Презентация на тему: История преподавания обществознания в советский период

История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
Класс в царской гимназии
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
История преподавания обществознания в советский период
1/21
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 8)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1968 Кб)
1

Первый слайд презентации: История преподавания обществознания в советский период

Изображение слайда
2

Слайд 2

К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально-гуманитарного цикла была невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ. Где основной упор делался на прикладные и точные науки

Изображение слайда
3

Слайд 3: Класс в царской гимназии

Изображение слайда
4

Слайд 4

В основу преподавания, общественных наук, после революции, был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д. Широкую популярность приобретает экскурсионная работа и метод проектов.

Изображение слайда
5

Слайд 5

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Были выпущены первые учебники, называвшиеся рабочими книгами: 1.Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского 2.Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева. 3.«Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков, С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925) 4.Учебник по истории труда, Н.А. Рожков 5.Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)

Изображение слайда
9

Слайд 9

В апреле 1930 года в газета «Правда» был напечатан политический анализ всех обществоведческих учебников. И была поставлена задача стандартизации этих учебников. ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента» После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина.С 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»

Изображение слайда
15

Слайд 15

В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Логикой и психологией.  Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Однако: в середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы. В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не "Основы политических знаний» Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

Курс состоял из нескольких составляющих: Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения Социализм первая фаза коммунистического общества КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм XX век — век торжества коммунизма Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

Изображение слайда
19

Слайд 19

В условиях «перестройки» перед учителями стояли следующие задачи: поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса

Изображение слайда
20

Слайд 20

В 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно. Был веден курс «Человек и общество».

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: История преподавания обществознания в советский период

К середине 90-х годов стало понятно, что основой курса обществознания должны стать: основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали.

Изображение слайда