Презентация на тему: ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Философия науки
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Понятие науки
Понятие субъекта науки
Социальные науки
Гуманитарные науки
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Символы науки
Наука как профессия
З начение науки
НКМ
История науки
Методология науки
Методология науки
Методология науки
Методология науки
Методология науки
Ф илософия науки: подходы
Постпозитивизм : современная философия науки
К. Поппер
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Принцип ф альсифицируемости
П. ФЕЙЕРАБЕНД методологический плюрализм
И.Лакатос Исследовательская программа
Т. Кун
Модель науки Т. Куна как смена парадигм
Модель науки Т. Куна
Концепция «Информационного общества»
Концепция Тоффлера
Философия науки в странах ТС
Постмодернизм и наука
Диалектика как концепция развития в ХХ I веке
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
1/34
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 88)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4717 Кб)
1

Первый слайд презентации: ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Обзорная презентация к лекции 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Философия науки

Философия науки — это, во-первых, философское направление, исследующее характеристики научно-познавательной деятельности, а во-вторых, — раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских направлений и изучающий науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Научные издания

Изображение слайда
4

Слайд 4: Понятие науки

Под словом «наука» подразумевают: деятельность, имеющая целью получение новых знаний; деятельность, направленная на формализацию существующего знания ; социальный институт, занятый выработкой объективных знаний. Запомните термин: Формализация – логическая операция, в которой отбрасывается содержание какого-либо высказывания и устанавливается способ его организации – форма Форма́льные нау́ки — совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: логика, математика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Понятие субъекта науки

С убъект познания науки – специально подготовленные люди: учёные, лаборанты, инженерно-технические работники, образующие коллектив К.И. Сатпаев Из жизни Альберта Эйнштейна

Изображение слайда
6

Слайд 6: Социальные науки

Предмет социальных наук общество:. Юриспруденция Экономика Психология Филология Лингвистика Риторика Социология История Политология Педагогика Культурология География Антропология

Изображение слайда
7

Слайд 7: Гуманитарные науки

Гуманитарные науки — группа дисциплин, изучающих различные (в основном культурные) аспекты человеческого бытия наук общество и культура : философия ; литература; теология ( богословие); искусство: музыка, танцы, изобразительное искусство, живопись и искусствоведение; история (включая историю гуманитарных наук); археология; этнография; краеведение; культурология.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Естествознание Науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, астрофизика, космохимия и т.д.); Физические науки; Химические науки (химия) - науки о веществах и их превращениях Биологические науки (биология) - науки о жизни; Науки о Земле : геология (наука о строении земной коры), география (наука о размерах и формах участков земной поверхности) и др.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Символы науки

Изображение слайда
10

Слайд 10: Наука как профессия

По данным Рут Дэвид, за десять лет, с 1995 по 2005 годы, численность научных работников в мире увеличилось в полтора раза

Изображение слайда
11

Слайд 11: З начение науки

Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности

Изображение слайда
12

Слайд 12: НКМ

Научная картина мира(НКМ) - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

Изображение слайда
13

Слайд 13: История науки

В настоящее время сосуществуют три модели исторической реконструкции науки: 1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс; 2) история науки как развитие через научные революции; 3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис ). История науки

Изображение слайда
14

Слайд 14: Методология науки

У чение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Задачами методологии науки являются описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, определение сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций. Примечание: Философия науки это методологический анализ науки по мнению Г. Р.  Харре, М. Б.  Хессе, И.  Лакатоса, Л.  Лаудан а Методология науки

Изображение слайда
15

Слайд 15: Методология науки

В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня: методы эмпирического исследования; методы теоретического познания; общелогические методы и приемы исследования.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Методология науки

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: 1.Мониторинг 2. Идиографический метод - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий. 3. Диалог ("вопросно-ответный метод"). 4. Понимание и рациональное ( интенциальное ) объяснение (об этом подробнее см. следующий параграф данной главы). 5. Анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ). 6. Опросы - либо "лицом к лицу" (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации - компетентные эксперты-профессионалы.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Методология науки

7. Проективные методы (характерные для психологии) - способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. 8. Тестирование (в психологии и педагогике) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют две основных группы тестов - тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ) и тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред. 9. Биографический и автобиографический методы.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Методология науки

10. Метод социометрии - применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении "малых групп" и межличностных отношений в них. 11. Игровые методы - применяются при выработке управленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Примечание : за последние 10 лет как видим математика, информатика, математическое моделирование стали важнейшим инструментом как социальных так и гуманитарных наук. Например их роль в классификации и накоплении гуманитарного знания, общении очевидна

Изображение слайда
19

Слайд 19: Ф илософия науки: подходы

Имеются различные интерпретации понятия «философия науки»: — это философия, опирающаяся на результаты и методы науки (Р. Карнап, М.  Бунге, А. Уайтхед); — это посредник между наукой и гуманитарным знанием (Ф. Франк, М.  Вартовский ); — это методологический анализ науки (Г. Р.  Харре, М. Б.  Хессе, И.  Лакатос, Л.  Лаудан

Изображение слайда
20

Слайд 20: Постпозитивизм : современная философия науки

И сторико-эволюционистский подход, антикумулятивизм И дея о социокультурной обусловленности, научного познания - экстернализм Парадигмальность в науке Плюрализм в науке Анализ личностного знания Признание научных революций, Утверждение значения философии для науки Постпозитивизм : современная философия науки

Изображение слайда
21

Слайд 21: К. Поппер

«Любое базисное предложение может в свою очередь быть подвергнуто испытанию, причем в качестве пробного камня используется любое из базисных предложений, которое может быть из него выведено с помощью проверяемой теории или какой-либо иной. Эта процедура не имеет естественного конца». Комментарий: ряд учёных СНГ не поддерживают данный критерий и фактически интегрируют науку и религию и идеологию

Изображение слайда
22

Слайд 22

В СевКавГТУ состоялся «круглый стол» на тему «Теология в современных вузах: состояние и перспективы». Инициатором проведения заседания выступила кафедра социологии. Среди участников «круглого стола» были преподаватели и ученые крупнейших вузов города, представители Ставропольской духовной семинарии, а также представители СМИ

Изображение слайда
23

Слайд 23: Принцип ф альсифицируемости

Критерием демаркации науки и не науки является фальсифицируемость - принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. Если теория построена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки. Именно неопровержимость марксизма, психоанализа, астрологии, связанная с расплывчатостью их понятий и умением их сторонников истолковывать любые факты как подтверждающие их взгляды, делает эти учения ненаучными.

Изображение слайда
24

Слайд 24: П. ФЕЙЕРАБЕНД методологический плюрализм

«Модель, лежащая в основе моей концепции, имеет своей целью максимальную проверяемость нашего знания. Основным положением моей концепции является принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепризнанными. Любая методология, принимающая этот принцип, будет познаваться плюралистической методологией» П. ФЕЙЕРАБЕНД методологический плюрализм

Изображение слайда
25

Слайд 25: И.Лакатос Исследовательская программа

Согласно моей методологической концепции, исследовательские программы являются величайшими научным(и достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивная) вытесняет другую.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Т. Кун

Научное открытие начинается с обнаружения аномалии, которая не согласовалась с утвердившейся парадигмой. Открытие чаще всего - это не однотактное событие, а длительный процесс. Восприятие этих открытий учеными приводит к смене парадигмы, что часто встречает сопротивление. Т. Кун

Изображение слайда
27

Слайд 27: Модель науки Т. Куна как смена парадигм

Паради́гма (от греч. « пример, образец ») выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Модель науки Т. Куна

Научная революция представляет собой процесс смены парадигмы Процесс смены научных парадигм не может быть истолкован чисто рационально. наука изменяется не куммулятивно (поступательно-непрерывно), а прерывно – посредством коренных изменений взглядов

Изображение слайда
29

Слайд 29: Концепция «Информационного общества»

Элвин ( Олвин ) Тоффлер ( англ. Alvin Toffler ; родился 3 октября 1928)

Изображение слайда
30

Слайд 30: Концепция Тоффлера

О сновывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Философия науки в странах ТС

Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический ), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Стёпин В. С. (род.1934г.)  — российский и белорусский философ и организатор науки

Изображение слайда
32

Слайд 32: Постмодернизм и наука

Проблема корреляции постмодернизма и современной науки была поставлена Ж.-Ф. Лиотаром в 1979. Синергетика дает своего рода "естественнонаучную" легитимацию идеям постмодернизма.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Диалектика как концепция развития в ХХ I веке

Проблему развития в настоящее время разрабатывают синергетика и общая теория глобального эволюционизма. «Механизм» развития оказался более сложным. Он включает «флуктуации», «неустойчивость», «вероятность», «нестабильность», «сложное поведение» и т.п. Р азвитие есть самоорганизация

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Изображение слайда