Презентация на тему: ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
периодизация
Древнее (первобытное) общество на территории Беларуси ?100 тысяч лет назад (появление первых людей) – V век.
Миграция кроманьонцев в Европу к 30 000 году до н. э.
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
Прокопий Кесарийский - византийский писатель – VI в.
Средневековье- V-XV века
Новое время XVI век - н. XX века
Государственные образования на белорусских землях в IX – I пол. XIII вв.
Племенные союзы
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
Полоцкое княжество
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
Кто предки? Теории:
Древнерусское государство ( IX - XI вв.) –раннефеодальное государство восточных славян, комплекс локальных культур
Расширение территории Древнерусского государства в IX—X вв.
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
Для княжеств характерны:
Политическая структура
Феодальная раздробленность на белорусских землях (более 100 лет)– закономерный этап в общественном развитии.
Распространение христианства (православия) на восточнославянских землях.
Пантеон славянских богов
Особенности первобытных форм религии
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)
988 г. – крещение Киева. Распространение христианства (православия) на белорусских землях Полоцкая епархия - 992 г., Туровская – 1005 г.
Принятие христианства для восточных славян
1/29
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 68)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7863 Кб)
1

Первый слайд презентации: ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: периодизация

Всемирная история - История первобытного общества - Древний мир – ?4 тыс. до н. э. – до падения Западной Римской империи 476 г. - Средневековье – V в. - XV в. - Новое время – XVI в. - Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) - Новейшее время (современная история) с 1919 г. Первобытное общество (в основе периодизации лежит характер изменения орудий труда) Каменный век – ?3 млн. лет назад – 3 тыс. до н.э. Бронзовый век – 3/2 тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э. Железный век (ранний)– начало I тыс. до н.э. – V век. История Беларуси Древнее (первобытное) общество – ?100 тыс. лет назад - V в. Средневековье - V в. - XV в. Новое время - XVI в. - Первая мировая война - Новейшее время- с 1917 г.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Древнее (первобытное) общество на территории Беларуси ?100 тысяч лет назад (появление первых людей) – V век

Места обнаружения орудий труда Стоянки первобытных людей 1926 г. - д.Бердыж (24 тыс. лет назад ) 1928 г.- д.Юровичи (26 тыс.лет назад) Каменное скребло мустьерского типа

Изображение слайда
5

Слайд 5: Миграция кроманьонцев в Европу к 30 000 году до н. э

Реконструкция кроманьонки

Изображение слайда
6

Слайд 6

Балтский период На территории северной и центральной Беларуси жили балтские племена (юг и юго-восток входили в зону раннего расселения славян ) 16 тыс. лет назад – похолодание - 8-5 тыс. лет до н.э. – полное заселение территории Беларуси по берегам рек Припять, Днепр, Сож, Зап. Двина, Неман - 120 стоянок, около 4,5 – 6 тыс.человек - 4 -3 тыс. лет до н.э.– 500 поселений, 27 – 36 тыс.человек рубеж 3/2 тыс.до н.э. – расселение индоевропейцев Славянский период С ? V по VIII вв. массовое расселение славян

Изображение слайда
7

Слайд 7: Прокопий Кесарийский - византийский писатель – VI в

Склавины (склавены) — название, которое использовали византийские авторы для описания славян, независимо от их племенных названий. «Эти племена (славяне) не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания».

Изображение слайда
8

Слайд 8: Средневековье- V-XV века

В Западной Европе Образование феодальных государств (королевства) с V в. - феодальная лестница, сословность (цеховые организации) -господство католической церкви (христианство), наибольшего могущества достигла в XIII в. Короли – вассалы Папы Римского. Зарождаются и формируются современные европейские народы; в городах появляются Университеты ( XII ) Отмена крепостного права На территории Беларуси Образование раннефеодальных государств (княжеств ) ? Упоминаются с IX в. -переход к феодальным отношениям с сохранением родоплеменных принятие православия (христианство)- Х в. при сохранение язычества, с XIV в. распространение католичества Отделение ремесла, развитие торговли, -появление городов- в XIII в ( до 3 тысяч человек)- около 40 городов С сер XIII в.- формирование Великого княжества литовского Оформления крепостного права.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Новое время XVI век - н. XX века

Западная Европа Зарождение и развитие капиталистических отношений. Образование наций. Формирование гражданского общества. Развитие светской и гуманистической культуры Реформация католической церкви, протестантизм (Х VI в.) Переворот в естествознании. От опытной науки до научной революции ( XIX в.) Урбанизация. 1863 год – первая линия метро в Лондоне История Беларуси Формирование белорусской народности ( XVI в.) XVI в. –Установление крепостного права Возрождение и Реформация на белорусских землях. Создание Униатской церкви (1596 г.). Первый университет – Виленская академия (1579) XIX в. (1861 г.) – отмена крепостного права К. XIX в. – н. ХХ в.– формирование белорусской нации Особенности урбанизации. Два крупных города (до 100 тыс.) – Минск, Витебск Первая мировая война 1914-1918 Новейшее время – с 1919 гг. Новейшее время – с 1917 г. 1922 г. - 1991 г. в составе СССР

Изображение слайда
10

Слайд 10: Государственные образования на белорусских землях в IX – I пол. XIII вв

Вопросы лекции: 1.Раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси. 2.Принятие и распространение христианства (православия) на восточнославянских землях.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Племенные союзы

Изображение слайда
12

Слайд 12

Кривичи Летописное упоминание – 859 г. – 1162 г. Происхождение – следствие ассимиляции пришлыми славянами местных балтских, западно – финских племен В к. I тыс. н.э. разделились на смоленских, псковских и полоцких кривичей. Полоцкое княжество (862г. летописное упоминание)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Полоцкое княжество

княжение Рогволод (Рёгнвальд?), ?—ок.980 Изяслав Владимирович, ?—1001 – восстановление самостоятельного княжения Брячислав Изяславич, 1003—1044 Всеслав Брячиславич Чародей, 1044—1101 1129 г. Занимало территорию современной Витебской обл., северную часть Минской обл. Пограничные форпосты – Менск, Браслав, Орша, Копысь. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен. Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Радимичи Проживали в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков (Гомельская и Могилёвская области Республики Беларусь). Летописное упоминание – 885 г.- 1169 г. В XI в. территория радимичей вошла в границы Черниговского и отчасти Смоленского княжеств. В летописном перечне княжений радимичей нет «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне» ( Повесть временных лет) - Балтское происхождение- шейные гривны, которые не принадлежат к числу славянских украшений

Изображение слайда
15

Слайд 15

Дреговичи. проживали в бассейне реки Припять вплоть до Западной Двины 980 г. – летописное упоминание о Турове (летописи не сообщают сведений об истории дреговичей) до 1149 г. Балты/славяне ? - Туровское княжество находилось под влиянием Киева до с Х в. до середины XII в. - Особенностью общественно-политического строя было наличие в городе и князя, и посадника

Изображение слайда
16

Слайд 16: Кто предки? Теории:

5. На основе кривичей, радимичей и дреговичей при участии волынян, некоторых балтских племен (ятвяги) сформировался старобелорусский этнос. 1. Основа старобелорусского этноса –кривичи, дреговичи, радимичи ? К середине XII в. кривичи, дреговичи, радимичи как общности не существовали. 2.Основа старобелорусского этноса –кривичи 3. Балтская. Радимичи послужили ядром для образования белорусской народности 4. Часть древнерусской народности – основа – древнерусское государство

Изображение слайда
17

Слайд 17: Древнерусское государство ( IX - XI вв.) –раннефеодальное государство восточных славян, комплекс локальных культур

Основной источник «Повесть временных лет» XII в. В летописях Х II в. – противопоставляется «Русская земля» Полоцкой и Смоленской. Население на территории Беларуси имело племенные названия. Название « Киевская Русь» «Русь» – дружина варяг - Х в. – территория с городами Киев, Чернигов - общее название восточнославянских земель в зарубежных источниках - в XV-XVIII вв. – современные украинские земли, белорусское Подвинье и Поднепровье.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Расширение территории Древнерусского государства в IX—X вв

Согласно летописи: 862 г. – призвание князей – варягов на славянские земли 882 г. – князь Олег (Новгород) захватил Киев. Подчиненные территории облагались данью; совместные походы 980 г. - князь Владимир (Новгород) захватил Киев. Старался ликвидировать местные княжеские династии; наместничество

Изображение слайда
19

Слайд 19

Памятник «Тысячелетие России», возведённый в 1862 в Новгороде. В центре композиции изображён Рюрик со щитом, слева от него — Владимир

Изображение слайда
20

Слайд 20

1097 г. – съезд в Любече, разделение Киевской Руси на отдельные княжества. в XII в. распалось на 15 отдельных княжеств. Памятник Владимиру Великому в Киеве (установлен в 1853 году)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Для княжеств характерны:

Многоукладность До Х в. существовало три социально-экономических уклада: 1.Первобытнообщинный – наличие основной ячейки общества - общины (замкнутая социальная система). Организована вся жизнь человека – трудовая, обрядовая, культурная. Принцип коллективизма. 2.Рабовладельческий – слабо выражен (холопы «рабы») 3.Феодальный – частичная собственность на землю, натуральный оброк. Формируется феодальная лестница. Основа экономики – сельское хозяйство. С Х в. складывается крупное землевладение Вотчина – с правом продажи, раздела, передачи в наследство. Поместье – во временное пользование без права наследования. Раннефеодальные государственные образования ( княжества )- Полоцкое, Туровское, частично Смоленское Необходимое условие существования самостоятельного княжества – самостоятельная княжеская династия Наличие вече Формы повинности – дань (сбор дани со свободного населения называлось полюдье ) Социальные группы: 1.Лично свободные крестьяне- общинники (люди) и горожане. 2.Экономически зависимые от феодала (смерды). 3.Зависимые временно (закупы). 4.Находящиеся на положении рабов, лично зависимые (холопы, изгой)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Политическая структура

княжеств на территории Беларуси Вече (законодательные функции) – бояре, купцы, горожане, духовенство, сельские жители – вопросы войны и мира, законы, договор с князем на правление - просуществовало до к. XV в Князь (исполнительные функции) – управлял княжеством, сбор платежей (до X в. - основная ), сбор торговых пошлин; судебные функции, защита границ. Дружина великого князя: военная и административная служба дружина (бояре) потомки родоплеменной знати наместники участвовали и в политическом управлении Христианская церковь (православие) – с конца X в.. В ведение церкви находились дела о браке, разводе, семье, вопросы наследства, с к. Х ІІ в. – надзор за службой мер и весов, международные дела.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Феодальная раздробленность на белорусских землях (более 100 лет)– закономерный этап в общественном развитии

В XII в. белорусские земли входили в состав Полоцкого, Туровского, Новогородского (Новогрудского), часть Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро - Волынского княжеств. Полоцкое княжество в начале Х ІІ в. распалось на удельные княжества – Витебское, Минское, Заславское, Друцкое, Логойское и др. Туровское княжество - со второй пол. Х ІІ в. распалось на уделы – Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровицкое княжества. Города – на белорусских землях в Х ІІІ в. – около 40 городов. Наиболее крупные – Полоцк, Туров, Брест, Витебск, Минск, Гродно, Новогрудок. 1230-е гг. – начало процесса образования Великого княжества литовского

Изображение слайда
24

Слайд 24: Распространение христианства (православия) на восточнославянских землях

Князь Владимир реформировал языческий культ (984 г.) Воздвиг в Киеве капище с идолами главных богов славянского язычества Капище — пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов)

Изображение слайда
25

Слайд 25: Пантеон славянских богов

Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Стрибог — творец вселенной, бог небесных стихий. Отец Перуна Сварог и Дажьбог – боги солнечного света, огня Хорс — бог солнца Симаргл — бог семян и посевов Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Велес – бог скота, плодородия. Пантеон князя Владимира в представлении древнерусского книжника

Изображение слайда
26

Слайд 26: Особенности первобытных форм религии

ФОРМЫ: Фетишизм (порт. Feiti co – вещь для колдовства) – вера в сверхъестественные возможности природных (камни, деревья) или сделанных человеком неодушевленных предметов, поклонение им. Тотемизм (на языке индейцев – «его род»)– вера в общее происхождение, в сверхъестественные родственные связи человека с животными, растениями, предметами и явлениями. Анимизм ( латин. Anima - душа)– вера в существование душ и духов, которые обладают человеческими качествами и действуют во всей живой и неживой природе. Анимистические культы : Погребальный культ Культ предков Обряд инициации, или посвящение во взрослую жизнь Магия (с греч. - волшебство ) – вера в возможность сверхъестественного влияния на окружающий мир Табу (полинез.) - система специальных запретов Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» - буйный, возбужденный) – особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов - шаманов

Изображение слайда
27

Слайд 27

Язычество (от церк.-слав. «народы») — принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. Это – разнообразные религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов до обращения их в мировые религии. Характерно: Отсутствие абстрактных представлений о Боге как безликой силе. Поклонение материальным предметам, природным явлениям, животным, растениям. Смешение жизни и культа. Жизнь первобытного человека была его богослужением. Родоплеменной (а не мировой) характер религиозных культов. Политеизм – многобожие. Отсутствие устойчивой организации. В настоящее время церковнославянское слово «язычество» в научной литературе заменяется термином «этническая религия»

Изображение слайда
28

Слайд 28: 988 г. – крещение Киева. Распространение христианства (православия) на белорусских землях Полоцкая епархия - 992 г., Туровская – 1005 г

Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»: «Под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно). Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым».

Изображение слайда
29

Последний слайд презентации: ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации): Принятие христианства для восточных славян

Фонд восточнославянской культуры был христианизирован Христианство сливалось с - народной культурой - народными традициями - мифологией - исторической памятью Стал доступен Фонд книжный, в котором заключались этические, эстетические, научные ценности Проникновение византийской культуры Распространение христианской идеологии Установление канонического права Появление богослужебной литературы, музыки, культового изобразительного искусства, архитектуры

Изображение слайда