для письма? Имя исследователя : ____________________ Объект исследования: бумага, береста, глинные дочечки, пергамент Свойства материала вес прочность передачи цвета трудоем-кость письма стоимость материала удобство хранения записей Способы получения информации пиктог-рамма пиктог-рамма пиктограмма пиктограмма пиктограмма пиктог-рамма Способы фиксирования информации пиктог-рамма пиктог-рамма пиктограмма пиктограмма пиктограмма пиктог-рамма Способы представления результатов пиктог-рамма пиктог-рамма пиктограмма пиктограмма пиктограмма пиктог-рамма Результаты: выявленные свойства пиктог-рамма пиктог-рамма пиктограмма пиктограмма Пиктограмма пиктог-рамма Вывод: пиктог-рамма пиктог-рамма пиктограмма пиктограмма Пиктограмма пиктог-рамма
Слайд 36: Организационный компонент среды
представляет собой вещный аспект среды совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной деятельности Составляющие: центры (микроцентры) в пространстве группы, обеспечивающие реализацию данной деятельности (задания) или при их отсутствии – способы «внедрения» материалов в другие центы (микроцентры); способы пространственного размещения и предъявления детям материалов по выполнению конкретного задания (заданной деятельности), характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами в данном центре (микроцентре).
Слайд 37: Лаборатория «Почемучка»
Цель: овладение поисковыми действиями, средствами и способами познания, расширение опыта проведения элементарных экспериментов Содержание среды: объекты познания оборудование для экспериментов (воронки, тазики, емкости и пр.). приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. наглядные модели и алгоритмы (программы) деятельности. Деятельность детей: опыты (эксперименты)
Слайд 38: Организационный компонент среды
представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной (запланированной) деятельности. Составляющие: центры (микроцентры) предметно-пространственной среды в пространстве группы, обеспечивающие реализацию данной деятельности (задания) или при их отсутствии – способы «внедрения» материалов в другие центы (микроцентры); способы пространственного размещения и предъявления детям материалов по выполнению конкретного задания (заданной деятельности), характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами в данном центре (микроцентре).
Слайд 39: Лаборатория «Почемучка»
Цель: овладение детьми средствами познавательной деятельности и расширение опыта при проведении элементарных экспериментов как самими детьми, так и совместно с воспитателем.
Слайд 40: Преобразовательный центр «Мастерилка»
Цель: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности; развитие ручной умелости, творчества, выработка позиции творца Содержание среды: объекты преобразования, оборудование для деятельности (ножницы, клей, дырокол, степлер и др.), бросовый материал (коробки, бутылочки, проволока и др.), наглядные модели и алгоритмы (программы) деятельности. Деятельность детей: изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, отражающих замысел по преобразованию предметов, тематических альбомов, стенных газет и пр. )
Слайд 41
«Уголок Знайки» Цель: формирование умения самостоятельно работать с источниками информации (печатные и технические средства), «добывать» нужную информацию; накопление «неясных» знаний, познавательного опыта. Содержание среды: познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, макеты, гербарии и пр. аудио-, видеокассеты и технические средства Деятельность детей: рассматривание, чтение (или слушание) книг, работу с коллекциями и гербариями, наглядным материалов (рассматривание, отбор материалов, систематизация и пр.).
Слайд 42
Информационная копилка Цель: формирование умения осознавать свой познавательный интерес, формулировать его в форме вопросов или с помощью условных символов; расширение познавательного опыта детей. Содержание среды: копилка вопросов, карточки-вопросы с текстами или условными символами, сюжетный накопитель для них, тематическая подборка наглядных материалов, тексты, печатные слова, фотографии, иллюстрации, картинки, объекты, муляжи и пр. Деятельность детей: формулировка вопроса, его запись, запись полученной информации с помощью букв и условных символов, рисунков, подбор соответствующего наглядного материала, рассматривание, чтение
Слайд 43
Игротека Цель: расширение познавательного опыта детей в игровой деятельности; уточнение, систематизация знаний, умения применять их при решении игровой задачи Содержание среды: игровой материал для проведения игр с правилами и игровых заданий Деятельность детей: игры и игровые задания в соответствии с возрастом по различным разделам
Слайд 44: Центр преобразования «Мастерилки»
Цель: использование поискового опыта и знаний об окружающем мире в продуктивной деятельности.
Слайд 45: Уголок моделирования
Цель : овладение моделированием, расширение границ познавательной деятельности детей и систематизация познавательного опыта за счет использования данной деятельности Содержание среды: пиктограммы, таблицы, схемы, наглядные алгоритмы деятельности, предметные модели, изобразительные средства Деятельность детей: « чтение », составление, зарисовывание моделей, действия в соответствии с ними
Слайд 48: Музей «Путешествие в прошлое»
Цель: стимулирование познавательного интереса детей к предметам прошлого и их познанию, расширение опыта поисковых действий предметами прошлого. Содержание среды: предметы прошлого, коллекции, музейные экспозиции, материалы и оборудование для поисковой деятельности с ними, наглядные модели и алгоритмы (программы) деятельности Деятельность детей: рассматривание и систематизация материала, выполнение поисковых заданий, подготовка экспозиций, подготовка сообщения о предметах прошлого
Слайд 49
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе образовательного процесса Формы, методы, средства образовательной работы с детьми по программе «Ребенок в мире поиска» на примере ДС № 140 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти – В.В. Щетинина Докладчик: к.пед.н., доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Гуманитарно-педагогического института ТГУ В. В.Щетинина
Слайд 50: Структурные части образовательного процесса в ДОУ
организованная образовательная деятельность педагога с детьми (ОД); совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах (СД в РМ); самостоятельная деятельность детей (СДД); взаимодействие с родителями (ВР)
Слайд 51: Формы обучения, реализующие детское экспериментирование
Представление (концерт) фокусников Занятие-эксперимент Опытно-экспериментальная лаборатория Конструкторское бюро Лаборатория моделирования Исследовательская лаборатория Занятие-исследование
Слайд 52
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕБЕНОК В МИРЕ ПОИСКА»
Слайд 53
Условные обозначения реализации поисковых заданий в образовательном процессе + + проводится как организованная образовательная деятельность педагога с детьми (ОД); + проводится как часть организованной образовательная деятельность педагога с детьми (ОД); . совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах (СД в РМ); * самостоятельная деятельность детей (СДД); ** взаимодействие с родителями (ВР)
Слайд 54
Объект Структурные компоненты образовательного процесса Вторая младшая Средняя Старшая Подготовительная 1 2 3 4 5 Вода ++Узнаем, какая вода ++Изготовление цветных льдинок Окрашивание воды Изготовление цветных льдинок Взаимодействие воды и света Какие свойства? Помощница вода Откуда берется вода? Умная галка **Куда делась вода? Водяная мельница Фильтрование воды Замерзание жидкости Изменение объема жидкости Вода двигает камни Круговорот воды Термометр из бутылки Воздух ++Что в пакете? ++Игры с воздушным шариком и соломинкой Надувание мыльных пузырей Пузырьки-спасатели *Где теплее? Ветер в комнате Живая змейка Таинственная вертушка Вертушка Ветропарусо-мобиль Планирование поисковых заданий по разделу «Неживая природа» II младшая Средняя Старшая Подготовительная 1 2 3 4 5 Вода ++Узнаем, какая вода ++Изготовление цветных льдинок Окрашивание воды Изготовление цветных льдинок Взаимодействие воды и света Какие свойства? Помощница вода Откуда берется вода? Умная галка * Куда делась вода? **Водяная меницаль Фильтрование воды Замерзание жидкости Изменение объема жидкости Вода двигает камни Круговорот воды ** Термометр из бутылки Воздух ++Что в пакете? ++Игры с воздушным шариком и соломинкой * Надувание мыльных пузырей Пузырьки-спасатели * Где теплее? Ветер в комнате Живая змейка Таинственная вертушка Вертушка **Ветропарусомобиль
Слайд 55
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Ме-сяц Тема недели ОД СДвРМ СДД ВР Но-ябрь Приро-да вокруг нас Воздух вокруг нас + Что в пакете? Поиск воздуха Игры с соломин-кой Изготовление настольной игры «Воздухобол» Вода-водичка Окрашива-ние воды Узнаем, какая водичка Изготовление ледяных украшений для елки на участке Прош-лое пред-метов Прошлое посуды Волшебный материал Волшеб-ный материал Изготовление посуды из глины «Магазин посуды» Прошлое стула Угадай-ка Угадай-ка Изготовление самодельных весов из бросового материала
Слайд 56
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Срок ОД СД вРМ Создание среды ВР Понедельник О/О « Познавательное развитие » (раздел « Окружающий мир » ) Тема « Воздух вокруг нас » Прогр.содержание: формирование предста -влений о свойствах воз-духа ( … ); освоение экс-периментирования; раз-витие познавательной активности. Ход :1. Чтение письма Незнайки. 2. Проведение опытов: «Поймай воз-дух», «Не намочи бу-магу», «Что в пакете?». 3. Обсуждение результатов Утро 2 половина дня Опыт « Поиск воздуха » Цель: освоить способы поис-ка воздуха вокруг нас. Задание: Выбирать пред -мет. Провести опыт по нагляд-ному алгоритму. Зафиксировать результаты с помощью знаков, рассказать о результатах. Лаборатория Стимульный материал : письмо от Незнайки с просьбой помочь увидеть воздух. Материалы и оборудо -вание для деятельнос-ти: султанчики, лен-точки, пакет, флажки, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. Дидактический материал : карты с алго-ритмами опытов по по-иску воздуха с разными предметами. Изготовление настольной игры воздухобол