Презентация на тему: ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ЭТИКИ
ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ЭТИКИ
ПРЕДЭТИКА
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
АНТИЧНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Демокрит ( ~ 460-370)
Сократ (469-399)
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Период античной систематизации
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ (продолжение)
1/33
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 71)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2453 Кб)
1

Первый слайд презентации: ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Изображение слайда
2

Слайд 2: АНТИЧНАЯ ЭТИКА

1. Античная этика. 2. Этика эллинизма. 3. Средневековая этика. 4. Этика Ренессанса. 5. Этика Нового времени. 6. Русская этика.

Изображение слайда
3

Слайд 3: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ЭТИКИ

1. Рационализм (разумность = моральности). Разум правит миром АЭ. 2. Антропоцентризм: «Человек есть мера всех вещей». 3. Стремление к гармонии человека и общества. 4. Нравственная самоценность и суверенность личности. 5. Формулируются основные понятия. 6. Преодолевается синкретизм мышления.

Изображение слайда
4

Слайд 4: ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ЭТИКИ

1. Предэтика ( VIII в. до н.э. – 5 в. до н.э.) 2. Античное просвещение (5 – 4 в. до н.э.) 3. Систематизация (4 в. до н.э. )

Изображение слайда
5

Слайд 5: ПРЕДЭТИКА

Единство мифологии, знания, обыденного сознания, нравственного опыта. Поставлены важнейшие проблемы, намечены различные варианты их решения; возникли основные типы мировоззрения. Зарождение и развитие этического мышления идет параллельно с вычленением абстрактных моральных понятий, сопоставляемых с реальным поведением индивидов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Гомер ( IX в. до н.э.). В поэмах «Илиада» и «Одиссея» герои моральны, выражают коллективистское начало, служат своему народу и борются за его благо. НО : нет кодекса общей морали, соблюдение которого считалось бы критерием нравственности.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Гесиод (8-7 в. До н.э.) «Труды и дни». Основные добродетели: труд и справедливость : бережливость, расчетливость, законность – всё, что ведет к укреплению собственности. Формулируются надындивидуальные нормы, обозначающие рамки достойного поведения и противостоящие: расточительству, насилию, зависимости и пр.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Семь мудрецов ( VII - VI вв. до н.э.): Хилон, Фалес, Биант, Периандр, Солон, Клеобул, Питтак. Моральные нормы противостоят реальным нравам, они имеют общезначимую, абсолютную форму; требуют самоограничения, умеренности. Предметом этики становится не конкретное поведение людей, а абстрактные понятия: нормы, добродетели. Переход к идее индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человеческой личности (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) и противопоставление человека социуму через уход во внутренний мир (эпикуреизм, стоики).

Изображение слайда
9

Слайд 9: АНТИЧНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

СОФИСТЫ ( V в. до н.э.) – отрицание морали как чего-то безусловного и общезначимого; против морального догматизма; в центре внимания – человек, имеющий право на творчество морального закона; акцент – на относительность и изменчивость морали.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Протагор : «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Горгий : «Ничего не существует. Если что-то и существует, то оно непознаваемо. Даже если оно и познаваемо, то такое знание невыразимо».

Изображение слайда
11

Слайд 11: Демокрит ( ~ 460-370)

Формулирует «универсальные» моральные правила, направленные на «достижение доброй мысли» через уравновешенность и умеренность. «Человек добродетельной мысли» стремится к справедливости и законным действиям, во бдении и во сне весел, здоров и спокоен». Главное средство достижения добродетели – «убеждение, воспитание в духе нравственности». Принуждением нельзя сделать человека добрым.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сократ (469-399)

Этический абсолютизм : мораль -- фундамент достойной жизни, основа культуры. Смысл имеет только жизнь в соответствии с убеждениями, которые должны осуществляться в поступках. критика софистов за отсутствие позитивной программы; попытка создать систему устойчивых общих понятий;

Изображение слайда
13

Слайд 13

- начало эвдемонистической традиции: счастье – естественное состояние человека, цель его жизни. Путь к счастью – творение добра, только моральный человек может быть счастливым. Не мораль подчинена стремлению к счастью, а счастье зависит от моральности человека. След-но, цель этики – помочь человеку стать моральным. - различает счастье и наслаждение; ставит проблему свободы воли;

Изображение слайда
14

Слайд 14

последовательное самопознание; значение совести: «внутренний голос», « даймонион » – гарантия достижения истины. Совесть имеет Божественное происхождение, с ее помощью боги отделили человека от остального мира; этический рационализм : мораль = знанию, необходимо познавать суть добродетелей (основы нравственной жизни человека); истинная мораль – знание того, что есть добро и красота ( калокагатия ) ; идея триединства: истина - добро – красота;

Изображение слайда
15

Слайд 15

достичь добродетели и познать добро могут только благородные люди, занятые физическим трудом к этому не способны (и наоборот: неспособные к умственной деятельности заняты физ. трудом); определяет главные добродетели (формируются путем познания и самопознания): мудрость (постижение СЖ), мужество (преодоление опасности), умеренность (укрощение страстей); справедливость (соблюдение Божеств. и человеческих законов);

Изображение слайда
16

Слайд 16

- добродетели, мораль и законы – вечные и неизменные, только их наличие определяет выполнение общественно-государственных функций, а не жребий (кормчего, плотника нельзя выбирать по жребию). Свое продолжение и развитие эвдемонистические идеи Сократа нашли в трудах его учеников (большие и малые сократические школы). Общее -- индивидуализм

Изображение слайда
17

Слайд 17

Киническая школа (4 в.до н.э.; материализм) этика – основа философии киников гл. добродетель – автаркия (автономия нравственной личности); отвергает потребителькую жизнь, почести, чувственные наслаждения, НО не аскетизм; нужно удовлетворять естественные потребности,но нельзя стремиться к наслаждениям.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Диоген Синопский ( ~ 404-323) - гл. смысл этики – достижение автаркии; - индивидуализм, отстранение от общественной жизни (прогрессирующее разложение гр.об.); - высший идеал – подавление страстей и ограничение их до минимальных потребностей; - полная апатия безразличие к миру, обществу и др. ценностям

Изображение слайда
19

Слайд 19

Диоген Синопский - на могиле – памятник со скульптурой собаки (указала самый простой путь к счастью); П ринципы: а) аскесис – самоограничение и терпеливое перенесение трудностей; б) апедевсия – освобождение от догм религии и культуры (д.б. естественность); в) автаркия – независимое сущесвование и самоограничение; отказ от семьи, госудпрства.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Антисфен (435-375), ученик Сократа. - высшее благо – вн. свобода,самообладание, презрение ко всему внешнеу, аскетизм; - добродетель самоценна, мудрец, обладающий ею,ни в чем более не нуждается; - наилучшая жизнь - вестественности, в свободе от обладания лишним и бесполезным;

Изображение слайда
21

Слайд 21

Г лавный принцип – жить, как собака: а) простота жизни, презрение к условностям, следование собственной природе; б) умение постоять за себя (идейно и в образе жизни); в) верность, храбрость, благодарность. Сам называл себя «аплокион» – истиный пёс. Место, где учил Антисфен – «Киносарг» (зоркий пёс).

Изображение слайда
22

Слайд 22

Киренская школа ( ~ 5 - 4 в. до н.э.) - основатель – Аристипп (435-355) из Кирен; - гедонизм: смысл жизни – в наслааждении, удовольствии; зло – в страдании; НО : человек, руковолствую-щийся разумом, не подчиняется наслаждениям, а управляет ими; - мораль и разум – помогают избежать страданий, порожденных избыточными наслаждениями; - не длительный путь духовного и нравственного совершенствования, а наслаждением каждым мигом бытия.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Период античной систематизации

Платон (427-347) – первая ппытка систематизации этических идей на объективно-идеалистической основе. Дуализм: а) гармоничный мир вечных идей (эйдосов) – цель стремления мудреца и б) видимый мир

Изображение слайда
24

Слайд 24

Основные идеи : идеалистическое понимание души; центр – осознание врожденных добродетелей приводит к справедливости; значение веры в богов, их почитанию; социальная иерархия имеет объективную природу (врожденные добродетели); мораль «низов» – ложна, необходимы «Законы»; созерцательная деятельность – источник высшего блаженства

Изображение слайда
25

Слайд 25

Система воспитания «Академия» направлена на воспитание воинов и правителей: а) первая ступень : гимнастика, чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, теореия музыки; в) вторая ступень : философия, диалектика (только для правителей).

Изображение слайда
26

Слайд 26

Структура этики Платона: 1. Индивидуальная этика – учение об интеллектуальном и нравственном совершенстовании человека, связанное с гармонизацией его души. Тело человека принадлежит к низшему чувственному миру, душа – к истинному миру вечных идей.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Главные стороны души являются основой добродетелей : разум – мудрость, воля – мужество, чувства (аффекты) – умеренность. Добродетели носят врожденный характер и являются ступеньками гармонизации души и восхождения к миру вечных идей (смысл жизни человека). Душа человека «вспоминает» то, что она знала до рождения. Средство восхождения – пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.

Изображение слайда
28

Слайд 28

2. Политическая (социальная) этика («Государство») – моральная иерархя, соответствующая социальной иерархии; - закрепление добродетелей за каждым сословием: правители – мудрость воины – мужество низшие сословия – умеренность. справедливость – добродетель государства, а не человека; рабы не имеют добродетелей.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Блаодаря политической и моральной иерархии в государстве возникает высшая добродетель – сараведливость, свидетельствующая о социальной гармонии. Ей подчиняются инетерсы личности, нравственность человека должна быть социально значима. Содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Аристотель (384-322, Стагир). наивысшее развитие античной науки; - первый специальный труд («Этика к Ниомаху»); проблема самостоятельности этики; создал глубокую синтетическую теорию мрали.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Особенности этики Аристотеля : развитый логический анализ; единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения; социальная ориентированность этики (взаимосвязь этики и политики); установка на прикладное, практическое значение этики (дать моральные знания). Этика – особая практическая наука о морали, цель которой – научить человека как стать добродетельным (а след-но и счастливым). Она должна помочь человеку осознать главные цели своей жизни и помочь воспитать достойных граждан государства.

Изображение слайда
32

Слайд 32: ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1) Античная этика - Школа Семи греческих мудрецов - Софисты - Сократ - Киренская школа - Киническая школа - Платон - Школа Эпикура - стоики - Аристотель

Изображение слайда
33

Последний слайд презентации: ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ТЕМЫ ДОКЛАДОВ (продолжение)

2) Средневековая этика 3) Религиозные этические системы: ислам, буддизм и др. 4) Этика Ренессанса 5) Этика Нового времени 6) Немецкая этика: Гегель, Кант, Фейербах, Ницше 7) Русская этика: Достоевский, Толстой, Бердяев, Ильин 8) Современные этические концепции: экзистенциализм, модернизм, постмодернизм и др.

Изображение слайда