Презентация на тему: Изменения звуков в речевом потоке

Реклама. Продолжение ниже
Изменения звуков в речевом потоке
Изменения звуков в речевом потоке
Позиционные изменения звуков в потоке речи
Изменения звуков в речевом потоке
Прочитайте, сравните позиционные изменения согласных в английском и немецком языках
В) Редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»)
Изменения звуков в речевом потоке
Изменения звуков в речевом потоке
Изменения звуков в речевом потоке
Комбинаторные изменения звуков в потоке речи
1. Аккомодация (от лат. accomodatio – «приспособление»)
2. Ассимиляция (от лат. assimilatio – «уподобление»)
Изменения звуков в речевом потоке
Определите вид ассимиляции в приведенных словах:
3. Диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»)
Какие процессы приводят к образованию диалектных форм?
4. Диэреза (от греч. diairesis – «разрыв»)
5. Эпентеза (от греч. epentehesis – «вставка»)
6. Субституция (от греч. substitutio – «подстановка»)
В чем проявилось действие субституции?
7. Метатеза (от греч. meta t hesis – «перестановка»)
Упражнения:
Изменения звуков в речевом потоке
Изменения звуков в речевом потоке
Чередования звуков в речевом потоке
Чередования звуков – закономерные соответствия разных звуков внутри одной и той же морфемы.
Изменения звуков в речевом потоке
Понятие фонемы
Фонема (от греч. ph ō n ē ma – «звук») -
Изменения звуков в речевом потоке
Изменения звуков в речевом потоке
Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны.
Противопоставление фонем осознается через их дифференцирующую роль в сильной позиции слова.
Сильная позиция
Слабая позиция
Изменения звуков в речевом потоке
УПРАЖНЕНИЯ
Ответ:
Изменения звуков в речевом потоке
Прочитайте текст.
1/40
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (140 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Изменения звуков в речевом потоке

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

В речевом потоке звуки, взаимодействуя друг с другом, могут менять свои основные признаки. Изменения звуков в процессе речи могут быть двух видов: 1) комбинаторные, возникающие в результате взаимодействия артикуляций звуков; 2) позиционные, обусловленные позицией звука в слове, вызванными наличием особых фонетических условий.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Позиционные изменения звуков в потоке речи

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Позиционным изменениям подвержены гласные и согласные звуки. Позиционные изменения согласных связаны, как правило, с положением согласного в начале или конце слова. А) в начале слова возможно появление особого протетического звука: русск. восемь ( ср. разг. осьмушка хлеба), диал. воспа ( ср. лит. оспа), белорусск. яна ( ср. русск. она)); Б) в конце слова может происходить оглушение звонкого согласного ( русск. лоб, луг, год, рог [лоп, лук, гот, рок], нем. der Sand [ zant ] - песок).

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Прочитайте, сравните позиционные изменения согласных в английском и немецком языках

cap - cab, set - said, leaf - leave, white - wide. Das Tand, lag, das Lob, der Tag, sind, das Land.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: В) Редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»)

изменение звуковых характеристик гласных, вызванное их слабой фонетической позицией в слове. Слабой фонетической позицией гласного звука является его положение в безударном слоге. Виды: 1) Количественная редукция: гласные ослабляются, теряют часть долготы, но не меняют своих качественных характеристик. Рус. Яз.( и, ы, у ): ми  р -мири  ть -миро  вой. 2) Качественная редукция: происходит изменение характерных качественных признаков звука. (I’m busy.)

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9

1. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов: частота — чистота; леса — лиса; милок — мелок; дров — дроф; кот — код; столб — столп.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Комбинаторные изменения звуков в потоке речи

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: 1. Аккомодация (от лат. accomodatio – «приспособление»)

– это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных и согласных). В русском языке гласный, приспосабливаясь к окружающим его мягким согласным, становится более передним и узким (закрытым): рад - р’˙ад, вол - в’˙ол, нос - н’˙ос. В английском языке губной согласный [ w ] способствует огублению последующего гласного [ a ] в словах what, was.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: 2. Ассимиляция (от лат. assimilatio – «уподобление»)

– это артикуляционное уподобление в потоке речи однотипных звуков по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов. а) Прогрессивная и регрессивная : ca ts [ s ], bir ds [ z ] – прогрессивная ассимиляция по звонкости / глухости; ножка [но шк ъ] – регрессивная ассимиляция по звонкости / глухости;

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

б) Контактная и дистактная : гость [го с’т’ ] – контактная ассимиляция по твердости / мягкости; диалект. шашнатцът ’ (ср. лит. шестнадцать) – дистактная ассимиляция; в) Частичная (неполная) и полная : трубка [тру пк ъ] – частичная, контактная, регрессивная ассимиляция по звонкости / глухости, сшить [ шш ыт ’ ] – полная, регрессивная, контактная ассимиляция; Zimmer ( нем.: комната ) от Zimber.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Определите вид ассимиляции в приведенных словах:

редко, с жалостью, отбросил, без жира, как будто, вставать, езжу, есть, сшитый, сделать, свадьба, бесстрашный, косьба, сбруя, изжога. ре [ тк ] о [ жж ] алостью о [ дб ] росил бе [ жж ] ира ка [ гб ] у [ тт ] о [ фст ] авать е [ жж ] у е [ с ’ т ] [ шш ] итый [ зд ] елать сва [ т ’  д ’+ б ] а бе [ з  с+с ] трашный ко [ з ’ б ] а [ зб ] руя и [ жж ] ога

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: 3. Диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»)

– расподобление однотипных звуков: просторечное ко[л]идор – дистактная диссимиляция, расподобление р-р по месту и способу образования (ср.: лит. коридор ), бо[н]ба – контактная диссимиляция, расподобление м-б по месту образования (ср. лит. бомба ). Диссимиляция и ассимиляция могут происходить вместе, например, в слове легкий [л’о хк’ и j ] в силу ассимиляции оглушается г, а под действием диссимиляции взрывной звук переходит во фрикативный.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Какие процессы приводят к образованию диалектных форм?

а) омман, посленний, шашнадцать, консомолец (ср. лит. обман, последний, шестнадцать, комсомолец); б) асвальт, пролубь, лаболатория, транвай (ср. лит. асфальт, прорубь, бомба, лаборатория, трамвай).

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: 4. Диэреза (от греч. diairesis – «разрыв»)

– выпадение звука: солнце [cо`нце], сердце [с  эрцъ] – выпадение согласного. Разновидностью диэрезы является гаплология, т.е. выпадение слога (гаплология от греч. gaplos – «простой» и logos – «значение»): знаменоносец – знаменосец.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: 5. Эпентеза (от греч. epentehesis – «вставка»)

– вставка звуков: Италия [Итали j а] (ср. Italia ), канцелярия [канцеляри j а] (ср. cancellaria ), прост. радиво, какаво, шпиён (ср. лит. радио, какао, шпион).

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: 6. Субституция (от греч. substitutio – «подстановка»)

– возникающая при заимствовании слов из другого языка замена чужого звука своим: айсберг ( англ. iceberg – дифтонг [ ai ] заменен сочетанием гласного а и согласного j ), гантели ( нем. Hantel – придыхательный фарингальный звук h заменен заднеязычным г )

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: В чем проявилось действие субституции?

а) аврал (over all), аут (out), блокада (blockade), бульдозер (bulldozer), волейбол (Volleyball), джемпер (jumper), комбайн (kom-bine), кроссворд (cross-word), матч (match), пудинг (pudding); б) абзац (Absatz), вахтер (Wächter), вексель (Wechsel), вундеркинд (Wunderkind), гардина (Gardine), гастроль (Gastrolle), гауптвахта (Hauptwache), глазурь (Glasur), ландшафт (Landschaft), колба (Kolben), плацкарта (Platzkarte), пудель (Pudel).

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: 7. Метатеза (от греч. meta t hesis – «перестановка»)

– перестановка слогов или звуков в слове: мрамор ( лат. marmor ), тарелка ( нем. Teller, польск. talerz ), ладонь  долонь (ср. церковнослав. длань).

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Упражнения:

1. В приведенном ниже тексте найдите случаи ассимиляции и диэрезы. В каком слове наблюдается сочетание ассимиляции и диссимиляции? Теплым солнцем весенним согрета, Пробудившись от долгого сна, Молодою листвою одета, Как легка и нарядна она! (Н. Белоусов)

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

2. Определите, какие звуковые изменения наблюдаются в словах : плести, вести, флюгер (нем. Flügel), футляр (нем. Futeral), мольберт (нем. Malbrett), диал. ведьмедь, укр. капость (ср. пакость), марганец (нем. Marganerz), февраль (феврарь), верблюд (др.-рус. вельблюд), вотчина, Румыния.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Определите характер звуковых изменений в следующих немецких словах : Lamm (старое lamb), Zimmer (старое zimber), krumm (старое krumb). Затранскрибируйте приведенные ниже предложения и установите, какое характерное для русского языка явление произношения согласных на стыке слов отсутствует в немецком языке. 1) Was fragt der Lehrer? 2) Stellt der Lehrer Fragen? 3) Aufs Land fährt er mit dem Auto. 4) Brauchst du disses Buch? От существительных back (спина), bag (сумка), belt (пояс), bed (кровать), cat (кошка), card (билет), egg (яйцо) образуйте множественное число. В каких случаях происходит ассимиляция? Какой характер она имеет? Какие ошибки допускают русские учащиеся в произношении этих слов и почему возникают эти ошибки? Absent, blackboard, good time, red tie, that dog, that book, this bag, white door.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Чередования звуков в речевом потоке

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Чередования звуков – закономерные соответствия разных звуков внутри одной и той же морфемы

Одна и та же морфема может быть представлена в языке разными звуковыми вариантами: Но г а – но [ ш ] ка – но г и – но ж ной Чередование звуков подчинено правилам, действовавшим в прошлом.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Понятие фонемы

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Фонема (от греч. ph ō n ē ma – «звук») -

это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для распознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Рука-ручка-руки < к > : / к, ч, к ’/ Лук-люк < л > - < л ’>

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30

Фонемы характеризуются определенными признаками, с помощью которых противопоставляются друг другу. Подобные признаки называются дифференциальными. Пример: Фонема <б> обладает следующими дифференциальными признаками: твердость (был-бил), звонкость (бар-пар), огубленность (бар-дар), отсутствие назальности (носового призвука) (боль-ноль).

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31

Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т.е. включены в состав его гласных фонем? Kamm ( kam ) гребень - Kam ( ka : m ) пришел; Kann ( kan ) могу - Kahn ( ka : n ) лодка; Bahnen ( ba : nen ) пролагать путь - Bannen ( banen ) изгонять; Wir ( vi : r ) мы - Wir к ( vir ) спутанный; In ( in ) в – Ihn ( i : n ) его; Riff ( rif ) риф– Rief ( ri : f ) звал; Bett ( bet ) кровать – beet ( be : t ) грядка; Mitte ( mite ) середина – Miete ( mi : te ) квартплата. Какими фонемами различаются следующие английские слова: pen – pan, lead – lid, seat – sit, lake – leak, bag – beg, man - men, steel – still, date – late, cap – cat, call - cord, colour – cover, March – much.

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны

В русском языке важным дифференциальным признаком является твердость / мягкость (угол-уголь, стал-сталь, ток-тёк). В немецком, английском языках - долгота / краткость гласных ( нем. Staat (государство) – Stadt (город); англ. be (быть) – bee (пчела)).

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: Противопоставление фонем осознается через их дифференцирующую роль в сильной позиции слова

Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Фонема может находиться в сильной и слабой позициях.

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Сильная позиция

– это позиция различения фонем. Для гласных фонем такой позицией является позиция под ударением. Для глухих / звонких согласных – позиция перед гласными ( ср. [т]ом – [д]ом), сонорными согласными ( ср. [п]леск – [б]леск). Для твердых / мягких согласных - позиция конца слова ( ср. бра[т] – бра[т  ]) и перед всеми гласными, кроме е ( ср. [н]ос – [н  ]ос). Для переднеязычных согласных сильной является позиция перед заднеязычными ( ср. го[р]ка – го[р  ]ко) и губными ( ср. ко[рм  ]е - тю[р  м  ]е).

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: Слабая позиция

– это позиция неразличения фонем: Сома [ c  ма] – сама [ c  ма] (в слабой позиции не различаются гласные фонемы <а> и <о>). В русском и немецком языках слабой позицией для звонких и глухих согласных является конец слова (стог [сток] – сток [сток]; нем. Rad [ rat ] – Rat [ rat ]). В английском языке– конец слова является сильной позицией: bed [ bed ] – bet [ bet ].

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

Состав фонем того или иного языка определяется по сильным позициям, т.е. по таким положениям, в которых фонемы наиболее устойчивы РУС: 34(37) согласных, 5 (6) гласных НЕМ: 18 – 15 АНГЛ: 24 - 13

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37: УПРАЖНЕНИЯ

Какие из приведенных ниже слов начинаются с одной фонемы: а) там, том, три, тюк, тень; б) сам, сыт, снова, срыв, сито, сом; в) шум, горох, щавель; г) яма, юг, утро, это, ёлка.

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38: Ответ:

а) там, том, три – тюк, тень Б)сам, сыт, снова, срыв, сом В)нет Г) яма, юг, ёлка

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39

Сколько различных фонем в данных парах слов? С помощью каких дифференциальных признаков эти фонемы противопоставлены одна другой: а) род – рад, шелк - толк, пил - пыл, дом - кум, щель – шел; б) счет – кот, щель – шел, плащ – плющ, зуб – суп, шелк – толк, щетка – тетка; в) bed - bad ; piece - cheese ; kill - meat.

Изображение слайда
1/1
40

Последний слайд презентации: Изменения звуков в речевом потоке: Прочитайте текст

Нет ребят на свете Доблестней, чем вы, Юноши и дети С берегов Невы. Я встречал вас в школах, В цирках и садах, На катках веселых, В дачных поездах. (С. Маршак) Н ’ эт р ’ и э б ’ ат н Λ св ’ эт ’ ь Д о обл ’ ис ’ н ’ э j’ ч ’ и э м вы J’ о унъшы и д ’ эт ’ и Зб ’ и э р ’ и э г о оф Н ’ и э вы J’ а фстр ’ и э ч ’ ал въс фшк о олъх Фцыркъх ы с Λ дах. Нъ к Λ тках в ’ и э с ’ о олых В дач ’ ных пъ j’ и э здах

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже