Презентация на тему: История античной философии

История античной философии
Аристотель
Аристотель: жизнь
аристотель : жизнь
Аристотель: творчество
Аристотель: классификация наук
Аристотель: критика досократиков
Аристотель: критика Платона
Аристотель: критика Платона
Аристотель: вопрос о причинах
Аристотель: Категории
Аристотель: Категории (список)
Аристотель: категория сущности
Аристотель: Категория сущности
История античной философии
Аристотель: 4 причины вещи
Аристотель: учение о цели
Аристотель: учение о цели
Аристотель: Физика
Аристотель: онтология
Аристотель: учение о душе
Аристотель: Логика
История античной философии
Аристотель: Логика
Аристотель: Политика
Аристотель: Типология режимов
Аристотель: этика
Аристотель: Поэтика
1/28
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7671 Кб)
1

Первый слайд презентации: История античной философии

Лаврищев Даниил Евгеньевич Занятие 8.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Аристотель

Аристотель – жизнь Аристотел ь – учение

Изображение слайда
3

Слайд 3: Аристотель: жизнь

Родился в 384 г. до н.э. В юности – получал общее образование, не занимался конкретными науками В 17 лет – переезд в Афины, обучение риторике и ораторству. 18 лет – поступление в Академию В Академии – бытовые разногласия с Платоном, конкуренция учений

Изображение слайда
4

Слайд 4: аристотель : жизнь

В 342 г. – приглашение от Филиппа II стать учителем Александра В 335 г. – окончание обучения, возвращение в Афины, основание собственной школы – Ликея 322 г. – изгнание из Афин 323 г. – смерть от болезни (легенда – бросился в пролив)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Аристотель: творчество

До Академии – не писал сочинений В Академии – диалоги, не дошли до нас. Обучение Александра – вероятно, этические и политические наработки Ликей – формирование учения; трактаты Аристотеля – конспекты лекций. Основной трактат – «Метафизика» Трактаты Аристотеля – основной философский источник для Схоластики

Изображение слайда
6

Слайд 6: Аристотель: классификация наук

Теоретические Практические Поэтические Метафизика (то, ч то существует неподвижно и само по себе) Этика (о добродетели) Риторика (о построении речей) Математика (то, что существует неподвижно и не само по себе) Политика (о власти) Поэтика (о стихосложении) Физика (то, что существует подвижно и само по себе Экономика (о хозяйстве) – Теория прежде практики  теория даёт руководство к действию Логика (методология)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Аристотель: критика досократиков

В начале « Метафизики» – анализ и критика досократических философов Важный аспект, поскольку показывает, что Аристотель осознает себя внутри философ- ской традиции, в отличие от прочих авторов Рассматривается как один из наиболее ценных источников по истории досократиков Ключевой вопрос критики – первоначало; почему позиции философов до Аристотеля были несостоятельны Aristotle on Anacsagoras

Изображение слайда
8

Слайд 8: Аристотель: критика Платона

Расхождение – вопрос о первоначале (идеях) 1й аргумент: идеи никак не связаны с чувственностью (трансцендентны), значит о них не может быть знания (мы сами существа чувственные) 2й аргумент: идеи никак не связаны с чувственностью, но мир «причастен им», но такая «причастность» невозможна, т.к. идеи отделены от чувственности Вывод: идеи познавательно бесполезны в отношении мира « Amicus Plato,  sed   magis   amica  Veritas »

Изображение слайда
9

Слайд 9: Аристотель: критика Платона

3й аргумент («аргумент третьего человека»): если «идея человека» – то, что служит общей причиной всех людей, то нам надо мыслить ещё более общую идею для связи этой «идеи человека» и людей; т.о. ряд общих абстракций уходит в бесконечность Почему так? Согласно Платону, должно быть общее, что бы связывало сходные вещи. Для материального мира это идеи, но т.к. идея и вещь имеют общее, то должно быть нечто, что эту общность отражает. Идея котика Более общая идея котика

Изображение слайда
10

Слайд 10: Аристотель: вопрос о причинах

Два типа причин: Категории (не совсем причины) Причины (неожиданно) Выделяются на различных основаниях Т.о. образуется два метода анализа сущего внутри философского учения

Изображение слайда
11

Слайд 11: Аристотель: Категории

Основание категорий – языковая практика, способы говорения о вещи Категория – фундаментальная описательная единица, характеристика способа бытия вещи Классический список – 10 категорий, но в разных местах Аристотель варьирует число категорий от 9 до 12 Являются причинами в том смысле, что обуславливают способ существования Основной вопрос, на который можно ответить с помощью категорий

Изображение слайда
12

Слайд 12: Аристотель: Категории (список)

Сущность – « чтойность », отвечает на вопрос «что это?» Количество – число вещи, отвечает на вопрос «сколько?» Качество – означает некое свойство, не тождественное сущности, отвечает на вопрос «какой?» Место – расположение в пространстве, вопрос «где?» Время – расположение во времени, вопрос «когда?» Отношение – определение связи одной вещи с другой Состояние – определение тела относительно самого себя Действие – тип воздействия вещи на мир Претерпевание – тип пассивного принятия воздействия Обладание – тип постоянного внешнего свойства

Изображение слайда
13

Слайд 13: Аристотель: категория сущности

Деление сущности на первую и вторую Первая сущность – обозначает индивидуальную вещь, конкретное сущее. Пример: этот стол, это дерево Условная черта – можно показать пальцем Вторая сущность – общее понятие, охватывающее ключевые свойства некоторого класса Пример: мебель, растение Синоним: идея (ср. Платон) Является объектом науки Вот эта конкретная ель (первая сущность) Понятие ели (вторая сущность)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Аристотель: Категория сущности

Деление сущностей на простые и сложные Простая сущность – бог. Простой и неподвижный перводвигатель, начало мышления (мыслит сам себя) Сложные сущности: Вечные, небесные сущности, в которых материя и форма неотделимы Преходящие вещи мира становления, в которых материя и форма временно совмещены Форма – вторая сущность, идея, набор признаков, необходимых для определения вещи. Отличие от Платона: познаваемы только в вещах, самостоятельно существуют только в разуме бога

Изображение слайда
15

Слайд 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Аристотель: 4 причины вещи

Вещь может быть определена через 4 причины: Форма – идея, определяющая образ вещи в мире и её привязку к родовым отношениям. Выражает сущность вещи Материя – материал, из которого состоит вещь (для человека – кости и плоть, для статуи – мрамор Действие – та сущность, которая действует для утверждения бытия вещи Цель – то конечное состояние этой вещи или её предназначение, которое определяется намерением или природой самой вещи

Изображение слайда
17

Слайд 17: Аристотель: учение о цели

Всё в мире обладает целью Цель определяется и/или природой (формой), или выполнением некой функции (в случае артефактов) Цель стула двоякая – быть стулом и быть предметом, на котором сидят. Быть стулом – из формы, быть сидением – исходя из цели создателя (плотника) Форма – действительность (реальное сущее в разуме бога) Материя – чистая возможность «Действительность прежде возможности»: тезис о первенстве формы по отношению к миру, т.к. иначе невозможно появление мира. Всё возможное (вещи) стремится к воплощению формы

Изображение слайда
18

Слайд 18: Аристотель: учение о цели

Энтелехия – осуществление вещью своей цели, полная реализованность Энергия – тип деятельности, который направлен на достижение энтелехии Энтелехия человека – уподобление богу в его мышлении самого себя, т.к. человек единственно мыслит среди вещей

Изображение слайда
19

Слайд 19: Аристотель: Физика

В мире нет бесконечности: мир имеет начало ( перводвигатель = бог) и мир «завершен» актуальностью (содержимым ума бога) В мире всё совершается с целью, следовательно всё сущее стремится к цели Математика не способна полностью описать мир (для этого вводятся категории и причины). У Платона: мир геометричен и численно определен Мир состоит из 4х элементов, а небеса – из эфира Сущее организовано по родовидовым отношениям

Изображение слайда
20

Слайд 20: Аристотель: онтология

Перводвигатель = бог = вместилище форм Материя Мир становления = форма + материя Сообщение формы, начало движения Образование мира Стремление к цели Познаваемый мир, который даёт нам знание о причинах и о формах, так как причина и форма не существует как самостоятельное бытие Чистая возможность Чистая актуальность

Изображение слайда
21

Слайд 21: Аристотель: учение о душе

Душа и тело = форма и материя живого существа Три способности души Растительная – рост, питание, движение (есть у всех живых существ) Ощущающая – чувственность, ощущения (есть только у животных) Интеллектуальная – способность к мышлению, рассудок и интеллект (есть только у человека как мыслящего существа) Душа НЕ бессмертна, умирает вместе с телом, поскольку форма не имеет самостоятельного существования

Изображение слайда
22

Слайд 22: Аристотель: Логика

Логика – методология философии, позволяющая проводить достоверные рассуждения «Законы логики (мышления) суть законы бытия»: мир функционирует так, как мы мыслим (ср. Парменид ). Это так, поскольку мышление – главный атрибут бога Учение о силлогизме – составление правил для сохранения истинности между посылками и заключением Силлогизм: тип рассуждения, в котором утверждаются 2 и более посылок, приводящих к выводу Общая форма силлогизма: 1 я посылка: S ? M 2я посылка: M ? P Вывод: S ? P Здесь: S – субъект, P – предикат, M – средний термин, ? – тип отношения между элементами (см. рис) Пример силлогизма: Сократ ( S ) человек ( Μ) Все люди (М) смертны ( P ) Сократ (S) смертен (P)

Изображение слайда
23

Слайд 23

Все S есть P Ни один S не есть P Некоторые S не есть P Некоторые S есть P Типы суждений, логический квадрат

Изображение слайда
24

Слайд 24: Аристотель: Логика

Топика – раздел логики, содержащий общий набор предпосылок для ненаучного силлогизма Отличие научного силлогизма: посылки и заключение мыслятся как необходимые и истинные, как правило от общего к частному (дедуктивное заключение) Ненаучный силлогизм: посылки и заключение мыслятся как допустимые, как вероятные (индуктивное заключение) Пример дедукции: Сократ ( S ) человек ( Μ) Все люди (М) смертны ( P ) Сократ (S) смертен (P) Посылки силлогизма истинны и научно проверены, значит вывод тоже истинен Пример индукции: Диоген ( S ) человек ( Μ) Все люди (М) живут в домах ( P ) Диоген (S) живёт в доме (P) Одна из посылок силлогизма содержит только частично верную истину, следовательно вывод также не будет обладать полной истинностью (в д.с. будет ложным, т.к. Диоген жил в бочке)

Изображение слайда
25

Слайд 25: Аристотель: Политика

Политика (как наука) – теоретическая база для рационального управления государством «Человек – животное общественное ( πολιτικον) » Государство – естественное развитие природы человека, возникающее для помощи друг другу в достижении благой жизни Деление власти на три типа: отеческая, государственная, господская Рабство – естественно, так как рабы не обладают способностью к целеполаганию

Изображение слайда
26

Слайд 26: Аристотель: Типология режимов

Режим здорового человека Порочный режим Монархия Тирания Аристократия Олигархия Полития Демократия Основание разделения: число правящих и тип власти В нормальных режимах реализуется государственная власть (власть свободных над свободными) В порочных режимах реализуется господская власть (власть хозяина над рабами)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Аристотель: этика

Цель этики – дать основание для правильного действования Ключевое понятие – добродетель (ср. Платон) Добродетель – свойство или привычка души, которая может быть положительно оценена Два типа добродетелей: Этические – заключаются в умении находить середину между крайностями. Достигается упражнением и привычкой Дианоэтические – заключаются в приобщении к истине и знанию. Достигаются образованием

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: История античной философии: Аристотель: Поэтика

Три типа созидательной (творческой) деятельности: Ремесло ( techne ) – практическая деятельность, по созданию артефактов/изменению мира Искусство ( poiesis ) – творчество в более-менее чистом виде Подражание ( mimesis) – творчество, опирающе - еся на подражание миру Подражание наиболее точно раскрывает суть созидания: люди в творчестве подражают тем формам, которые находят в мире Понятие к а тарсиса ( katarsis ) – состояние, которое достигается через сопереживание героям поэтического творения (трагедии)

Изображение слайда