Презентация на тему: История искусства

История искусства
Скульптура готического периода
Готическая скульптура- мир символов
История искусства
История искусства
Горгульи- живые водостоки
Юмор и сатира в скульптуре
Искусство принадлежит народу!
Чувства! Чувства!
История искусства
История искусства
Подведем итоги
Проверьте себя!
1/13
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 41)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2407 Кб)
1

Первый слайд презентации: История искусства

Готическая скульптура Для 2 года обучения по предпрофессиональной программе Школы искусств Составитель: преп. высшей категории Северцова Е. Л.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Скульптура готического периода

Из всех видов средневекового искусства готической скульптуре принадлежит особое место. Скульптура этого периода была тесно связана с архитектурой. Она как бы вырывается наружу из плоскости здания, нарастает на нем причудливыми рельефами, кружит в неведомом танце между колонн и тимпанов… Причудливая архитектура готической эпохи породила эмоциональную, драматичную, поражающую своей невероятной пластикой скульптуру.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Готическая скульптура- мир символов

Скульптура готической эпохи глубоко символична. Взгляните на эту сказочную башню- между ее колонн поселились самые настоящие быки! И это неслучайно. Легенда гласит, что при строительстве Ланского собора во Франции многие тяжелые работы выполняли быки. Эти трудолюбивые животные поднимали тяжести, тянули повозки, приводили в движение механизмы. Благодарные жители города решили увековечить труд животных, сделав их скульптурные изображения частью внешнего убранства храма. Бык- средневековый символ трудолюбия.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Что случилось с этим странным существом? Оно плачет? Рычит? Оно в ярости? Этого никто не знает наверняка. Но какой же эмоционально сильный образ создал средневековый ваятель! Фантастическому чудищу достались кожистые крылья летучей мыши, голова собаки с человеческими ушами,чешуя, лапы хищной птицы… И неспроста. В Средние века человека очень волновало существование Ада, загробных мук, наказания за грехи. Люди боялись посмертной расплаты за свои дурные поступки, понимая ее очень буквально. В священных текстах описывались невероятные монстры, ожидающие человека в Аду. Священники рассказывали на проповедях о том, что каждого человека окружают невидимые злые духи, бесы. Человеческое воображение создало немало пугающих образов. Химера- существо, “составленное” из частей разных животных и даже человека. Химера- символ грехов, человеческих страстей.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Если внимательно изучить рельефы, украшающие средневековый собор, можно заметить:то тут, то там прячутся ветвистые лозы с тяжелыми кистями винограда, нежные лилии, резные дубовые листочки… Растительные мотивы появляются в скульптурном убранстве храмов, конечно же, неслучайно. Мир, окружавший средневекового европейца, был миром Божьим, рожденным за семь дней Творения. Все сущее создано Богом, все им пронизано. Поэтому природа так прекрасна и удивительна. Каждый скромный цветочек, каждый луч света, песчинка на морском берегу, еле заметная букашка- все это божьи создания. Богатство и разнообразие окружающей природы напоминали грешному человеку о прекрасном Эдемском саде- утерянном Рае. Растения в средневековом храме- символ восторга перед созданиями Бога Творца.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Горгульи- живые водостоки

Удивительные каменные звери выполняют самую что ни на есть утилитарную функцию- через них во время дождя отводятся потоки воды. Это горгульи- скульптурные водостоки. Разнообразие этих скульптур поражает. В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую — ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для очередного монстра. На крыше собора Парижской Богоматери их десятки- и ни одна не повторяется! Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные горгульи могли быть своеобразными “слугами” церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Юмор и сатира в скульптуре

Первая мысль при взгляде на эти скульптуры: “Что здесь происходит?!”. Водосток, торчащий изо рта монаха-пьяницы, раздавленный колонной человечек в церкви якобинцев (Тулуза, Франция)… К чему это, зачем? Средневековые скульпторы любили иногда пошутить и посмеяться. И объектами их насмешек становились преимущественно те, кого высмеивал простой народ. Жирующие богачи, ведущие греховную жизнь, монахи и священники, не отказывающие себе в плотских удовольствиях, персонажи народной литературы… Подчас изображения были прямо таки богохульными: чего стоит хотя бы “Месса животных”, где осел в роли священника читает проповедь своей разношерстной пастве!

Изображение слайда
8

Слайд 8: Искусство принадлежит народу!

Скульптура готического периода- народное творчество по своей сути.Принципы, заложенные в романскую эпоху, работают и здесь. Отвращение к тупой сытой жизни, сочувствие страдающему Христу, нежная любовь к Богоматери- в этом вся готика. Художник стремится передать прекрасную душу бедняка, скитальца, гонимого и больного. В образах нищих ему видится Христос. Так появляются трагические образы готического периода. Линии тел изломаны, сложные драпировки подчеркивают эмоциональный накал, пафос происходящего.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Чувства! Чувства!

В центре скульптурной группы- ветхозаветный Авраам, готовый принести в жертву любимого сына. Вот он прижал к груди нож, ноги Исаака уже связаны… Авраам оглядывается по сторонам, будто ищет того, кто отговорит его от страшного поступка. А мальчик совершенно спокоен- он доверяет отцу. На его губах играет еле уловимая улыбка. Посмотрите на левую руку Авраама, которой он приобнял сына за шею. Какая любовь и отцовская нежность в этом жесте! Авраам будто боится причинить сыну боль объятием, он только слегка прикасается к щеке Исаака. Сколько сложных чувств передано в этой скульптуре!

Изображение слайда
10

Слайд 10

Еще один яркий библейский образ- разумные и неразумные девы из Нового Завета. Притча гласит, что, ожидая в ночи Жениха, пятеро дев запаслись лампадным маслом, а у других пятерых светильники погасли, и Жених прошел мимо. Жених- это, конечно же, Христос, а лампадное масло- добродетель. Разумные девы пританцовывают от счастья, смеются, играют своими нарядами.Весь их вид выражает радость и довольство. А неразумные- горюют. О, как они горюют! Готическая скульптура виртуозно выражает скорбь и страдание. Лица дев искажены рыданиями, они закрывают лицо руками, утирают слезы краями одежд. Расплата за беспечность ждет каждого- вот что говорит нам эта скульптурная группа.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Статуи графа Эккехарда и его супруги Уты - пример исторического портрета в средневековом искусстве. Раскрашенные каменные скульптуры украшают Наумбургский собор в Германии. Образы Эккехарда и Уты- яркие, запоминающиеся. Ниспадающие складки длиннополых одежд подчеркивают величественность фигур. Какая-то щемящая нежность и хрупкость сквозит в образе Уты. Она застенчиво кутается в плащ, полностью скрывающий контуры ее тела. Мы видим только аристократичный овал печального лица и кисть руки, придерживающей подол. Эта рука, с тонкими округлыми пальцами, гибкая, удлиненная- само средоточие “пламенеющей” готики с ее прихотливыми, изломанными линиями.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Подведем итоги

Скульптура готического периода имеет ряд отличительных черт: Материал- камень (значительно реже- дерево) Зависимость от архитектуры, “связанность” со зданием Человеческие фигуры- вытянутые, изящные, часто очень худые Драпировки одежд подчеркивают экзальтированные позы персонажей. Складки мелкие, реалистично, убедительно проработанные Скульптуры чудовищ (химеры, горгульи) Глубокий символизм готической скульптуры Преобладание библейских сюжетов Акцент на эмоциональном раскрытии тем

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: История искусства: Проверьте себя!

Какие символы и их значение в готической скульптуре вы можете назвать? Что такое химера? А горгулья? Какие темы использовали для своих произведений скульпторы готического периода? Расскажите об особо запомнившемся скульптурном образе (Авраам приносит в жертву Исаака, Разумные и неразумные девы, Эккехард и Ута) Какие особые черты можно выделить при изучении готической скульптуры?

Изображение слайда