Презентация на тему: История правовых и политических учений

Реклама. Продолжение ниже
История правовых и политических учений
Предмет истории политических и правовых учений
Значение и роль истории политических и правовых учений:
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
Государственно- правовая мысль Древней Индии
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
Буддизм.
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений
Конфуцианство
Моизм
Легизм – школа законников
1/19
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 100)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (419 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: История правовых и политических учений

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Предмет истории политических и правовых учений

история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей - Теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Значение и роль истории политических и правовых учений:

способствует формированию научного мировоззрения, историко-правового сознания; формирует умение сопоставлять, самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины - школа альтернативного мышления формирует способность анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности содействует закреплению юридических знаний

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

- исторический метод - сравнительный метод - системный анализ - структурный - хронологический -проблемно-теоретический, - портретный - страноведческий методология

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Впервые в России курс «История политических учений» стал читаться в 60-е гг. XIX в. в Московском университете. Б.Н. Чичерин издал «Историю политических учений» в пяти томах (1869—1902). русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог. 1828-1904

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Периодизация истории политических и правовых учений Исторический подход  был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время. Формационный подход   предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Технологический подход  предлагал более укрупненную периодизацию истории - концепция Э.Тоффлера - три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Цивилизационный подход - история человечества - история разных цивилизаций, разных культур и религий. Идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой. Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных революций, идеи всесилия человеческого разума, в его способности перестроить систему гос. и правовых отношений. Критика церкви и сословного неравенства. Распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества, государства и права. Новейшее время (XX в.) – эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы, становления современных идей. Древний мир - IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Зарождение государственности и политико-правовых идей. В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства. Средние века – 476 г. - от падения Рима до конца XVII в..

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Рекомендуемая литература: Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2016. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2013 (любое издание). История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2014 (любое издание). История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 2009 (любое издание). История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

«Поучение Птахотепа », III тыс. до н.э., сохранявшее свое значение и позднее в течение многих столетий Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока Древний Египет «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну» «Речения Ипувера» «Поучения Аменемопе»

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Учения Древнего Вавилона Законы Хаммурапи 18 в. до н.э. «Беседа господина с рабом» IV тыс. до н. э. Учения Древней Индии - середина 1 тыс. до н.э. веды  (от древнеинд.    – знание) Брахманизм Дхармасутры  –  древнейшие индийские сборники, в которых изложены правила поведения членов различных каст. Дхармашастры   - сборники, своды правил, которые составляли брахманы, затем известные ученые. Признаны авторитетными источниками права. Манавадхармашастра - Закону Ману - 2 в. до н.э. буддизм

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Государственно- правовая мысль Древней Индии

Веды представляют собой одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения Эпоха от заселения индоариев до возникновения первых государств получила название « ведической » от названия древнейших письменных памятников индийской культуры. Значение слова – «знание», «ведение». Как источники политической мысли наибольший интерес представляют: Ригведа - собрание гимнов; Артхартваведа – сборник заговоров и заклинаний. С Ведами связаны многочисленные их комментарии, написанные позднее: упанишады, араньяки, брахманы. Исходным пунктом индийского брахманизма является мысль о божественном создании мира и общественного строя. Религиозно-философская система, отраженная в ведах получила название Брахманизма от имени верховного бога Брахмы.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

В индийской цивилизации на передний план были выдвинуты религиозно-духовные проблемы, поэтому практически отсутствуют систематизированные политико-экономические трактаты. Исключение составляют «Законы Ману» и «Артхашастра». Веды состоят из четырех священных книг, которые представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов. Исходным пунктом ведийского мировоззрения является мысль о божественном создании мира и общественного строя. Существует космический или божественный закон – рита – высший порядок, который установлен на Земле небесами и требует от человека определенного поведения. За нарушение – кара, но не социального, а божественного порядка. Постепенно понятие «риты» заменяется понятием «дхармы». «Дхарма» включает в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, т.е. то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Но вместе с тем, сюда входят и моральные нормы, и ритуалы, и правила гигиены, очищения и т.д. Т.е у древних индийцев отсутствовали специальные категории права и закона, они еще не выделились из общей массы, регулирующих жизнь человека. «Дхарма» - это прежде всего обязанности, понятие прав личности остается неразработанным индийской политической мыслью, как, впрочем, это свойственно всем странам Востока, где личность – органическая часть общества, она пользуется наградой не по праву, а за нравственное поведение, за соблюдение «дхармы» Эта мысль выражена в «Законе кармы»: жизнь человека, его социальное, экономическое положение, здоровье и т.д. определяются его собственным поведением. Награда праведнику достается не обязательно в этой жизни, она может ждать его в будущих рождениях; то же и с наказанием.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Наряду с мистическим учением о карме в Древней Индии известны и реальные насильственные средства воздействия на общество и поведение людей. Это выражалось понятием « данда ». Это понятие также многозначно, как и «дхарма» и означает: посох, жезл, кнут, армию, войну, наказание. Более поздние источники говорят о « данданати » - науке наказания. Считалось, что люди следуют дхарме не из добродетели, а из страха перед наказанием. Таким образом, можно сказать, что «Данда» - одно из древнейших свидетельств осмысления насильственной природы власти. Ведическая эпоха с идеологией брахманизма заканчивается к середине I тысячелетия до н.э.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Буддизм

Возникновение буддизма связанно с именем Ситхартха Гаутамы или, Шатхья Муньи (563 – 483). Будда – « познавший истину ». В этот период в Индии происходит формирование крупных государств, следствием чего было изживание родоплеменной организации и идеологии, что, в свою очередь, влекло изменения в религиозно-философском плане. Отвергает ритуальность брахманизма, его сосредоточение на проблемах Космоса. Учение Будды сконцентрировано на личности. Главная цель – избавление от страданий в этой жизни. Путь избавления – освобождение от желаний и страстей, философско-созерцательное отношение к миру, самоуглубление, позволяющее сделать бренную жизнь недоступной действию среды и благодаря этому познать подлинные связи человека и Вселенной. Носит психологический, этический характер. Главное – непричинение вреда. Проповедует равенство между людьми в духовной сфере. Люди равны, ибо все они живут в мире страданий. Путь духовного совершенства открыт для всех. Не звал к изменению общественного строя, звал к отрешенности от земных страстей

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Артхашастра – «Наставление о пользе» Брахман Каутилья 4 в. до н.э. империя Маурьев Идея сильной централизованной царской власти, Практические рекомендации по управлению государством Буддизм – 6-5 вв. до н.э. Будда –Просветленный Сиддхартха Гаутама

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Учения Древнего Китая Даосизм  – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э. Книга «Дао дэ цзин» (Канон пути и благодати), автор Лао-дзы. Важнейшие категории даосизма – « дао » (путь) и « дэ » (благодать). Конфуцианство – этико-политическое учение, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э.. Конфуций (551-479 г. до н.э.) Сборник «Беседы и высказывания», V в. до н.э. Моизм.  Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении  Мо-цзы (Мо Ди)  (479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов. Легизм (законники) – философско-политическое учение, альтернативно даосизму и конфуцианству. Основатель Шан Яна (390-338 до н.э.) «Книга правителя области Шан»

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Конфуцианство

определило параметры китайской цивилизации. Социальный идеал - эталон благородного – « цзюн-цзы », т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на всё во имя истины, обладающего чувством высокого долга (« и »), гуманности (« чжень »), соблюдавшего нормы взаимоотношений между людьми (принципы « ли ») и глубоко почитавших мудрость старших (принцип сыновней почтительности « сяо »). Государство – та же семья, только большая, следовательно принципы ли, сяо и чжень должны распространяться на государственную политику Идея разумного управления государством, конечная цель которого – создание этически безупречного и гармоничного общества. создать школы в которых надо готовить учеников – кандидатов на должности чиновников –мудрых и справедливых, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии в обществе. Отрицает социальное и политическое равенство. Считает деление на благородных и простолюдинов – естественным, но осуждает крайности бедности и богатства, т.к. они подрывают мир в государстве. Следование ритуалу и обычаю, позволит избежать насилия.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Моизм

Мо-цзы (479-400 гг.) – ученик Конфуция. Идея выборности первого правителя, напоминающая договорную теорию. Идея эгалитаризма - социального равенства. Концепция всеобщей и равновеликой любви, которая распространяется и на отношения внутри государства: «все люди – братья». Отказ от ритуалов и церемоний. Государство у Мо-цзы – активный субъект преобразования. Управление четко ассоциируется с необходимостью применения принуждения. Сторонник наказания. Для преобразований нужны не только обычаи, но и новые законы. Именно с Мо-цзы право в Китае стало ассоциироваться не только с ритуалом « ли », но и с наказанием « син » и законом « фа ». Учение моизма является предшественником легизма.

Изображение слайда
1/1
19

Последний слайд презентации: История правовых и политических учений: Легизм – школа законников

Основатель Шан Ян (340-338 гг.) « Книга правителя провинции Шан ». Легизм – ответ на экономический и политический кризис в Китае в эпоху позднего Чжоу. Отрицание призывов к добродетели в конфуцианском стиле. Выход из кризиса – устранение распущенности и установления единообразия в мыслях и действиях. Необходимо укрепление чиновничьего аппарата и карательных органов. Введение жестоких норм, регламентирующих все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Введение системы унификации: круговая порука, строгая система наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, система доносов. Государство – самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже