Первый слайд презентации: История железнодорожного транспорта
План: 1. Возникновение железнодорожного транспорта 2.Развитие ж/ д транспорта в России на рубеже Х I Х – ХХ веков: 3.Железнодорожная отрасль СССР в 20-30 гг. ХХ в. 4.Железнодорожный транспорт Советского Союза в годы ВОВ ( 1941- 1945 гг.) 5.Развитие ж/ д транспорта СССР во второй половине ХХ века. 6.Инновационное развитие железных дорог России на рубеже ХХ-ХХ I веков
Слайд 2: Введение
В ХХ I веке ж/ д транспорт сохраняет важнейшие стратегические позиции в развитии России. Большая территория, сложные природно - климатические условия, отсутствие у большинства промышленных районов страны выходов к морю сделали ж/ д транспорт незаменимым средством коммуникации и превращают его в наиболее перспективный вид транспорта.
Слайд 3: Первая в мире железная дорога
Была построена в Великобритании Дж. Стефенсоном в 1825 г. Ее протяженность 21 км., скорость поезда 24км/ч. В 1830 г. по его проекту была построена дорога Ливерпуль- Манчестер.
Слайд 5: Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена в 1834 г
Крепостными мастерами Ефимом и Мироном Черепановыми на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых. Длина дороги:854 м., вес состава 3,3 т., скорость 13-16 км/ч. Кроме груза он мог вести 40 пассажиров.
Слайд 7: Прообразом железных дорог общего пользования в России
стали первые промышленные рельсовые дороги. В 1836 г. Николай I подписал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Официально она открылась в 1837 г.
Слайд 9: В 1851 г. открылась дорога
между Петербургом и Москвой. Она имела протяженность 644, 5 км. Перевозила 400 тыс. т грузов и 300 тыс. чел. в год. После смерти императора дорога получила название Николаевской.
Слайд 10: Первый министр путей сообщения
П.П.Мельников в 60-70 г.г. Х I Х начинает активное железнодорожное строительство: дороги строились в центре страны, в Закавказье, на Донбассе. Была проложена магистраль(999км.), с оединившая системы рек Оби и Волги ( до Тюмени). В 80-е годы сооружена Закаспийская ж.д., которая стала составной частью трансконтинентальных дорог из Европы в Китай и Индию.
Слайд 12: В конце Х I Х века
стали активно заселяться окраины страны, что потребовало наладить с ними связь. Для решения этой задачи начинается строительство Транссиба, протяженностью 9860 км. Великий Сибирский путь был построен в 1891- 1901 гг.Важную роль в его создании сыграл С.Ю.Витте.
Слайд 13: Сергей Юльевич Витте 1849-1915
1892-1903гг. министр финансов России.
Слайд 14: Сооружение Транссиба
с пособствовало экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока. За первые десятилетия существования магистрали население Сибири увеличилось почти в 2 раза. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток стали крупными промышленными центрами.
Слайд 15: К началу Первой мировой войны
(1914-1918гг.) в России было 44 дороги, протяженностью 72981км. Две трети железнодорожной сети принадлежало государству. Была создана единая для всех видов транспорта служба военных сообщений (ВОСО), ее основной задачей было : обеспечение подвижности и маневренности армий и руководство железнодорожными войсками.
Слайд 16: На II съезде Советов в октябре 1917 года был создан СНК
В Совете Народных Комиссаров был образован Наркомат по железнодорожным делам, который позже был переименован в Наркомат путей сообщения. Под юрисдикцию НКПС перешли казенные и частные железные дороги. В 1918г. СНК издал декрет «О централизации управления, охране железных дорог и повышении их провозоспособности»
Слайд 17: В 1921 г. наркомом путей сообщения
был назначен Ф.Э.Дзержинский, который предложил восстановит платность перевозок. С 1922 г. была расширена самостоятельность по управлению дорогами, им предоставлялось право распоряжаться всей провозной способностью после выполнения государственного плана перевозок.
Слайд 19: Крупнейшей стройкой первой пятилетки (1928-1929)
явилась Туркестано - Сибирская магистраль ( Турксиб ), протяженностью 2375 км., которая соединила Сибирь и Среднюю Азию ( Россию, Казахстан, Киргизию)
Слайд 21: В 1930 – х гг. изменилась
структура управления железнодорожным транспортом. Из состава НКПС вышли Наркомат водного транспорта и Управление автодорог. В составе НКПС остался железнодорожный транспорт, с 1935 г. и Московский метрополитен. В 1935 г. наркомом путей сообщения был назначен Л.М. Каганович.
Слайд 23: В 1930-е гг. большое внимание уделялось созданию мощных
паровозов. Были созданы локомотивы серии «ФД», «СО» и «ИС», скорость которых достигала 115 км/ч. В конце 30-Х гг. было построено 47 тепловозов, которые обслуживали 200 км дорог. Первая электрифицированная линия в СССР была введена в эксплуатацию в 1926 г., к концу 1940 г. было электрифицированно 1,9 тыс. км. линий
Слайд 24: Важнейшими задачами железнодорожного транспорта
в годы ВОВ стали : обеспечение мобилизации вооруженных сил СССР, проведение эвакуации населения и промышленных предприятий на восток страны и осуществление пассажирских и грузовых перевозок. Всего за войну было эвакуировано 25 млн. человек, а общий объем перевозок 30 тыс. поездов.
Слайд 25: В мае 1942 г
Государственный комитет обороны принял решение прекратить призыв в армию железнодорожников, демобилизовать тех, кто уже воевал, и отправить на прежнее место работы. Трудовые резервы за 1941-1945 гг. подготовили почти 300 тыс. квалифицированных работников транспортных профессии.
Слайд 26: После окончания войны
В 1946 г. Наркомат путей сообщения был переименован в Министерство путей сообщения, основной задачей которого было восстановление и развитие железнодорожного транспорта на более высоком техническом уровне. Были созданы новые экономичные паровозы серии «Л», налажен серийный выпуск электровозов и тепловозов.
Слайд 27: Лев Сергеевич Лебедянский 1898-1968
Главный конструктор паровозов«Л», «П36».
Слайд 28: В 1956 г. правительство
утвердило Генеральный план электрификации железных дорог, по которому намечалось с1956 по 1970 гг. электрифицировать 40 тыс. км. путей. Предусматривалось обновление локомотивного и вагонного парков, совершенствование путевого хозяйства, оборудование линий автоблокировкой и диспетчерской централизацией.
Слайд 29: В1974 г. начинается строительство
Байкало-Амурской магистрали длинной 3145 км. Дорога открывала второй железнодорожный выход к портам Тихого океана, соединив кратчайшим путем линии Тайшет- Лена и Комсомольск –на – Амуре_ Советская Гавань. В 1989 г. БАМ вступил в строй, за исключением Северо-Муйского тоннеля, он сдан в 2003 г.
Слайд 31: На территории Российской Федерации после распада СССР
было 17 железных дорог,для управления которыми было создано ОАО «РЖД». Проводимые в отрасли реформы ставили задачу: отделить функции государственного регулирования от хозяйственного управления отраслью, создать конкурентную среду в сфере перевозок,обеспечить рост объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Слайд 32: В ходе реформ была проведена
перестройка организационной структуры отрасли. В 2004 г. создано Министерство транспорта, которое начинает формировать государственную политику и отвечать за создание нормативной базы в сфере ж/ д и во всем транспортном комплексе. Образовано Федеральное агентство ж/ д транспорта,которое реализует государственную политику в области железнодорожного транспорта. Агентство находится в ведении Министерства транспорта РФ.
Слайд 33: В 2010 г. была разработана
«Модель и концепция развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ», которая включает: создание специализированных магистралей и нового вида транспорта для скоростного движения.
Слайд 34: Новые виды ж/ д транспорта появились на
на реконструированных железных дорогах России: поезда «Сапсан», которые развивают скорость до 350 км/ч и «Аллегро» – 220 км/ч. Успешно модернизируется автоматизированная система оперативного управления перевозками и формируется математическая модель железнодорожных перевозок.
Последний слайд презентации: История железнодорожного транспорта: Список литературы
1. Гайдамакин А.В. История железнодорожного транспорта России (электронный ресурс)М.:УМЦ ЖДТ, 2012. 2. История железнодорожного транспорта России.Т.1: 1836-1917г.-С/ПБ: «Иван Федоров» 1994. 3. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т.2: 1917-1945 гг.- С/Пб: «Иван Федоров», 1997.