Презентация на тему: История

История
Перспективы развития европейской литературы
В XIX веке
XIX ВЕК - ЭПОХА ДИНАМИЧНЫХ ПЕРЕМЕН
XIX ВЕК
На рубеже XVIII – XIX веков возникает неизбежный вопрос: стоит ли следовать уже сложившейся ТРАДИЦИИ ? Или – стоит создавать что-то принципиально НОВОЕ,
Основные направления и течения в европейской литературе Нового времени
Тема 4.
РОМАНТИЗМ
РОМАНТИЗМ
РОМАНТИЗМ
Ф. Шлегель – теоретик романтизма
Три причины возникновения РОМАНТИЗМА
Основная особенность РОМАНТИЗМА
Основные этапы развития европейского романтизма
Романтизм в Германии
Романтизм
Особенности эстетики
Особенности эстетики
ИСТОРИЗМ
НАРОДНОСТЬ
Романтизм
Романтизм
Романтизм
Жанровые формы романтизма
Обновление жанровых форм в контексте эстетики романтизма
Тема 4.
Особенности эстетики
Особенности эстетики
Особенности эстетики
Особенности эстетики
Реализм во Франции
О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (фрагменты)
О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (фрагменты)
РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА
РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА
1/36
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 76)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (106 Кб)
1

Первый слайд презентации: История

зарубежной литературы первой половины XIX века

Изображение слайда
2

Слайд 2: Перспективы развития европейской литературы

на рубеже XVIII – XIX веков? Эстетика классицизма? Шекспир? Фольклор / национальная традиция?

Изображение слайда
3

Слайд 3: В XIX веке

признается эстетическая ценность современности Но КАК ее изображать в новых условиях?..

Изображение слайда
4

Слайд 4: XIX ВЕК - ЭПОХА ДИНАМИЧНЫХ ПЕРЕМЕН

ИДЕЯ ПРОГРЕССА ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (общественно-политическая сфера) ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (производственная сфера) ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ( социокультурная сфера)

Изображение слайда
5

Слайд 5: XIX ВЕК

СФЕРА ИСКУССТВА КУЛЬТ НОВАТОРСТВА КУЛЬТ НЕПОВТОРИМОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ИДЕЯ ДУХОВНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИЗНАНИЕ ЗА ЛИЧНОСТЬЮ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

Изображение слайда
6

Слайд 6: На рубеже XVIII – XIX веков возникает неизбежный вопрос: стоит ли следовать уже сложившейся ТРАДИЦИИ ? Или – стоит создавать что-то принципиально НОВОЕ, отвечающее запросам ВРЕМЕНИ ?

На рубеже XVIII – XIX веков РАЗНООБРАЗИЕ теорий, программ, манифестов, кружков, школ, объединений МНОЖЕСТВО НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные направления и течения в европейской литературе Нового времени

XVII век XVIII век XIX век ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ КЛАССИЦИЗМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СИМВОЛИЗМ БАРОККО ПРЕДРОМАНТИЗМ НАТУРАЛИЗМ * ИМПРЕССИОНИЗМ *ЭСТЕТИЗМ *НЕОРОМАНТИЗМ

Изображение слайда
8

Слайд 8: Тема 4

Своеобразие литературы романтизма

Изображение слайда
9

Слайд 9: РОМАНТИЗМ

от фр. romantisme употребление понятия «романтический» восходит к средневековому употреблению слов «романс» (лирическая и героическая испанская песня) и «роман» (эпическая поэма о рыцарях): т.е. «произведение, написанное на одном из романских языков» более позднее значение – «повествование с выдумкой» XVIII век: «все необычное, таинственное, связанное со средневековой стариной»

Изображение слайда
10

Слайд 10: РОМАНТИЗМ

конец XVIII века К. В. Ф. Шлегель (1772 - 1829) и А. В. Шлегель ( 1767 - 1845) НОВОЕ / НЕКЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, ориентированное на живое творчество современности

Изображение слайда
11

Слайд 11: РОМАНТИЗМ

Ж. де Сталь ( 1766 – 1817) «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1796 – 1799) «О Германии» (1810; опубл. 1813) В ходе исторического развития происходит медленное, но непрерывное совершенствование общества и литературы Каждая нация – явление историческое

Изображение слайда
12

Слайд 12: Ф. Шлегель – теоретик романтизма

Фрагмент 216 // «Атенеум» «Французская революция, « Наукоучение » Фихте и « Мейстер » Гёте обозначают величайшие тенденции нашего времени…»

Изображение слайда
13

Слайд 13: Три причины возникновения РОМАНТИЗМА

СОЦИАЛЬНАЯ (Великая Французская революция, 1789 – 1793 гг.) ФИЛОСОФСКАЯ (И.Г. Фихте, «Принципы общего наукоучения», 1794 г.) ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (роман И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1796 г.)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основная особенность РОМАНТИЗМА

Акцент на субъективное начало (проявления человеческого «Я» ) в жизни и творчестве Интерес к возможностям ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА – в ЖИЗНИ (политика, религия, философия, социальная среда) АВТОРА / ПЕРСОНАЖА – в сфере ИСКУССТВА, в ЛИТЕРАТУРЕ

Изображение слайда
15

Слайд 15: Основные этапы развития европейского романтизма

1790-е–1810-е гг. : ранний романтизм 1820-е–1840-е гг. : развитые формы романтизма после 1848 г. : поздний романтизм

Изображение слайда
16

Слайд 16: Романтизм в Германии

1796 – 1801 гг.: ЙЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ (братья Ф. и А.В. Шлегели, Новалис / Ф. фон Гарденберг, Л. Тик, В. Вакенродер, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер) 1804/1806 – 1815 гг.: ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ (А. фон Арним, К. Брентано, Й. фон Эйхендорф, А. фон Шамиссо; братья Я. и В. Гриммы) после 1815 г. (Э.Т.А. Гофман)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Романтизм

Основная цель – создание НОВОЙ ЭСТЕТИКИ с учетом общих законов искусства Основная идея – романтическое ДВОЕМИРИЕ: ощущение глубокого разрыва /несовпадения ИДЕАЛА и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Основной принцип деятельности – ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ / СЛОМ / ОБНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПОЭТИКИ

Изображение слайда
18

Слайд 18: Особенности эстетики

КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ Доминирует ИДЕЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ / ГОСУДАРСТВА Доминирует ИДЕЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИДЕАЛ - РЕАЛЕН ИДЕАЛ - НЕОСУЩЕСТВИМ ГЕРОЙ - ДЕЯТЕЛЬ ГЕРОЙ - СОЗЕРЦАТЕЛЬ Основа творчества - РАЗУМ Основа творчества -ЧУВСТВО

Изображение слайда
19

Слайд 19: Особенности эстетики

КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ Основной принцип – ПОРЯДОК и РЕГЛАМЕНТАЦИЯ Основной принцип – СВОБОДА и ТВОРЧЕСКИЙ ПРОИЗВОЛ Жизнь изображается как явление СТАТИЧНОЕ Жизнь изображается как явление ДИНАМИЧНОЕ: ИСТОРИЗМ (!) АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА: НАРОДНОСТЬ (!)

Изображение слайда
20

Слайд 20: ИСТОРИЗМ

принцип изображения мира / природных и культурных явлений в их закономерном историческом развитии анализ изображаемых явлений в связи с конкретно-историческими условиями их существования ( «национальный» колорит ) динамичное изображение жизни в искусстве: осознание единства общечеловеческого, конкретно-исторического и национального в искусстве

Изображение слайда
21

Слайд 21: НАРОДНОСТЬ

изображение представителей «простого народа» (демократизм) ориентация творчества на широкую аудиторию связь искусства с народным творчеством, степень взаимопроникновения литературы и фольклора мера проникновения автора в народное сознание требование национальной самобытности искусства

Изображение слайда
22

Слайд 22: Романтизм

Основные темы одиночество искусство / творчество /поэзия гениальность путешествие / странствие / паломничество Природа История (национальное прошлое) Время / Вечность Добро и Зло

Изображение слайда
23

Слайд 23: Романтизм

Основные приемы антитеза гротеск гипербола символизация Особые функции иронии (!) « <…> Но почему же <…> ирония? <…> Внутренний смысл романтической иронии <…> можно уловить только имея в виду общеизвестную у романтиков игру противоречиями. Известно, что романтики увлекались противоречиями человеческой жизни. В мире романтиков "все кажется столь естественным и <…> столь же чудесным", а природа для них, по словам Новалиса, это "каморка чародея или ученого-физика или детская комната, чулан или кладовая". В этом мире нет четкой грани между противоречиями сказки и действительности, они переходят одно в другое; хаос – совершенное творение, ибо для Новалиса существует "разумный хаос, хаос, сам в себя проникший, находящийся и в себе и вне себя". <…> Это рассмотрение у романтиков жизни и природы как игры противоположностей …» А. Ф. Лосев

Изображение слайда
24

Слайд 24: Романтизм

Основные идеи Идея доминирования категории Автора над категорией Жанра / Канона Идея синтеза искусств Идея принципиального обновления жанровых форм Идея «фрагментарности», т. е. намеренной «незавершённости» произведения

Изображение слайда
25

Слайд 25: Жанровые формы романтизма

НОВЕЛЛА сказочная фантастическая детективная психологическая РОМАН роман-фрагмент исторический роман ЛИРО-ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Изображение слайда
26

Слайд 26: Обновление жанровых форм в контексте эстетики романтизма

Обновление жанра новеллы происходит благодаря творчеству таких авторов, как: Э. Т. А. Гофман (1776–1822) ( Германия ) Примеры: СКАЗОЧНАЯ НОВЕЛЛА / «повесть-сказка» «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК» (1814)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Тема 4

Критический реализм: особенности эстетики

Изображение слайда
28

Слайд 28: Особенности эстетики

РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ Основа КОНФЛИКТА Столкновение ДОБРА и ЗЛА как универсальных, вневременных категорий Анализ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ между ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ общественной и индивидуальной жизни в контексте конкретной эпохи Восприятие ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Принцип СУБЪЕКТИВНОСТИ Принцип ОБЪЕКТИВНОСТИ

Изображение слайда
29

Слайд 29: Особенности эстетики

РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ Основа ТВОРЧЕСТВА Воплощение идеала через противопоставление мира «хрупкой мечты» и мира «грубой действительности» ТИПИЗАЦИЯ явлений действительности через философское осмысление реального мира в его развитии и противоречиях ЧЕЛОВЕК и МИР: особенности изображения ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТАХ ТИПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР В ТИПИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Изображение слайда
30

Слайд 30: Особенности эстетики

РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ Человек – существо духовное Человек – существо принципиально общественное Человек – лишь отчасти «продукт СРЕДЫ» Характер человека показан как уже сформировавшийся В п оведении человека определяющую роль играют интеллект, нравственные законы Человек в полной мере результат влияния СРЕДЫ, «социальный продукт» Характер человека раскрывается В РАЗВИТИИ В поведении человека ВСЕ определяет СРЕДА, широкие социальные связи

Изображение слайда
31

Слайд 31: Особенности эстетики

РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ Человек – ВНЕ ВРЕМЕНИ («творческая личность», «путешественник», «злодей», «лишний человек») Человек – представитель СВОЕЙ ЭПОХИ ( каждая эпоха порождает свой тип личности ) «ЭЛИТАРНОСТЬ» «ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ»: попытка отобразить ВСЕ стороны действительности и типы личностей

Изображение слайда
32

Слайд 32: Реализм во Франции

1830-е – 1840-е гг. – ранний этап (тесная связь с эстетикой романтизма) О. де Бальзак, Ф. Стендаль, П. Мериме «бальзаковский» реализм 1850-е гг. – зрелый этап (близость к эстетике натурализма) Г. Флобер « постбальзаковский » реализм

Изображение слайда
33

Слайд 33: О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (фрагменты)

«Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром …» «Общество подобно Природе. Ведь Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником также значительно, хотя и труднее уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д.»

Изображение слайда
34

Слайд 34: О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (фрагменты)

« <…> я собираю столько фактов и изображаю их, как они есть на самом деле < … >. Это немалый труд - изобразить две или три тысячи типичных людей определенной эпохи, ибо таково в конечном счете количество типов, представляющих каждое поколение, и "Человеческая комедия" их столько вместит…» « Сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. По этим шести разделам распределены все очерки нравов, образующие общую историю Общества, собрание всех событий и деяний …»

Изображение слайда
35

Слайд 35: РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

ТИП / типическое Детерминизм (причинно-следственная обусловленность жизни / поведения человека) Психологизм (все большее усложнение нравственной структуры человека)

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: История: РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

Широкие социальные обобщения Детализация (особое значение в произведениях реалистов уделяется детали) Ведущий жанр – РОМАН (в основе – изображение жизни и характера человека в РАЗВИТИИ)

Изображение слайда