Презентация на тему: Избирательное право

Реклама. Продолжение ниже
Избирательное право
Содержание
Понятие и сущность избирательного права
Право избирать, выражать свое мнение на выборах – это форма непосредственной демократии
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права
Избирательный процесс
Избирательный процесс
Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральным Собранием, Государственной Думой; представительного органа
Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их
Избирательное право
Избирательная система
Избирательная система
Избирательная система
Единый день голосования
Избирательная система
Референдум
Референдум
Референдум
Референдум
Референдум
Спасибо за внимание
1/29
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 97)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2911 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Избирательное право

Выполнила: Егорова И.Е. Гр.098-1 Проверил: Кашенов А.Т. Кандидат исторических наук

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Содержание

Понятие и сущность избирательного права Принципы избирательного права Избирательный процесс Избирательная система Референдум

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Понятие и сущность избирательного права

Избирательное право понимается в двух значениях. 1. Избирательное право в объективном смысле. Это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. 2. Избирательное право в субъективном смысле. Это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий (например, активное и пассивное избирательное право, прямое и косвенное избирательное право).

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Право избирать, выражать свое мнение на выборах – это форма непосредственной демократии

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Принципы избирательного права

По ст.32 Конституции РФ 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это положение зафиксировала принцип всеобщности - все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Принципы избирательного права

Равенство обозначает, что: 1 избиратель=1 голос Участие в выборах без привилегий

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Принципы избирательного права

Прямота обозначает, что избиратель голосует за конкретного кандидата,а не за лицо, в последующем выбирающее кандидата на должность. Тайность, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно - избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Принципы избирательного права

Добровольность и свобода выборов выражена в самостоятельном желании прийти на выборы и выборе избирателем кандидата на должность. Эти принципы можно отнести к группе основных принципов и принципов участия граждан в выборах

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Принципы избирательного права

Принципы организации и проведения выборов так же являются неотъемлемой частью в данной системе.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Принципы избирательного права

Обязательность выборов  означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Принципы избирательного права

Периодичность выборов  непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Принципы избирательного права

Альтернативность выборов  обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах. Независимость избирательных комиссий  означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Принципы избирательного права

Гласность  означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Избирательный процесс

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Избирательный процесс

Достигнув 18 летнего возраста и будучи психически здоровым и законопослушным, гражданин России обретает права избирателя. Регистрация избирателей. Все граждане России, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации, осуществляемой главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей на выборах включаются граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и проживающие на территории данного избирательного округа. Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей создаются избирательные участки. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями. Кандидаты или списки кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация - деятельность граждан России, кандидатов, избирательных объединений, имеющая цель побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Подсчёт голосов. Подсчёт голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. На основании протоколов участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий путём суммирования содержащихся в них данных устанавливаются результаты выборов.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральным Собранием, Государственной Думой; представительного органа субъекта РФ – главой субъекта РФ, высшего должностного лица – представительным органом этого субъекта РФ. Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки. Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию (например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.). Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8.00 до 20.00 по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где состоит в списках, открепительное удостоверение.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение трех недель со дня выборов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Избирательная система

Мажоритарная избирательная система   –   система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе  абсолютного большинства  избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Избирательная система

При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной думы РФ избиралась по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина - по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%. Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют. Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия. В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Избирательная система

Смешанная система  основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Единый день голосования

Особенность избирательной системы в конкретной стране касается также дня голосования. Как правило,  применяются два основных подхода при назначении дня голосования – либо выборы назначаются на любой день (обычно, выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельная процедура, установленная конституцией и законами страны),   либо единый день голосования. C 2013 г. выборы  проводятся во второе воскресенье сентября. 14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.  13 сентября 2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10 очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ. Однако такая практика (голосование в воскресенье в начале сентября) показывает, что в это время года многие избиратели физически не доходят до избирательных участков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимость корректировки единого дня голосования. В настоящий момент этот вопрос активно обсуждается в законодательных и исполнительных органах власти  РФ.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Избирательная система

Достоинства прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата, а не за список представителей партии); формирование устойчивого правительства. широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств); гарантия представительства мелких и средних партий. формирование действительно представительного органа власти. Недостатки мелкие партии могут быть не  представлены  в сформированном органе власти; не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять до 49%). отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями; избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций, что затрудняет его работу. усложненный процесс проведения выборов.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Референдум

В зависимости  от содержания законопроекта,  вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют  референдумы: 1 ) конституционный ; 2) обыкновенный. В зависимости  от времени проведения референдумы  делятся на: 1 ) превентивный ( дозаконо -дательный); 2 ) утверждающий ( послезаконодательный ). По порядку проведения  могут быть  референдумы: 1 ) обязательные ; 2) факультативные.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25: Референдум

Виды референдума  в зависимости  от  территории : 1 ) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения  Президента РФ ); 2) референдум  субъекта РФ  (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы  Конституцией РФ  и федеральным законом ); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении  органов местного самоуправления ).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: Референдум

Особенностью референдума РФ  является то, что он проводится по особо важным вопросам для  государства  (принятие новой Конституции). Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.). Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих  вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов  власти :  1) досрочного прекращения или продления  срока  полномочий  органов государственной власти  субъекта РФ, органов  местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных  выборов  в органы  государственной власти  субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение  бюджета  субъекта, исполнения и изменения финансовых  обязательств  субъекта РФ,  муниципального образования ; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения. Местный референдум  проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Референдум

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения: изменение статуса субъектов РФ ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов ; принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства; введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты ; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистия и помилование.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Референдум

Особенностью Всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В нем принимают участие все граждане РФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ. Всероссийский референдум РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов. Он проводится по инициативе: не менее 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них ; Конституционного Собрания. Принципы проведения Всероссийского референдума: всеобщность; равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме; прямое волеизъявление граждан ; тайное голосование на референдуме тайное.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Последний слайд презентации: Избирательное право: Спасибо за внимание

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже