Презентация на тему: История России до XX века

История России до XX века
Периодизация
Домонгольский период. Восточные славяне и их соседи. Древнерусское государство. IX – XIII вв.
Литературный язык восточных славян.
Древнерусский литературный язык
Политическая система домонгольской Руси. Княжеский род. Лествичная система передачи власти.
Передача власти
Культура домонгольской Руси
Деревянные идолы из Старой Ладоги. Подобные находки в Новгороде датируются 13—14 вв.
Лирообразные гусли из Новгорода XI в.
Маска скомороха XIII в.
Ладья викингов IX в.
Черная могила под Черниговом X век
Признаки культурного синкретизма
Святилище Перуна под Новгородом 945 г.
Троицкий раскоп XI – XV вв.
Культура синкретизма не получила развития у восточных славян
Средневековая Русь. Создание суверенного Русского государства. Россия. Середина XIII – XVII вв.
Двуязычие средневековой Руси. Возникновение старорусского языка. Обособление книжной культуры от сферы повседневного общения.
Власть принадлежит теперь не всему княжескому роду, но только одной семье. Великий князь благословляет членов своей семьи и жалует остальных. Семья борется с
Русская средневековая культура
Идеология Русского государства и церковь
Икона Страшного Суда 16 век
Российская Империя. 1721 -1917 гг.
История России до XX века
Формирование нового русского литературного языка.
От Ломоносова до Пушкина
Политическая ситуация начала XVIII в. Устав Петра I о престолонаследии.
Внутренняя политика империи при Петре
Петербург – европейский город. Свой классический облик он обретает при Екатерине II.
XVIII в. в России прошел под знаком вестернизации. Россия позиционирует себя как европейская держава.
Важнейшей датой в истории петровской России следует признать победу при Гангуте 25 июля 1714 г. (по старому стилю)
Все направления русского искусства XVIII в. соответствуют теперь аналогичным направлениям в Западной Европе.
Миф Петра
«Восковая персона» -- это уникальное изображение Петра
Зимний дворец Петра. В этой части Эрмитажа сейчас выставлена восковая персона.
Три великих раскола
Раскол религиозный
Патриарх Никон на портрете XVIII в.
Утверждение абсолютизма. Царь и патриарх.
Раскол культурный
А.С. Грибоедов «Загородная поездка», 1826 г.
Раскол политический
Выражением третьего политического раскола стали выступления декабристов, народовольцев, русские революции начала XX в.
1/44
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4227 Кб)
1

Первый слайд презентации: История России до XX века

План лекции Основные особенности курса. Периодизация истории России. Критерии, по которым устанавливаются хронологические рамки периода. Содержание каждого периода.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Периодизация

1) Курс включает в себя лекционный материал и материал семинарских занятий (изучение источников, историографии, конспектирование работ). 2) Историю России можно представить в виде триады: а) Древняя Русь; б) Средневековая Русь (Русское государство); в) Российская Империя. 3) Каждый период можно охарактеризовать с точки зрения лингвистической, политической и культурной.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Домонгольский период. Восточные славяне и их соседи. Древнерусское государство. IX – XIII вв

Изображение слайда
4

Слайд 4: Литературный язык восточных славян

Изображение слайда
5

Слайд 5: Древнерусский литературный язык

Древнерусский язык был языком восточных славян. С распространением христианства к восточным славянам приходят тексты на старославянском (церковнославянском) языке. Постепенно древнерусские и церковнославянские элементы начинают играть разные стилистические функции. Так появляются стили славянский (сакральный), русский (деловой) и славяно-русский (повествовательный).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Политическая система домонгольской Руси. Княжеский род. Лествичная система передачи власти

Изображение слайда
7

Слайд 7: Передача власти

Власть передавалась не от отца к сыну, а внутри рода от брата к брату (князья уступали друг другу престолы (столы). Только после того, как происходила «ротация» внутри группы потомков одного прародителя, начинали движение по лествице их дети. То есть главным принципом было СТАРЕЙШИНСТВО. Только во второй половине 12 века на Северо-Востоке Руси устанавливается жесткое единовластие, а власть князя приобретает деспотический характер.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Культура домонгольской Руси

1) Христианская культура не сразу вытеснила культуру языческую. Светская культура домонгольской Руси сохраняла следы двоеверия и была синкретической. 2) Издавна восточные славяне жили в окружении угорских, тюркских племен. На культуру Руси оказывала влияние культура Северной Европы. 3) Русские князья заключали династические браки с представителями Византии, Западной Европы, кочевых племен Евразии. Для Древней Руси характерна ОТКРЫТОСТЬ.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Деревянные идолы из Старой Ладоги. Подобные находки в Новгороде датируются 13—14 вв

Изображение слайда
10

Слайд 10: Лирообразные гусли из Новгорода XI в

Изображение слайда
11

Слайд 11: Маска скомороха XIII в

Изображение слайда
12

Слайд 12: Ладья викингов IX в

Изображение слайда
13

Слайд 13: Черная могила под Черниговом X век

* * *

Изображение слайда
14

Слайд 14: Признаки культурного синкретизма

Князья носят два имени (родовое и христианское). Первые святые (Борис и Глеб) помогают князьям не как единоверцам, а как родственникам. Первый проповедник митрополит Иларион прославляет язычников как родичей князя Владимира. Летописание посвящено княжескому роду. Создаются памятники письменности, отмеченные светским содержанием.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Святилище Перуна под Новгородом 945 г

Изображение слайда
16

Слайд 16: Троицкий раскоп XI – XV вв

Изображение слайда
17

Слайд 17: Культура синкретизма не получила развития у восточных славян

Сочетание христианской культуры и культа рода (княжеского). Основная масса произведений фольклора не была зафиксирована (у скандинавов фольклор записывался в Средние века). Монголо-татарское нашествие превратило языческую Русь в святую Русь. Бытование языческой традиции было насильственно прервано внешним нашествием, а христианство стало играть роль идеологии возрождающегося государства.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Средневековая Русь. Создание суверенного Русского государства. Россия. Середина XIII – XVII вв

Изображение слайда
19

Слайд 19: Двуязычие средневековой Руси. Возникновение старорусского языка. Обособление книжной культуры от сферы повседневного общения

Изображение слайда
20

Слайд 20: Власть принадлежит теперь не всему княжескому роду, но только одной семье. Великий князь благословляет членов своей семьи и жалует остальных. Семья борется с конкурентами за власть, отсекая все боковые побеги родословного древа

Изображение слайда
21

Слайд 21: Русская средневековая культура

Для русской средневековой культуры характерны: 1) Интенсивность религиозных переживаний. Никогда еще влияние церкви на все сферы жизни общества не было так велико. В России 15—16 вв. чрезвычайно развиты апокалиптические настроения. Люди живут под влиянием веры в близкий Страшный суд. В это время получают распространение культ общерусских святых, юродство, строительство монастырей.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Идеология Русского государства и церковь

2) В это же время происходит рецепция восточной политической культуры. Власть московских государей все больше напоминает власть ордынских ханов. Великие князья все больше осознают себя суверенами, «царями». Раньше этот титул применялся к ордынских ханам и византийским василевсам. 3) Россия не только не чувствует себя частью Запада, но открыто противопоставляет себя Западу, видит постоянную угрозу, исходящую от западных христиан. Это связано, в частности, с решениями Ферраро-Флорентийского собора 1439 г., которые на Руси не признали. Русская церковь становится фактически автокефальной, а с 1589 г. в Москве учреждается патриаршество.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Икона Страшного Суда 16 век

Эту композицию можно увидеть на западной стене большинства русских соборов 16—17 вв.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Российская Империя. 1721 -1917 гг

Изображение слайда
25

Слайд 25

Переход от Средневековья к Новому времени занял больше столетия. Начался он в эпоху Смуты (1591—1613 гг.), а завершился в 1721 – 1725 гг. В России этот переход имел форму вестернизации. Страна входила в Новое время, заимствуя многие достижения у культуры европейской. Россия «отставала» от Европы, но постепенно уменьшала этот разрыв, в значительной мере ликвидировав его к рубежу 19—20 вв.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Формирование нового русского литературного языка

Изображение слайда
27

Слайд 27: От Ломоносова до Пушкина

Новый русский литературный язык формировался за счет соединения книжных и разговорных элементов. Постепенно в 18—19 вв. появляются способы кодификации русского языка, утверждается языковая литературная норма (грамматики, словари, систематизированные правила). До 18 в. в России практически отсутствовали грамматики, риторики, поэтики. Не существовало и строгой нормы литературного языка.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Политическая ситуация начала XVIII в. Устав Петра I о престолонаследии

Изображение слайда
29

Слайд 29: Внутренняя политика империи при Петре

1) Устав Петра о престолонаследии означал, что теперь не кровное родство, а назначение преемника является единственной формой передачи верховной власти. 2) Реформы проводятся для укрепления обороноспособности страны и для развития торговли. Субъектом реформ становится новое дворянство, ставшее результатом слияния родовой знати и служилого сословия. Главными принципами реформ стали европеизация и внесословная ценность человека. 3) Петр воплощает в жизнь и концепцию регулярного государства. Эта идея была заимствована на Западе.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Петербург – европейский город. Свой классический облик он обретает при Екатерине II

Изображение слайда
31

Слайд 31: XVIII в. в России прошел под знаком вестернизации. Россия позиционирует себя как европейская держава

Об этом свидетельствуют хотя бы такие факты: 1) Петр проводит реформы армии по западному образцу и создает европейский флот. Административную реформу Петр проводит, подражая Швеции. 2) Новую столицу Петр строит в подражание Голландии, приглашая европейских архитекторов. 3) Быт и культура дворянства отвечают теперь только европейским вкусам. 4) Русское искусство развивается в русле европейских традиций. Наука и светское образование в России устроены на европейский лад. Петр приглашает ученых из Европы.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Важнейшей датой в истории петровской России следует признать победу при Гангуте 25 июля 1714 г. (по старому стилю)

Изображение слайда
33

Слайд 33: Все направления русского искусства XVIII в. соответствуют теперь аналогичным направлениям в Западной Европе

Изображение слайда
34

Слайд 34: Миф Петра

Отныне главным историческим героем России становится Петр. Он обожествляется, ему посвящены литературные произведения, исторические тексты, памятники. Конечно, речь идет о гражданском обожествлении. Ломоносов в 1743 г. провозгласил: С Минервой сильный Марс гласит: «Он бог, он бог твой был, Россия, Он члены взял в тебе плотския, Сошед к тебе от горьних мест; Он ныне в вечности сияет, На внука весело взирает, Среди героев, выше звезд».

Изображение слайда
35

Слайд 35: Восковая персона» -- это уникальное изображение Петра

Рост, все параметры фигуры и лицо в точности соответствуют оригиналу. Парик изготовлен из настоящих волос Петра, которые он обрил перед Персидским походом. На кукле настоящая одежда царя, в том числе его камзол, чулки и туфли. После смерти Петра его забальзамированное тело не хоронили 7 лет. Восковая кукла должна была служить объектом гражданского поклонения царю.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Зимний дворец Петра. В этой части Эрмитажа сейчас выставлена восковая персона

В основании Эрмитажного театра XVIII в. недавно был обнаружен подлинный Зимний дворец Петра, фрагменты того исторического здания, в котором Петр жил. В первом Зимнем дворце царь умер в 1725 г. Там же проходила церемония прощания с императором. На фотографии вы видите подлинный интерьер кабинета Петра.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Три великих раскола

В раннее Новое время заявляет о себе и такой феномен, как русский раскол. 1) Раскол религиозный 2)Раскол культурный 3)Раскол политический

Изображение слайда
38

Слайд 38: Раскол религиозный

Религиозный раскол произошел в результате исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Реформаторы видели Россию центром всего православного мира. Для того чтобы Россия стала духовной метрополией, необходимо было преодолеть обрядовые расхождения с другими православными церквями. Одной из предпосылок раскола стало присоединение к России левобережной Украины, жившей по новому греческому уставу.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Патриарх Никон на портрете XVIII в

Собрание музея Кирилло-Белозерского монастыря

Изображение слайда
40

Слайд 40: Утверждение абсолютизма. Царь и патриарх

По мере развития церковных реформ светская власть вступает в острый конфликт с властью церковной. Алексей Михайлович, увлеченный идеей создания вселенского православного царства, отвергает притязания патриарха Никона на его долю в политическом управлении Россией. На картинке персидский трон, подаренный русскому царю.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Раскол культурный

Предпосылки второго раскола ( раскола культурного) сформировались уже в XVII в. Но именно при Петре I в результате вестернизации дворянская культура стала новоевропейской по своему внешнему и внутреннему характеру (мода, образование, образ жизни, интеллектуальная культура). Крестьяне, купцы, мещане, значительная часть городского и сельского населения принадлежали по-прежнему к традиционному, средневековому культурно-историческому типу. Это разница полностью не изгладится до начала 20 века.

Изображение слайда
42

Слайд 42: А.С. Грибоедов «Загородная поездка», 1826 г

«Если бы каким-нибудь случаем сюда занесен был иностранец, который бы не знал русской истории за целое столетие, он конечно бы заключил из резкой противоположности нравов, что у нас господа и крестьяне происходят от двух различных племен, которые не успели еще перемешаться обычаями и нравами».

Изображение слайда
43

Слайд 43: Раскол политический

Третьим расколом следует считать противоречия между самодержавной государственностью и той частью общества, которая требовала себе доли в политическом управлении Россией. Сначала в оппозиции была дворянская военная элита, потом разночинцы и демократическая интеллигенция, ставшие вдохновителями революционных преобразований. Эти общественные силы активно вырабатывали свою идеологию, свое мировоззрение которые они считали прогрессивными, передовыми. Ликвидация самодержавия заняла почти целое столетие.

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: История России до XX века: Выражением третьего политического раскола стали выступления декабристов, народовольцев, русские революции начала XX в

Изображение слайда