Презентация на тему: История философии. Основные направления и традиции мировой философской

«История философии. Основные направления и традиции мировой философской
Древняя Индия
Лао-Цзы
Конфуций
Сунь- Цзы
Античный период
Периодизация древнегреческой философии
«История философии. Основные направления и традиции мировой философской
Фалес Милетский
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит
«История философии. Основные направления и традиции мировой философской
Парменид
Зенон
«Ахиллес и черепаха»
Эмпирические школы в древнегреческой философии
Сократ
Пифагор
Платон
Аристотель
Средневековая философия
Периодизация философии Средневековья
Философия эпохи Возрождения
Периодизация философии эпохи Возрождения
Данте Алигьери
«История философии. Основные направления и традиции мировой философской
Николай Коперник
Никколо Макиавелли
Философия Нового времени
Томас Гоббс
Джон Локк
Жан-Жак Руссо
Позитивистская философия науки
Людвиг Витгенштейн
Карл  Раймунд   Поппер
Спасибо за внимание!
1/37
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8982 Кб)
1

Первый слайд презентации

«История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли» Лекция по Философии

Изображение слайда
2

Слайд 2: Древняя Индия

Философская мысль Древней Индии зафиксирована в «Ведах» и «Упанишадах » Веды : это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово « веда » буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии. Вед насчитывается четыре; это Риг- веда, Сама- веда, Атхарва-веда и Яджур-веда Упанишады: ( буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Лао-Цзы

Лао-Цзы считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение ». В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. «Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию» («Дао-дэ- цзин », §42 ) Древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин »

Изображение слайда
4

Слайд 4: Конфуций

Учение Конфуция оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности ) Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества Древний мыслитель и философ Китая

Изображение слайда
5

Слайд 5: Сунь- Цзы

Китайский стратег и мыслитель «Искусство войны» Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, как только возможно Принципы Сунь- Ц зы : 1)      Всегда знай себя и своего противника 2)      Знай местность где ты воюешь 3)      Старайся победить противника без боя, изматывай врага 4)      Манипулируй своим оппонентом 5)      Не давай противнику изучить себя, держи его в состоянии тумана 6)      Разрушай его союзы 7)      Когда идешь в атаку, ставь своих солдат в такое положение, чтобы они знали, что выхода нет и что будет либо победа, либо смерть, тогда они будут яростно сражаться. 8)      Воспитывай в себе качества руководителя

Изображение слайда
6

Слайд 6: Античный период

Основными факторами, которые способствовали развитию древнегреческой философии были : переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия; увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация; развитие научного знания, торговли и ремесел; превращение умственного труда в особый вид деятельности Фреска Рафаэля «Афинская школа» (1511)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Периодизация древнегреческой философии

Изображение слайда
8

Слайд 8

Милетская школа философии Милетская школы философии, зародилась в городе Милете (современная Турция) в VI в. до н.э. Такие науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология зародились благодаря философам Милетской школы Учение Милетской школы представляет собой натурфилософию, то есть, философию естества, философию природы Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Изображение слайда
9

Слайд 9: Фалес Милетский

ок. 625 — 547 до н. э. Д ревнегреческий философ и математик Основные идеи Фалеса В се рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом Причина движения –  дух, «гнездящийся» в воде

Изображение слайда
10

Слайд 10: Анаксимандр

610 — 547/540 до н. э. Д ревнегреческий  философ Н ачало всему сущему дало нечто, что Анаксимандр называл « апейроном » (от греч — «Беспредельное»). Апейрон – это нечто сверхразумное не имеющее границ В ечность апейрона и смертность мира. Все, что возникает из апейрона должно туда вернуться. Мир, который возвращается в апейрон исчезает, и на его место возникает новый мир Основные идеи Анаксимандра

Изображение слайда
11

Слайд 11: Анаксимен

(585/560 — 525/502 до н. э.) Д ревнегреческий философ Основные идеи Анаксимена Первоначалом философ считал воздух Анаксимен Милетский  вводит идею разрежения и сгущения воздуха, через которые возникают все материи: вода, земля, камни и огонь Воздух для  Анаксимена — всеобъемлющее дыхание В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии «Мир вдыхает в себя воздух»

Изображение слайда
12

Слайд 12: Гераклит

Основные идеи Гераклита Он полагал, что в основе всего сущего находится – огонь. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания. По мнению Гераклита все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Гераклиту принадлежат слова: «Все течет; в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - т.е. нет ничего устойчивого. «Мир не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим». Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей. (544—483 гг. до н. э.) Древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики

Изображение слайда
13

Слайд 13

Древнегреческий театр в Элее Элейская школа философии Ф илософская школа Древней Греции существовала в VI-V в до н.э. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии ) Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания Их интересовало само бытие Понятие «бытие» в философский обиход ввели элейцы. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию Представители: Парменид, Зенон, Мелисс Самосский

Изображение слайда
14

Слайд 14: Парменид

( ок. 540 до н. э. или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.) Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы Основные идеи Парменида Парменид доказывал, ничто не изменяется. «Ничто не может стать чем-нибудь, нечто не может превратиться в ничто». Центральная идея Парменида, тезис о соотношении мышления и бытия «Попробуйте мыслить ни о чем и вы убедитесь, что это невозможно». « У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно»

Изображение слайда
15

Слайд 15: Зенон

Основные идеи Зенона Зенон рассматривает проблему развития через движение Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего В апориях Зенона затронута проблема соотношения пространства и движения. Апории Зенона : Ахилес и черепаха Стрела Дехотомия ( ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) Древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы

Изображение слайда
16

Слайд 16: Ахиллес и черепаха»

Изображение слайда
17

Слайд 17: Эмпирические школы в древнегреческой философии

Натуралистическая Гедонизм Эвдемонизм Утилитаризм Учение Сократа Космологическая Пифагорейцы (учение Пифагора) Социологическая Учение Аристотеля

Изображение слайда
18

Слайд 18: Сократ

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. На основе этого метода формируется идеалистическая диалектика Идеи Сократа Я знаю, что ничего не знаю, но мои современники знают еще меньше Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную Познание происходит через человека, а не через Бога в этом тезисе, мы видим поворот в науке, который Сократ совершает в след за софистами Мораль связана со знанием Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека

Изображение слайда
19

Слайд 19: Пифагор

«Число составляет сущность вещей; сущность предмета – число его » « Вся Вселенная подчиняется закону чисел » Согласно Пифагору – индивидуальность – это единица, если единицу разбить, то не будет целостности. Справедливость – это число в квадрате. Пифагор утверждал, что люди делятся на три группы: те, кто пришли торговать; те, кто пришли состязаться; те, кто пришел созерцать (философы) Древнегреческий философ, математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев

Изображение слайда
20

Слайд 20: Платон

древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель  Аристотеля Бытие у Платона множественно Это множество Платон называет видами, идеями ( эйдосами ) или сущностями Платон говорит: «Мир по своей природе двойственен » Видимый мир – это мир изменчивых предметов Невидимый мир – царство идеальных сущностей «Мы думаем, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле миров два: один – высший и невидимый – мир идей, другой – низший и чувственно обозримый – мир вещей. Первый порождает второй…»

Изображение слайда
21

Слайд 21: Аристотель

«Платон мне друг, но истина дороже » Аристотель критикует Платона за отделение идей от чувственного мира С тавит перед собой задачу решить проблему связи между вещами и идеями Он исходит из того, что реальным бытием обладают единичные вещи, состоявшие из материи и формы. Материя – объективна, это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает – форма. Форма, согласно Аристотелю – это активное начло, начало деятельности и жизни Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского

Изображение слайда
22

Слайд 22: Средневековая философия

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений. Ф илософия Средневековья связана с теологией – учением о Боге, таким образом формируется – теоцентрическая парадигма мышления

Изображение слайда
23

Слайд 23: Периодизация философии Средневековья

Изображение слайда
24

Слайд 24: Философия эпохи Возрождения

Примерно  с  XIV века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая продлилась до XVII в Основной чертой философии эпохи Возрождения стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти

Изображение слайда
25

Слайд 25: Периодизация философии эпохи Возрождения

Изображение слайда
26

Слайд 26: Данте Алигьери

Итальянский поэт, мыслитель, богослов В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни Данте верил в величие человека и его безграничные возможности «Узнать тебе пора, Что при подъёме кажется сначала Всегда крутою всякая гора»

Изображение слайда
27

Слайд 27

Ф. Петрарка Его называют «первым гуманистом». Пико делла Мирандола Итальянский философ-гуманист Эразм Роттердамский голландский ученый, гуманист

Изображение слайда
28

Слайд 28: Николай Коперник

«О вращении небесных сфер» (1543 г.) Гелиоцентрическая система в варианте Коперника сформулирована в утверждениях Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра Центр Земли - не центр Вселенной Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе. Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет Польский астроном, математик, механик, экономист эпохи Возрождения

Изображение слайда
29

Слайд 29: Никколо Макиавелли

Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в труде « Государь », опубликованном в 1532 году Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее Макиавелли — один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии

Изображение слайда
30

Слайд 30: Философия Нового времени

Период развития философии в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм Эмпиризм : это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений. Сформировался в английской философии XVII века Т. Гоббс, Дж. Локк Рационализм : это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия. Рационализм сформировался во главе с Декартом, Лейбницем, Спинозой

Изображение слайда
31

Слайд 31: Томас Гоббс

(1588-1649 ) английский философ В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех » Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу… В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором И деал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе

Изображение слайда
32

Слайд 32: Джон Локк

(1632 – 1704 ) английский философ Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства Его идеалом является английская конституционная монархия

Изображение слайда
33

Слайд 33: Жан-Жак Руссо

(1712 – 1778) французский философ-просветитель Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех » Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству

Изображение слайда
34

Слайд 34: Позитивистская философия науки

Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты. В эволюции позитивизма выделяют 4 этапа: 30-70-е годы ХІХ века – первый позитивизм. Представители : Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер Конец ХІХ – начало ХХ века (70-е ХІХ в. – до начала Первой мировой войны) – второй позитивизм. Эмпириокритицизм. Исследовалась сфера опыта. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Александр Богданов Неопозитивизм (20-30-е годы ХХ века). Характеризуется деятельностью «Венского кружка». Представители : Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Альфред Айер, Людвиг Витгенштейн. А также, деятельностью «Львовско-Варшавской школы логики». Представители: Казимеж Айдукевич, Тадеуш Котарбинский, Станислав Лесьневский, Ян Лукасевич, Альфред Тарский 50-90-е годы ХХ века – постпозитивизм. Представители: «Большая 4» Карл Раймонд Поппер, Томас Сэмюэль Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд

Изображение слайда
35

Слайд 35: Людвиг Витгенштейн

Аналитическая философия Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат » Цель работы : найти ответ на вопрос есть ли в мире нечто, что может быть представлено четко, однозначно и достоверно. Мир – есть то, что имеет место (случается ) Мир – это факты в логическом пространстве. Факт – это совокупность позиций (ситуаций). Позиция – это неделимый факт, который состоит из объектов (вещей). «То, что отображает картина есть ее смысл » Логической картиной фактов служит мысль. «Что мыслимо – то, возможно» Пропозиция – это образ или картина реальности. Мысль – это суждение наделенное смыслом. Совокупность суждений – это язык. «Границы языка – это границы мира» «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Наука не может дать ответы на все вопросы согласно Витгенштейну, цель философии – это логическое прояснение мысли А встрийский философ и логик, представитель аналитической философии

Изображение слайда
36

Слайд 36: Карл  Раймунд   Поппер

«Критический рационализм» Карла Поппера Поддавал критике классическое понятие «научного метода». С тавит под сомнение тезис «наука – двигатель прогресса». На фоне этой критике он реанимирует идеи антропоцентризма Суть его взглядов Призывал отказаться от категорических суждений, в том числе, от суждения о абсолютной ценности науки Возрождает интерес к метафизике Призывает признать равноправие между естественными и социально-гуманитарными науками Провозглашает отказ от принципа верификации. Верификация консервирует науку, превращает в догму. Предлагает принцип фальсификации научного знания. Явления только те, можно считать положительными, которые можно опровергнуть, если теорию нельзя опровергнуть – она не научная Переосмысление процесса научного познания В теории «Критического рационализма» Поппер указывает, что в познавательной деятельности ставка делается на разум и эмпирическую базу Критицизм – все нужно подвергнуть критике. Таким образом закладываются традиции аналитического, критического мышления Австрийский и британский философ и социолог

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: История философии. Основные направления и традиции мировой философской: Спасибо за внимание!

Изображение слайда