Презентация на тему: Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности

Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Коэффициент смертности (количество умерших за год на 1000 человек населения) Данные приведены за период 1975 – 2009 гг. и 1920 – 2009 гг.
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности
1/45
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6016 Кб)
1

Первый слайд презентации

Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности

Изображение слайда
2

Слайд 2

Безопасность жизнедеятельности — это наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечении безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения вредных и опасных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Учёные с древних времён изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Гиппократ (460 до н.э.) писал о болезнях рудокопов и труд «О здоровом образе жизни». Гален (200 до н.э.) обратил внимание на вредное действие на организм свинца и цинка. Швейцарский врач и химик Парацельс (1493), немецкий врач Агриком (1491) отмечали непродолжительность жизни горняков и описали заболевание «чахотка горняков».

Изображение слайда
4

Слайд 4

М.В. Ломоносов написал труды об охране труда горнорабочих, разработал теорию расчёта рудничной вентиляции. И.И. Сеченов, Т.П. Павлов, Н.В. Введенский – создавали труды в области гигиены. И.А. Павлов, В.Л.Кирпичев – занимались над вопросами безопасности труда и производственной санитарии с позиции инженерных решений.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Коэффициент смертности (количество умерших за год на 1000 человек населения) Данные приведены за период 1975 – 2009 гг. и 1920 – 2009 гг

Изображение слайда
6

Слайд 6

Объект изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду. Система «человек-среда обитания» подразделяется на: Человек – бытовая среда; Человек – городская среда; Человек – природная среда; Человек – машина – производственная среда.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: Объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; Анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов в обычных чрезвычайных ситуациях; Средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранение природной среды; Правовые и организационные основы обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Целью безопасности жизнедеятельности как науки является разработка научных основ и практических рекомендаций оптимального и безопасного поведения человека в мире опасностей.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания). Практические задачи БЖД обусловлены выбором принципов защиты человека и природной среды от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а так же средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Специалист, изучив дисциплину, должен знать: Как обеспечить безопасные условия деятельности на рабочих местах; Идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса; Обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды; Пути и способы создания безопасной техники, требование к машинам, оборудованию и технологическим процессам; Основы прогнозирования аварий, чрезвычайных ситуация; планирование мероприятий по ликвидации их последствий; При возникновении чрезвычайных ситуаций и аварий – спасение и оказание первой помощи, приёмы ликвидации их последствий.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье, потомство. Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Опасность — явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные последствия.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Основополагающий постулат БЖД ( аксиома о потенциальной опасности ): потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла

Изображение слайда
16

Слайд 16

Явления или воздействия характеризуют как опасные следующие признаки : вероятность нанесения непосредственного ущерба здоровью человека (травмы различной тяжести вплоть до смертельной); вероятность заболевания ; затруднение нормального функционирования органов человека; изменение окружающей среды.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Потенциальность опасности - свойство опасности проявляться только в определенных условиях Актуализация опасности - переход от возможности опасности к действительному воздействию

Изображение слайда
18

Слайд 18

Объекты опасностей в трудовом процессе : Предметы труда; Средства труда (машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги и так далее); Различные виды энергии (электрическая, химическая, тепловая, атомная, механическая и другие); Продукты труда и полуфабрикаты; Природоклиматическая среда (неблагоприятные метеоусловия, стихийные бедствия, флора, фауна); Люди (своими ошибочными действиями)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Идентификация опасности - процесс обнаружения, выявления и распознавания опасностей и установление их количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность деятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность и условия их проявления, причины, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретных задач по защите от опасностей.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Полезность номенклатуры состоит в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность. Целесообразно выделять несколько уровней номенклатуры : общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Классификации опасностей: 1. По происхождению (по источнику): природные (стихийные бедствия) техногенные антропогенные биологические экологические социальные 2. По характеру воздействия энергии : активные пассивные (активирующиеся за счёт энергии человека) 3. По вызываемым последствиям : утомление, заболевания, травмы, летальные исходы, аварии, чрезвычайные ситуации.

Изображение слайда
22

Слайд 22

3. По воздействию на человека (классификация ГОСТ): 1) физические 2) химические 3) биологические 4) психофизиологические

Изображение слайда
23

Слайд 23

Физические опасности: • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; • неионизируюшие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе и геомагнитные), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);

Изображение слайда
24

Слайд 24

ионизирующие излучения; • производственный шум, ультразвук, инфразвук; • вибрация (локальная, общая); • аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; • освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); • электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы; • электрическая и другие виды энергии

Изображение слайда
25

Слайд 25

Химические опасности : химически активные вещества, оказывающие на человека действия токсическое, канцерогенное, мутагенное, влияющее на репродуктивную функцию, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты)

Изображение слайда
26

Слайд 26

Биологические опасности : микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы, вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные животные, пресмыкающиеся Психофизиологические опасности — факторы трудового процесса, характеризующие физические и нервно-психические перегрузки, определяющие тяжесть и напряженность труда

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

Изображение слайда
41

Слайд 41

Риск — это количественная оценка опасности. При наличии необходимых статистических данных его можно определить как отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Риск – количественная оценка опасности: n – число неблагоприятных последствий N – возможное число неблагоприятных событий за определённый период Допустимый риск (приемлемый) 10 -6 Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год

Изображение слайда
43

Слайд 43

Социальный, или коллективный, риск — характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий проявления опасностей, чрезвычайных ситуаций для группы людей. Экологический риск — выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемого обществом от рассматриваемого вида деятельности.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Четыре методологических подхода к определению риска: • инженерный, опирающийся на статистику, расчет частоты опасности, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности; • модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и др.; • экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов; • социологический, основанный на опросе населения.

Изображение слайда
45

Последний слайд презентации: Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности

Спасибо за внимание!

Изображение слайда