Презентация на тему: Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Цель - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.   Задачи : формировать навык творческой, познавательной и
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Картотека игр с использованием метода ТРИЗ
Список литературы Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
1/14
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 61)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (479 Кб)
1

Первый слайд презентации: Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

Составитель: Лященко Мария Александровна воспитатель ГБДОУ д /с №21

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.   Задачи : формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности; развивать творческие способности;   Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем

Изображение слайда
3

Слайд 3

Игра « Что в чем?» Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход игры: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети должны назвать не менее 5 систем.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Игра «Что умеет делать?» Цель : учить выделять функцию объекта. Ход игры: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него. Например: Ведущий : - Ромашка. Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить. Ведущий: - Занавеска. Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Игра «Маша-растеряша» Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы. Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки. Ход игры: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)? Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку). В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя

Изображение слайда
6

Слайд 6

Игра «Красная шапочка» Цель: развитие творческого воображения. Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Ход игры: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана. Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? - Чтобы видеть, сколько я съела. И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Игра «Поезд» Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами. Ход игры: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик. Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики картинки тоже будут скрепляться. 1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка). 2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда). Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла. Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д. Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Игра «Елочка» Цель : активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы. Ход игры : Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И.п. ед.ч.). На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект. -Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова? Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т.е. до 5 столбиков) Затем предложить детям составить рассказ используя слова из «Елочки».

Изображение слайда
9

Слайд 9

Например: стартовое слово: Игла Составление рассказа, дать название рассказу. Игла Еж Яйцо Швейная игла Елка нитка Ножницы Одежда Стол Швея ткань Стул Скатерть Тарелка Нога День рождения

Изображение слайда
10

Слайд 10

Игра «Путаница» Цель : учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ход игры: - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например: Летит колючий крокодил. ( снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. ( конфету) Летит воздушный диван. ( шар) Рычит лохматый слон. ( пес) Смотрю в прозрачное дерево. ( стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. ( варежки) Мама сварила вкусный стол. ( суп)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Игра «Цепочки ассоциации» Цель : активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Ход игры: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок ); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир; Зеленое и прыгучее… Холодное, белое …

Изображение слайда
12

Слайд 12

Игра «Четвертый лишний» Цель : научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход игры: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? ( яблоко хрустит, когда его откусывают). Примечание : сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель : учить подбирать слова-антонимы. Ход игры: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный ; упрямый – покорный ; съедобный-ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой « не»: съедобный – несъедобный.

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: Картотека игр с использованием метода ТРИЗ: Список литературы Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., 1977. "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.-97с. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994 Хоменко Н.Н. Использование игры " Да-Нет " при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995

Изображение слайда