Презентация на тему: Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №

Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №
1/10
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (15521 Кб)
1

Первый слайд презентации

Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа № 33»

Изображение слайда
2

Слайд 2

Карельская вышивка - это лён и хлопок, красное и белое. А ещё - золото и серебро по парче и бархату. Скромные геометрические мотивы и богатые узоры с фигурами людей и животных. Видов вышивки в Карелии столько же, сколько народов, её населяющих. О рукоделии, которое получало награды Парижской выставки…

Изображение слайда
3

Слайд 3

Вышивка - рукоделие древнее: в Приладожье фрагменты расшитой одежды находили в могильниках XII - XIV веков. В деревенских домах вышивка была буквально повсюду: хозяйки наносили её на рубахи, головные уборы, скатерти, концы полотенец, подзоры (так называется оборка из ткани, идущая по краю кровати). Узоры украшали жилище и охраняли его. Считалось, например, что орнаменты на подоле рубахи не дают злому духу проникнуть в тело. Свадебный обряд не обходился без вышитых полотенец. Б ыли у вышивок и другие функции. Те же полотенца - календари: по рисунку на ткани крестьянки определяли, когда выходить в поле на посев, а когда - на жатву.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Девочек приобщали к вышиванию с пяти лет. К восьми годам сажали за «пяла» - деревянные рамки, с помощью которых натягивали кусок ткани для работы. За рукоделием проходили и зимние дни, и вечерние посиделки с подругами: девушка шила себе приданое. И немаленькое.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Кроме полотенец девушка готовила ещё много всего, в том числе расшитые рубахи в подарок свёкру и деверю, а себе - свадебный наряд и одежду на несколько лет вперёд : в новой семье молодой жене не до рукоделия. Девушка должна была вышить 40 полотенец. И когда к ней приходили сваты, она делала «картинную галерею»: вывешивала все свои полотенца, чтобы её оценили как рукодельницу. После свадьбы, если вдруг случался конфликт со свекровью, девушка её одаривала полотенцем, чтобы задобрить.

Изображение слайда
6

Слайд 6

На юге Карелии вышивка по рисунку была богаче, на севере - скромнее. Но везде - в основном красно-белая. Другие цвета - синий, жёлтый, чёрный - добавляли изредка и только в некоторых районах. Деревенские мастерицы умели шить по-разному. Но чаще других в ход шли двусторонний шов (он же - счётный или « досюльный », то есть старинный) и тамбур (он же - шов «косичкой»).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Двусторонним швом вышивали узоры, абсолютно одинаковые и с лица, и с изнанки. Мастерице приходилось внимательно считать нити полотна, чтобы стежки были одинаковыми - кропотливая работа. Шить тамбуром быстрее и проще, и он более пластичный – годился для любых узоров. Самые древние мотивы карельской вышивки   - геометрические: ромбы, круги, звёзды. Изобразительные - животные, растения, люди появились позже. Что конкретно значит тот или иной узор, сегодня с уверенностью не скажет никто. Но корни у большинства из них языческие, это факт.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Очень часто встречается женская фигура - это богиня - мать, символ женского начала. Дерево обычно символизирует Древо жизни, приносящее людям все блага. Часто можно увидеть фигуру богини - матери и Древа, соединенных вместе. Эти образы настолько старые, что есть у многих индоевропейских народов, но в разном виде. Птица - пава рядом с Древом жизни - символ добра и света. Кони, иногда двуглавые, иногда с всадником или деревцем на спине, - знак солнца и мужского начала. Солярными знаками были также ромбы и всевозможные розетки.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Узоры веками почти не менялись, их копировали с маминых рубашек и бабушкиных полотенец. А языческая символика стиралась: птиц и коней всё ещё вышивали, а почему именно их - объяснить не могли.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Карельская вышивка Республика Карелия город Петрозаводск МОУ «Средняя школа №

Копилку узоров пополняли заимствованные рисунки. Таким путем в Карелию пришли диковинные звери: барсы, львы. Тот же Олонец был центром торговли, и купцы привозили разные истории о животных из южных стран. А крестьянки представляли их по - своему и переносили на ткани. В XX веке этот процесс стал ещё активнее. Узоры брали отовсюду, начиная с журналов и заканчивая упаковками от мыла товарищества « Брокар и Ко».

Изображение слайда