Презентация на тему: Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра пропедевтика

Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра пропедевтика внутренних болезней
План
Введение
Сбор анамнеза
Неврологический осмотр
Депрессивное выражение лица
Исследование высших мозговых функций
Оценка психического статуса пациента
Внимание – в норме обследуемый правильно повторяет за исследователем 5–7 цифр и вычеркивает нужную букву без ошибок
Чтение - просим пациента прочитать и выполнить написанную на листе бумаги инструкцию (например, «подойдите к двери, постучите в нее три раза, вернитесь
Праксис Апраксия – характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта, сложных целенаправленных действий (бытовых,
Расстройство двигательной сферы может проявляться в виде ограничения или отсутствия активных и пассивных движений в конечностях, нарушении координации
При исследовании рефлекторной сферы оценивают сухожильные и поверхностные (кожные) рефлексы (их изменения), по- явление патологических рефлексов
Рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы плеча
Рефлекс с сухожилия треглавой мышцы плеча
Запястно-лучевой (карпорадиальный) рефлекс
Коленный рефлекс
Ахиллов рефлекс
Клонусы
Патологические рефлексы
Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра пропедевтика
Исследование чувствительности 1)Дискриминационная чувствительность
СТЕРЕОГНОЗИЯ  (от греч. stereos —твердый и gnosis —- зна'ние ), стереогностическое чувство, способность узнавать предметы наощупь
Двухмерно-пространственное чувство ( графестезин ) - просим пациента закрыть глаза и определить ту букву или цифру, которую начертили на его ладони тупым
Выводы
Заключение
Список литературы
1/27
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2651 Кб)
1

Первый слайд презентации: Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра пропедевтика внутренних болезней

СРС На тему:«Методы обследования нервной системы. Оценка неврологического статуса.Чувствительные и двигательные расстройства.Рефлексы ». Подготовил: ст.3-042 гр.Ибраев Руслан Проверил:к.м.н., доцент:Тусупбекова К.Т. Караганда 2018год

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

1. Введение 2. Сбор анамнеза 3. Понятие неврологического осмотра 4. Исследование высших мозговых функций 5. Исследование рефлекторной сферы 6. Исследование чувствительности 7. Выводы 8. Заключение 9. Список использованной литературы

Изображение слайда
3

Слайд 3: Введение

Проблема заболеваний нервной системы является одной из наиболее актуальных в современной медицине По данным европейских исследователей, общее количество больных, которые страдают разнообразными заболеваниями нервной системы, включая тревожные расстройства и алкогольную и врачебную зависимость составляет приблизительно 127,2 млн., то есть 25,8% обитателей европейских стран имеют неврологическую патологию Широкое распространение, высокая смертность и инвалидизация населения, в результате неврологических заболеваний ставят диагностику, профилактику и лечение этих заболеваний, в один ряд с наиболее актуальными медико-социальными проблемами

Изображение слайда
4

Слайд 4: Сбор анамнеза

При расспросе больного необходимо обратить внимание на его сон (нормальный, бессонница, сонливость днем, сновидения), настроение (спокойное, подавленное, возбужденное, повышенная раздражительность), общительность, головные боли (их локализация, характер, часто- та, продолжительность, связь с какими-то причинами, сопровождаются ли рвотой, обмороком), шум в голове

Изображение слайда
5

Слайд 5: Неврологический осмотр

Неврологический осмотр включает в себя следующие параметры: оценка состояния сознания и на наличие его расстройств; как больной может ориентироваться в пространстве, собственной личности и времени; оценка общемозговой симптоматики; проверка функции черепно — мозговых нервов; исследование двигательной сферы; проверяются рефлексы

Изображение слайда
6

Слайд 6: Депрессивное выражение лица

При исследовании внешнего вида пациента, состояния его одежды, выражения лица можно сделать заключение о состоя- нии его эмоциональной сферы. Так, лицо больных, находящихся в депрессивном состоянии, обычно выражает тоску и печаль. При эмоциональной тупости больные становятся неряшливыми, безразличными к окружающему их миру. Маниакальное состояние больных характеризуется развитием эйфории, восторженности

Изображение слайда
7

Слайд 7: Исследование высших мозговых функций

Сознание Ясное – пациент адекватно реагирует на изменения окружаю- щей среды, полностью ориентируется во времени; – неясное (помрачение) – больной заторможен, на вопросы отвечает с запозданием, хотя и правильно, часть вопросов может остаться без ответов, с трудом ориентируется в про- странстве и времени; – ступор ( stupor ) – пациент пребывает как бы во сне, из этого состояния его можно вывести громким разговором, на во- просы отвечает неправильно, после прекращения общения больной вновь впадает в спячку: – сопор ( sopor ) – полная дезориентация и безучастность, но со- хранены рефлексы, реагирует на болевые раздражения; – кома – самая глубокая степень выключения сознания, арефлексия.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Оценка психического статуса пациента

Проба Оценка (баллы) 1.Ориентировка во времени:Назовите дату (число, месяц, год, день недели) 0 2.Ориентировка в месте:Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж) 0 - 5 3.Восприятие:Повторите три слова: карандаш, дом, копейка 0 - 3 4.ПамятьПрипомните 3 слова (см. пункт 3) 0 - 5 6.Речь Показываем ручку и часы, спрашиваем: "как это называется?" Просим повторить предложение: "Никаких если, и или но" Выполнение 3-этапной команды:"Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол" Чтение: "Прочтите и выполните" 1.Закройте глаза 2.Напишите предложение 3. Срисуйте рисунок 0 - 2 0 - 1 0 - 3 0 - 3 Общий балл: 0 - 30 Интерпретация результатов Результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение. 28 - 30 баллов - нет нарушений когнитивных функций 24 - 27 баллов - преддементные когнитивные нарушения 20 - 23 балла - деменция легкой степени выраженности 11 - 19 баллов - деменция умеренной степени выраженности 0 - 10 баллов - тяжелая деменция Следует отметить, что чувствительность вышеприведенной методики не является абсолютной: при деменции легкой выраженности суммарный балл MMSE может оставать в пределах нормального диапазона. Чувствительность данного теста особенно невелика при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или при деменциях с преимущественным поражением лобных долей головного мозга

Изображение слайда
9

Слайд 9: Внимание – в норме обследуемый правильно повторяет за исследователем 5–7 цифр и вычеркивает нужную букву без ошибок

Изображение слайда
10

Слайд 10: Чтение - просим пациента прочитать и выполнить написанную на листе бумаги инструкцию (например, «подойдите к двери, постучите в нее три раза, вернитесь обратно»)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Праксис Апраксия – характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта, сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных, символической жестикуляции и др.) без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации движений

Гнозис Агнозия – расстройство узнавания объектов (предметов, лиц) при сохранности элементарных форм чувствительности, зрения, слуха

Изображение слайда
12

Слайд 12: Расстройство двигательной сферы может проявляться в виде ограничения или отсутствия активных и пассивных движений в конечностях, нарушении координации движений, повышении или снижении мышечного тонуса, снижении мышечной силы, появлении непроизвольных движений в покое (,тик, миоклония, хореоатетоз ) или определенной позе («катание пилюль» при пар- кинсонизме )

Нервный тик

Изображение слайда
13

Слайд 13: При исследовании рефлекторной сферы оценивают сухожильные и поверхностные (кожные) рефлексы (их изменения), по- явление патологических рефлексов

Глубокий рефлекс вызывают легким и быстрым ударом по сухожилию расслабленной и немного растянутой мышцы. Иногда оценивают по 4-балльной шкале: 4 балла — резко повышен, клонус; 3 балла — оживлен, но в пределах нормы; 2 балла - норма; 1 балл - снижен; 0 баллов - отсутствует

Изображение слайда
14

Слайд 14: Рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы плеча

Изображение слайда
15

Слайд 15: Рефлекс с сухожилия треглавой мышцы плеча

http://ttwsixz.appspot.com/ahillov-refleks-shema.html

Изображение слайда
16

Слайд 16: Запястно-лучевой (карпорадиальный) рефлекс

Изображение слайда
17

Слайд 17: Коленный рефлекс

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ахиллов рефлекс

Изображение слайда
19

Слайд 19: Клонусы

стопы и коленной чашечки – повторное непроизвольное ритмичное сокращение мышц, вызванное быстрым пассивным растяжением самой мышцы или ее сухожилия.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Патологические рефлексы

а) разгибательные Бабинского - штриховое раздражение наружного края подошвы — возникает медленное тоническое разгибание первого пальца и легкое веерообразное расхождение остальных пальцев. У детей в возрасте до 2—2,5 года разгибательный подошвенный рефлекс не является патологическим Оппенгейма - у лежащего на спине пациента проводим с нажимом подушечкой большого пальца своей руки по передней поверхности голени (вдоль внутреннего края большеберцовой кости) в направлении сверху вниз, от колена к голеностопному суставу б) сгибательные Верхний рефлекс Россолимо— Вендеровича - просим пациента расслабить руку и кисть. Захватываем своей рукой кисть пациента таким образом, чтобы ее пальцы свободно свисали, и быстрым отрывистым движением ударяем по ладонной поверхности кончиков полусогнутых пальцев больного своими пальцами в направлении «от ладони» Рефлекс Россолимо - у лежащего на спине больного про­ изводим быстрые отрывистые удары пальцами своей руки по подошвенной поверхности дистальных фаланг пальцев стопы в направлении к тылу стопы

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Исследование чувствительности 1)Дискриминационная чувствительность

Дискриминационное чувство - способность различать два раздражения, которые одновременно наносятся на близко расположенные участки поверхности тела

Изображение слайда
23

Слайд 23: СТЕРЕОГНОЗИЯ  (от греч. stereos —твердый и gnosis —- зна'ние ), стереогностическое чувство, способность узнавать предметы наощупь

Изображение слайда
24

Слайд 24: Двухмерно-пространственное чувство ( графестезин ) - просим пациента закрыть глаза и определить ту букву или цифру, которую начертили на его ладони тупым предметом. Сравниваем восприятие на правой и левой стороне) Чувство веса ( барестезия ) - просим пациента сравнить вес двух сходных по размеру предметов, которые кладем на ладони его вытянутых рук. В типичных случаях предмет, который пациент удерживает в пострадавшей руке, кажется более легким, независимо от его веса

Изображение слайда
25

Слайд 25: Выводы

Полноценное исследование нервно-психического статуса больного можно провести лишь в том случае, если врач хорошо знает симптоматологию нервных и психических заболеваний Для оценки состояния нервной системы необходимы знания разных отраслей медицины: физиологии, психологии и др. Важно знать ВОЗРАСТНЫЕ, Гендерные и др. особенности НС, для проведения качественного исследования нервной системы Пропедевтика, семиотика заболеваний НС позволит объединить все имеющиеся у студента знания и применить их на практике

Изображение слайда
26

Слайд 26: Заключение

Ввиду высокого риска для жизни и здоровья пациента заболеваний НС, оценка функций НС должна проводится скрупулезно и качественно. Прогноз выявленных заболеваний зависит от своевременного эффективного исследования НС.

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра пропедевтика: Список литературы

Ю. В. Щукин, В. А. Дьячков, А. Е. Рябов ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА - Глава 3 – стр 71-77 Модуль  Нервная   система  : оқулық / ҚММУ ; ред.: С. Б. Жәутікова, С. Д. Нұрсұлтанова ; серия ред. Р. С. Досмагамбетова. - М. : Литтерра, 2014- стр 141-160

Изображение слайда