Презентация на тему: Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру

Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Лингводидактические (лингвистические) игры – это такие игры, организуя которые мы ставим перед собой задачи, касающиеся обучения детей языку.
Положительные стороны использования игр на занятиях:
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Парные картинки – образование форм числа
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Некоторые принципы онтолингвистического подхода к преподаванию неродного языка, ( сформулированы д. филол. н., проф. С. Н. Цейтлин )
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Освоение детьми грамматических категорий
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Освоение детьми категории числа
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
П ри образовании форм числа помимо изменения окончаний может происходить:
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Трудности в формообразовании порождает также:
Нарицательные существительные
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Несклоняемые существительные
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Парные картинки – образование форм рода
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Согласование в роде и числе числительных один и два
Согласование в роде и числе числительных один и два
Категория падежа. Предложно-падежные формы
Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру
Лото с предлогами
Собери 6
Об организации игр :
Литература
Спасибо за внимание! Играйте чаще!
1/42
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8368 Кб)
1

Первый слайд презентации: Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру

Татьяна Витальевна Кузьмина доцент кафедры детской речи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, к.ф.н.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Лингводидактические (лингвистические) игры – это такие игры, организуя которые мы ставим перед собой задачи, касающиеся обучения детей языку

А какую цель ставит перед собой ребенок, соглашаясь с нами играть?

Изображение слайда
4

Слайд 4: Положительные стороны использования игр на занятиях:

Игра позволяет: актуализировать мотивы, не связанные с потребностью осваивать язык; задействовать бессознательные механизмы освоения языка; многократно представлять ученикам языковой материала

Изображение слайда
5

Слайд 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

В основе лингводидактической игры лежат закономерности функционирования языковых единиц разного уровня. Содержательной стороной игры являются языковые механизмы.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Лингвистические игры – это всегда манипуляции с языковым материалом, «игры со словами». Слово как языковой знак– это единство плана выражения и плана содержания.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Парные картинки – образование форм числа

Изображение слайда
9

Слайд 9

Педагоги в специальных целях разрабатывают или приспосабливают игры, в которых можно показать детям языковые закономерности, научить использовать в речи тот или иной языковой механизм.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Некоторые принципы онтолингвистического подхода к преподаванию неродного языка, ( сформулированы д. филол. н., проф. С. Н. Цейтлин )

Учет иерархии грамматических правил: центральные правила – частные правила – единичные исключения. Опора на центральные правила, затем движение к частным правилам, и только в последнюю очередь – учет исключений. Опора на центральные правила – сначала без периферийных. Т.е. путь – от центра к периферии.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Каждая грамматическая категория имеет план содержания (что-то обозначает), п лан выражения (каким-то образом это обозначает). Например, категория числа выражает квантитативные отношения предметов: один – не один.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Освоение детьми грамматических категорий

В первую очередь детьми осваивается план содержания грамматической категории. Для того чтобы освоить план содержания, необходимо осмыслить смысловые противопоставления, которые лежат в ее основе. Освоение детьми грамматических категорий

Изображение слайда
14

Слайд 14

Освоение плана выражения происходит дольше. Это зависит в числе прочего от того, что помимо основных формальных средств выражения грамматической категории, существует ряд факультативных средств.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Освоение детьми категории числа

Категория числа осваивается детьми очень рано. Уже до двух лет в активной речи детей наряду с формами единственного числа появляются формы множественного числа одних и тех же слов.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Дети осваивают в первую очередь основные показатели изменения формы слова. Основное средство формоизменения – мена окончаний: барабан – барабаны, шляпа – шляпы.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Языковой материал игры должен отражать не только основное, но и факультативные средства формообразования.

Изображение слайда
18

Слайд 18: П ри образовании форм числа помимо изменения окончаний может происходить:

изменение места ударения: кáтер – катерá, ногá – нóги ; чередования звуков основы: ухо – уши ( х/ш ), огурец – огурцы (чередование гласного с нулем звука – так называемые беглые гласные); другие частичные изменения внутри основы: чудо – чудеса, стул – стулья (наращение ), курица – куры; цыпленок – цыплята (мена суффиксов - онок / - ат -а ); образование форм числа от разных корней: человек – люди, ребенок – дети.

Изображение слайда
19

Слайд 19

При организации игр необходимо учитывать: особенности системы конкретной грамматической категории, закономерности их освоения детьми, осваивающими русский язык как первый (родной). В первую очередь – содержание будет касаться базового уровня правил функционирования языковых единиц – образование формы путём мены окончаний. На этом этапе целесообразно использовать существительные 1-го и 2-го склонения женского и мужского рода.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Трудности в формообразовании порождает также:

Три типа склонений существительных: парта – парты, стол – столы, тетрадь - тетради, Вариативность окончаний: стол – стол ы, но стул – стул ья, Н аличие в языке нескольких лексико-грамматических групп существительных : собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Нарицательные существительные

Конкретные : стол – столы, слон – слоны. Чаще всего образуют единственное и множественное число. Отвлеченные (абстрактные): бег, красота, синева. Часто не имеют формы множественного числа. Вещественные : сметана, молоко, сливки. Могут не иметь как форм единственного ( духи ), так и форм множественного числа ( одеколон ).

Изображение слайда
25

Слайд 25

Есть возможность уделить внимание случаям языковой аномалии, например, словам, не имеющим форм единственного или множественного числа.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Несклоняемые существительные

Изображение слайда
27

Слайд 27

« Увидеть» содержательную составляющую категории рода можно только в отношении одушевленных существительных: мальчик – девочка, медведь – медведица. НО! это касается не всех одушевленных существительных ( дядя, папа, дедушка, Петя ).

Изображение слайда
28

Слайд 28

Работа, направленная на помощь в освоении грамматического рода, должна осуществляться в последовательности, которая повторяет стадии освоения категории рода русскоязычными монолингвами.

Изображение слайда
29

Слайд 29

1 этап – род одушевленных личных существительных (обозначающих людей) и одушевленных неличных ( зоонимов ), имеющих родовые корреляты ( мальчик – девочка, медведь – медведица, заяц – зайчиха ). При этом надо отбирать слова мужского рода с нулевым окончанием ( последний звук в слове – согласный: дед, Антон, волк ), слова женского рода с окончанием -а. (Буква Я передает тот же гласный – [а]). Следует избегать слов, относящихся к мужскому роду, но имеющих окончание -а: дедушка, дядя, папа, юноша, Серёжа.

Изображение слайда
30

Слайд 30

2 этап – неодушевленные существительные мужского и женского рода (не третье склонение): стол, телефон, книга, тарелка, одушевленные неличные существительные, не имеющие родовых коррелятов ( муравей, пчела, снегирь, синиц а). 3 этап – неодушевленные существительные мужского, женского и среднего рода. Для начала надо отбирать слова с ударными окончаниями: окно, колесо. 4 этап – существительные женского рода, относящиеся к третьему склонению: кисть, кровать.

Изображение слайда
31

Слайд 31

5 этап – существительные общего рода: умница, молодец. 6 этап – существительные мужского рода, называющие лиц по профессии: доктор, преподаватель. 7 этап – несклоняемые одушевленные и неодушевленные существительные: пианино, кенгуру.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Парные картинки – образование форм рода

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: Согласование в роде и числе числительных один и два

Изображение слайда
35

Слайд 35: Согласование в роде и числе числительных один и два

ОДИН ЁЖ ДВА ЕЖА

Изображение слайда
36

Слайд 36: Категория падежа. Предложно-падежные формы

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38: Лото с предлогами

Изображение слайда
39

Слайд 39: Собери 6

Изображение слайда
40

Слайд 40: Об организации игр :

играть лучше в конце занятия; игра не должна длиться долго, будет лучше, если она будет повторяться; детям лучше стоять, а не сидеть, тогда у них будет возможность прыгать; не следует усложнять игру дополнительными условиями, например, обязательно произнеси слово, образуй форму – этой цели служат другие формы занятий; не стоит играть больше трех раз подряд, даже если вы играете в разные игры – лингводидактическая игра – серьезная нагрузка. лучше, если вы будете играть на каждом занятии. одни и те же игры, наполняемые разным содержанием, позволяют экономить время занятия, но это не значит, что мы должны все время играть в одни и те же игры.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Литература

Сборник упражнений по детской речи. Пособие для студентов факультетов дошкольного образования и коррекционной педагогики / Сост. – С.Н.  Цейтлин, М.Б. Елисеева, Г.Р. Доброва, В.В.  Казаковская, М.В.  Русакова, О.В. Мурашова, М.А. Ященко. Научный редактор – И.П.Лысакова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 [Электронный ресурс] Режим доступа: http :// ontolingva. ru Сборник упражнений по онтолингвистике : учебно-методическое пособие / С.Н.   Цейтлин, Н.В. Гагарина, Г.Р. Доброва, М.Б. Елисеева, Т.В. Кузьмина. Науч. Редактор Т.А. Круглякова. – СПб.: ООО « Идательско -полиграфическая компания « Коста », 2011. – 96 с. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заседений / С.Н. Цейтлин. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. – 240 с.

Изображение слайда
42

Последний слайд презентации: Как организовать освоение грамматических категорий русского языка через игру: Спасибо за внимание! Играйте чаще!

t. vit. kuzmina @ gmail. com

Изображение слайда