Презентация на тему: ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
КОНЦЕЦПИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XX в.
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ
ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
«ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ВАСИЛИЙ СТРУВЕ (1889-1965) «ПЯТИЧЛЕНКА»
ПЕРРИ АНДЕРСОН (1938 г.р.)
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ
АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
Карл Виттфогель
ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были товарами.
ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были товарами.
ФЕОДАЛИЗМ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА
СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИЗМА
ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН
ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН
ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902-1985)
ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902-1985)
Три аспекта «глобальной истории» Ф. Броделя
Уровни исторической действительности
Этапы развития капиталистической мир-экономики
Этапы развития капиталистической мир-экономики
Отличительные черты капиталистической мир-экономики:
Отличительные черты капиталистической мир-экономики:
Отличительные черты капиталистической мир-экономики:
Причины кризиса современной мир-системы
РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит
РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит
Benno Teschke «Myth of 1648», 2003
Benno Teschke «Myth of 1648», 2003
Benno Teschke «Myth of 1648», 2003
Мануэль Кастельс (1942 г.р.)
Исторические эпохи Кастельса
Информационная эпоха
МОДЕРНИЗАЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
Дипак Лал Непреднамеренные последствия
Материалистические основания возвышения Запада по Д. Лалу
Институциональные основы возвышения Запада по Д. Лалу.
Почему индивидуализм возник только на Западе?
Почему индивидуализм возник только на Западе?
Таблица по А.П. Заостровцев. Дипак Лал: модернизация без вестернизации. СПб, 2012. С. 20.
McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World. 2010.
McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World. 2010.
McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World. 2010.
Таблица по Заостровцев А.П. Дейдра Макклоски: неэкономический взгляд экономиста на историю СПб., 2014. С.17.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919-2011)
ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919-2011)
ЭЛВИН ТОФФЛЕР (1928 г.р.)
Общество потребления
Общество потребления
Общество потребления
Общество переживаний
Теория компенсации
ФРАНСИС ФУКУЯМА (1952 г.р.)
НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ (1822-1885)
ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (1880-1936)
АРНОЛЬД ТОЙНБИ (1889-1975)
ЛЕВ ГУМИЛЕВ (1912 – 1992)
СЫМЮЭЛ ХАНТИНГТОН (1927-2008)
Ориентализм
Джек Гуди Похищение истории
1/87
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3227 Кб)
1

Первый слайд презентации: ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Изображение слайда
2

Слайд 2: НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ПОЗИТИВИЗМ: научный идеал заключается в верификации. Проверенные предположения и высказывания накапливаются и формируют достоверное («позитивное») знание. Индукция – от частного к общему.

Изображение слайда
3

Слайд 3: НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Поппер Карл. Логика научного исследования. Окончательная верификация невозможна логически: мы не знаем все случаи.

Изображение слайда
4

Слайд 4: НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Фальсификация: «Эмпирическая система должна допускать опровержение опытом», Т.е. теория должна давать предсказания, которые в принципе могут оказаться ложными при соотнесении с реальным миром. «Кто боится подвергнуть риску опровержения свои идеи не участвую в научной игре» Не накопление знаний, постоянная их проверка.

Изображение слайда
5

Слайд 5: НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Томас Кун. Структура научных революций. Не бывает решающих логических аргументов против теории. Недвусмысленная фальсификация невозможна.

Изображение слайда
6

Слайд 6: НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Новые открытия усложняют старые теории до определенного предела. Борьба авторитетов, соперничество интересов, поколений. «Научная революция»: смена парадигмы (картины мира). Четкие эмпирические критерии отсутствуют.

Изображение слайда
7

Слайд 7: НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Релятивизм утверждает, что значимость текста зависит от индивида и/или социальной группы

Изображение слайда
8

Слайд 8: КОНЦЕЦПИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XX в

1. Отрицание закономерностей исторического развития (неопзитивизм, неоклассическая экономическая теория) 2. Неомарксистские концепции 3. Теории модернизации 4. Цивилизационный подход

Изображение слайда
9

Слайд 9: ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

ДРЕВНОСТЬ МИФ О ВЕЧНОМ ВОВРАЩЕНИИ

Изображение слайда
10

Слайд 10: ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

ХРИСТИАНСТВО КРЕАЦИОНИЗМ ЛИНЕЙНОЕ ВРЕМЯ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Изображение слайда
11

Слайд 11: ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

НОВОЕ ВРЕМЯ

Изображение слайда
12

Слайд 12: ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Идея развития (от простых форм к сложным) Психическое единство человечества Однолинейное развитие Поэтапное развитие Позитивное развитие Неизбежное развитие

Изображение слайда
13

Слайд 13: ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Изображение слайда
14

Слайд 14: КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ДИФФУЗИОНИЗМ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ПСИХОАНАЛИЗ СТРУКТУРАЛИЗМ НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ ПОСТСРУКТУРАЛИЗМ

Изображение слайда
15

Слайд 15: ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Изображение слайда
16

Слайд 16: ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Изображение слайда
17

Слайд 17: ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»

Изображение слайда
18

Слайд 18: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Изображение слайда
19

Слайд 19: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

СВЕРЛЕНИЕ И ШЛИФОВАНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ СКОТОВОДСТВО ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ГОНЧАРСТВО ОСЕДЛОСТЬ

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: ВАСИЛИЙ СТРУВЕ (1889-1965) «ПЯТИЧЛЕНКА»

Изображение слайда
22

Слайд 22: ПЕРРИ АНДЕРСОН (1938 г.р.)

Изображение слайда
23

Слайд 23: РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ

Сельское хозяйство на протяжении всей его истории оставалось безраздельно господствующей областью производства, неизменно обеспечивая основное богатство городов. Производство оставалось незначительным и зачаточным. Техника была простой, спрос—ограниченным, а транспорт—непомерно дорогим. В результате, производство в эпоху античности развивалось не благодаря росту концентрации, как в более поздние эпохи, а благодаря рассредоточению и рассеянию, поскольку относительные издержки производства определялись скорее расстояниями, чем разделением труда. Греко-римская античность была средиземноморской по самой своей структуре. Греческие города-государства впервые сделали рабство «чистым» и преобладающим, превратив его тем самым из вспомогательного средства в систематический способ производства. Паралич производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

Изображение слайда
24

Слайд 24: АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

Крупномасштабные деспотические государства в Азии использовали прямое принуждение для присвоения результатов труда. Барщинный труд был организован там централизованными институциями, в то время как труд крепостных и трудовые повинности в Европе использовались на местном уровне манориальными сеньорами. В Азии блок военных и чиновников получал крупную выгоду от принудительного труда, тогда как в Европе феодалы извлекали из труда большую часть прибавочной стоимости для себя.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Карл Виттфогель

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Изображение слайда
26

Слайд 26: ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были товарами

Непосредственный производитель—крестьянин—был связан со средствами производства—землей—особым социальным отношением – крепостным правом. Крестьяне, занимавшие землю и обрабатывавшие ее, не были ее владельцами. Земельная собственность находилась в руках класса феодалов, изымавших у крестьян излишки при помощи политико-правовых отношений принуждения. Это внеэкономическое принуждение, принимавшее форму барщины и натурального или денежного оброка. Юридическое слияние экономической эксплуатации с политической властью.

Изображение слайда
27

Слайд 27: ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были товарами

В то же время права собственности этого господина на его землю обычно были условными —они предоставлялись ему вышестоящим знатным лицом (или знатными лицами), которому он был обязан служить, предоставляя войско во время войны. Цепочка таких условных держаний, связанных с военной службой, тянулась до самой вершины феодальной иерархии—в большинстве случаев, до монарха, который, в принципе, обладал высшими правами на всю землю.

Изображение слайда
28

Слайд 28: ФЕОДАЛИЗМ

Политический суверенитет никогда не был сосредоточен в едином центре. Функции государства распределялись сверху вниз по вертикали, на каждом уровне которой, с другой стороны, политические и экономические отношения сливались воедино.

Изображение слайда
29

Слайд 29: ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА

Изображение слайда
30

Слайд 30: СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИЗМА

Капитал — самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Создатель прироста стоимости (прибавочной стоимости) - труд наемных рабочих. Капитал — отношение между наемными рабочими и капиталистами. «Капитал - это мёртвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живёт тем полнее, чем больше живого труда он поглощает. Время, в продолжение которого рабочий работает, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу»

Изображение слайда
31

Слайд 31: ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН

«время-и-пространство» «исторические системы»: относительно автономны; имеют временные границы; обладают пространственными границами отказ от линейности: социальные процессы могут разворачиваться вспять, замедляться и останавливаться

Изображение слайда
32

Слайд 32: ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН

Тип исторической системы Способ интеграции Тип обмена мини-системы традиционный (на основе отношений родства, обычая и т.д.) взаимообмен (реципрокность) мир-империи военно-политический перераспределение(редистрибуция) мир-экономики экономический рыночный обмен

Изображение слайда
33

Слайд 33: ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902-1985)

Анализ экономики (материальной культуры), поскольку именно материальная культура дает наиболее полное представление о том пути, который прошла определенная цивилизация. Геосоциальное пространство разделено на «миры-экономики» — индивидуальные, самостоятельные цивилизации, обладающие социально-экономическим, культурным и политическим потенциалом для выживания и развития.

Изображение слайда
34

Слайд 34: ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902-1985)

Мир-экономика существует, если он занимает определенное географическое пространство, границами которого могут быть как естественные, природные, так и экономические, культурные, ментальные, религиозные рамки; имеет центр — капиталистический город или держава; имеет иерархическую структуру, т. е. существуют развитые, менее «разность потенциалов» между ними обеспечивает функционирование всей системы мира-экономики.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Три аспекта «глобальной истории» Ф. Броделя

1) историческая действительность "эшелонирована в глубину", она слоиста, ступенчата, имеет несколько уровней, или ярусов; 2) социальное время, которое воплощается (в зависимости от глубины залегания пластов этой действительности) в различных по своей продолжительности ритмах; 3) пространственный аспект - это внутренняя логика социального пространства, воплощающаяся в разнообразных формах исторической действительности, высшей среди которых является цивилизация.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Уровни исторической действительности

Микроистория, вписывающаяся в рамки коротких промежутков времени (le temps bref). Событие - это "взрыв", "звонкая новость". К микроистории должно применяться не время, измеряемое событиями, а время, измеряемое короткими хронологическими единицами. Масштаб этого времени соразмерен с ритмом повседневной жизни индивида. Более продолжительные циклы, характерные для ритма экономической жизни. Изучение кривых цен и заработной платы, демографической прогрессии, развития производства, анализ товарного обращения - все это потребовало значительно более крупных масштабов времени. Появился новый способ исторического повествования, "речитативом" которого стали экономическая конъюнктура, цикл или "интерцикл", исчисляемые временными единицами в 10,25, 50 лет. Технология, политические институты, многие явления духовной жизни, методы познания, цивилизации, обладают своим ритмом жизни и развития и относятся к истории "большой продолжительности" ("longue durée").

Изображение слайда
37

Слайд 37: Этапы развития капиталистической мир-экономики

-- в конце длинного XVI столетия (ок. 1640) Голландия, Англия и северная Франция образуют ядро, полупериферия состоит из Средиземноморской Европы (Испании, Португалии, Италии, Южной Франции), периферия из Восточной Европы и Латинской Америки; -- в период 1640-1760 происходит умеренный рост КМЭ: в полупериферию перемещается север США, Пруссия и Швеция, в периферию - Юг США и Карибский регион, большинство мира находится за пределами МКС, образуя ее внешнюю зону;

Изображение слайда
38

Слайд 38: Этапы развития капиталистической мир-экономики

-- в период с конца XVIII по начало XX столетия - “вторая эра великой экспансии капиталистической мир-экономики”, возникает устойчивая конфигурация ядра из США, Великобритании, Франции, Германии, полупериферии из государств Восточной и Южной Европы, Россия, Япония и некоторых развитых стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили, Уругвая), периферии из колониальных и полуколониальных государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Отличительные черты капиталистической мир-экономики:

1) непрерывное накопление капитала в качестве движущей силы КМЭ; 2) осевое разделение труда, создающее напряжение между центром и периферии системы, ибо неравный обмен внутри КМЭ принимает пространственные формы; 3) существование в структуре КМЭ полупериферийных зон; 4) значительная роль, наряду с наемным, различных форм ненаемного труда;

Изображение слайда
40

Слайд 40: Отличительные черты капиталистической мир-экономики:

5) соответствие границ КМЭ границам межгосударственной системы суверенных государств; 6) происхождение КМЭ не в XIX, а значительно ранее - в “долгом XVI столетии”; 7) возникновение КМЭ первоначально в одной части мира (северо-западной Европе) и позднее ее распространение на весь остальной мир через особый процесс “инкорпорации”; 8) обязательное существование в структуре КМЭ государств-гегемонов, чей период полного и неоспоримого господства является, однако, относительно кратким;

Изображение слайда
41

Слайд 41: Отличительные черты капиталистической мир-экономики:

9) вторичный характер государств, этнических групп и семейных единиц, которые постоянно создаются и пересоздаются; 10) фундаментальное значение расизма и сексизма в качестве организующих принципов функционирования системы КМЭ; 11) возникновение антисистемных движений, одновременно подрывающих и усиливающих КМЭ; 12) структурная модель циклических ритмов и вековых трендов, которые воплощают внутренние противоречия системы (и которые являются причиной системного кризиса КМЭ, переживаемого нами ныне)

Изображение слайда
42

Слайд 42: Причины кризиса современной мир-системы

1. Разрушение сельского уклада жизни (дерурализация). «Резервная армия труда», готовая работать за минимальную плату важнейший элемент поддержания нормы прибыли. 2. Экологический кризис. Экологические проблемы сокращают возможности накопления капитала. 3. Демократизация мира. Люди требуют того, чтобы минимально допустимый уровень этих благ постоянно повышался. Для стран полупериферии и периферии данные требования практически невыполнимы. 4. Государства утрачивают свою власть так как утрачивают легитимность, которую им придают народы. Упадок традиционных антисистемных движений. (успокаивали общественные опасные классы)

Изображение слайда
43

Слайд 43: РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит

Множественные элиты «возникают в том случае, если группа акторов (либо внутри старой элиты, либо пришедших с неэлитарных позиций) развивает возможность извлекать ресурсы из не элит таким образом, что другие элиты должны терпеть это для того, чтобы сохранить собственный доступ к ресурсам не элит». Элиты гораздо больше озабочены своей внутренней борьбой, а эксплуатируемым массам зачастую проще войти в тактический альянс с одной из конкурирующих элит и добиться улучшений своего положения в краткосрочной перспективе, чем ввязываться в длительный процесс воспитания «классового сознания». Превосходство «организованного меньшинства над неорганизованным большинством» объясняется структурными условиями. Возможность гегемонии определяется структурно, а закрепляется на уровне институтов, формирующихся в результате конфликта. Чаще такие возможности открываются в ситуациях, где состав игроков ограничен элитами, не обременённых участием производящих классов и потому более динамичных.

Изображение слайда
44

Слайд 44: РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит

«Структурные изменения можно прогнозировать и анализировать, только помещая агентов изменения в отношения с другими акторами, которые косвенно или неосознанно создают стратегический просвет собственными действиями внутри той же самой общей структурной обстановки» Поскольку на уровне производственных отношений элиты сталкиваются не только друг с другом, но и с сопротивлением производящих классов, возможности для перестройки социальной структуры чаще открываются в ходе конфликта элит, а не классов. Именно с элит поэтому начинаются «цепочки благоприятных возможностей» (chains of opportunities): рационально преследуя свои краткосрочные интересы, элиты создают «стратегический просвет» в социальной структуре, запуская тем самым последовательность непредвиденных долгосрочных эффектов, приводящих к социальному изменению. Переход начинается на национальном уровне межэлитного конфликта, а не на локальном, где извлекается прибавочный продукт.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Benno Teschke «Myth of 1648», 2003

Изображение слайда
46

Слайд 46: Benno Teschke «Myth of 1648», 2003

Классы и их взаимоотношения определяют формы и владению собственностью и, соответствующим образом, природу политических единиц, к которым они принадлежат. Балансы сил во временной перспективе находят свое выражение в институтах, которые задают правила воспроизводства системы. Политические институты определяют правила и нормы, они обладают силой и санкцией для этого воспроизводства. Стратегии воспроизводства определяют внутренние и международные отношения, выступая таким образом, как обоснование различных практик, способов действия в геополитических порядках.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Benno Teschke «Myth of 1648», 2003

Во времена же кризисов, институционально ограниченный конфликты, могут выходить наружу; классы могут менять стратегии действия и саму схему воспроизводства общества. Но и международные отношения влияют на внутренний порядок. Впрочем, влияние это не представляет обособленную реифицированную сферу международного, как то делают реалисты. Международные отношения ограничивали или усиливали государство, меняли направления их развития.  Социальные революции меняли природу международных отношений.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Мануэль Кастельс (1942 г.р.)

Изображение слайда
49

Слайд 49: Исторические эпохи Кастельса

Аграрная - количественны рос трудовых усилий и добычи ресурсов. Индустриальная - введение новых энергетических источников. Информационная - технологии генерирования знания и обработка информации.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Информационная эпоха

Базисной структурной моделью социального взаимодействия в современном капиталзме становится сетевой проект. Централизованная система принятия решений Метрополии к Периферии уступает место сетям, базирующимся на принципах децентрализации и совместно координации самопрограммируемых и самонаправляемых субъектов. Сетевая организация набирает силу, прежде всего, в транснациональны корпорациях. К этим же организационным принципам вынуждено прибегать и государство.

Изображение слайда
51

Слайд 51: МОДЕРНИЗАЦИЯ

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО АГРАНОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА СОСЛОВНОСТЬ ГРАЖДАНСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕЛИГИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Изображение слайда
52

Слайд 52: МОДЕРНИЗАЦИЯ

Пер. пол. XX в. Втор. пол. XX в. Однолинейная история Многолинейная история Позитивная Неоднозначные последствия Неизбежная Возможно сосуществование Опирается на массы На элиту Внутренние механизмы Внешние факторы

Изображение слайда
53

Слайд 53: ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

Изображение слайда
54

Слайд 54: ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ

1) патримониализм — время (вплоть до XV в. на большей территории Европы), когда главную роль в ведении войны играли такие основанные на обычае силы, как племена, феодальные сборы, городские ополчения и подобные. Когда монархи добывали необходимый капитал как дань или ренту с тех земель и населения, которые находились под их непосредственным контролем;

Изображение слайда
55

Слайд 55: ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ

2) брокераж — эпоха (приблизительно 1400–1700 гг. в основных районах Европы), когда военной деятельностью занимались главным образом наемники, набранные контракторами, а правители сильно зависели от формально независимых капиталистов, у которых они брали в долг, которые управляли приносившими доходы предприятиями, а также устанавливали и собирали налоги;

Изображение слайда
56

Слайд 56: ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ

3) формирование современных армий национальных государств — период (на большей части Европы особенно в 1700–1850 гг.или около того), когда государства создают массовые армии и флоты, набирая главным образом собственное национальное население, а суверенные правители включают вооруженные силы непосредственно в государственные административные структуры и переходят к прямому управлению фискальным аппаратом, решительно ограничивая деятельность независимых контракторов;

Изображение слайда
57

Слайд 57: ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ

4) специализация — эпоха (примерно с середины XIX в. до на- стоящего времени), когда военные силы становятся мощной специализированной властью, фискальная деятельность организационно все больше отделяется от военной, усиливается «разделение труда» между армией и полицией, представительные институты все больше влияют на определение расходов на военные цели, а государства все больше занимаются распределительной, регулирующей, определяющей компенсации и судебной деятельностью.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Дипак Лал Непреднамеренные последствия

Изображение слайда
59

Слайд 59: Материалистические основания возвышения Запада по Д. Лалу

В период господства Рима выделялись географические обстоятельства: различия в обеспеченности факторами производства территорий вокруг Средиземного моря сделали торговлю двигателем интенсивного роста смитовского типа. Нехватка рабочей силы в средние века породила специфику европейского феодализма: неизвестное на Востоке взаимное признание квазиюридических прав и обязательств. Перемены в сельском хозяйстве и начало промышленной революции ликвидировали эту нехватку, что привело к исчезновению крепостничества. Промышленная революция превратила традиционные органические аграрные экономики в промышленные, основанные на минеральном сырье, что сделало интенсивный рост прометеевского типа нормой для Запада.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Институциональные основы возвышения Запада по Д. Лалу

1. Важность городов-государств в создании благоприятного климата для купцов и коммерции. 2. Развитие коммерческого договорного права, позволявшего заменить сделки, основанные на доверительных связях, на сделки между независимыми сторонами. 3. Признание государством прав частной собственности. При этом в отличие от Востока укрепление абсолютизма сопровождалось не снижением экономической гарантированности собственности, а, напротив, ее укреплением, движением в сторону всеобщих прав на частную собственность. 4. Постепенная трансформация «греческого духа любознательности» в повседневную практику науки. Исключительная техническая креативность Запада видится ему как порождение его уникальной особенности — индивидуализма.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Почему индивидуализм возник только на Западе?

Первая папская революция папы Григория I (Григорием Великим) в VI в. Папские запреты VI в. увеличивали число бездетных, снижали количество наследников (в том числе наследников мужского пола), сужали семьи, мешали им сохранить собственность и способствовали отчуждению ее в пользу церкви. «Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством» Церковь поощряла браки по любви, так как они повышали вероятность завещания ей нажитого имущества. В самостоятельном выборе партнера по браку исток западного индивидуализма.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Почему индивидуализм возник только на Западе?

Вторая папская революция Григория VII в 1075 г. Он издал буллу, в которой, следуя концепции, идущей еще от «Града божия» св. Августина, вознес церковную власть над светской. Церковь была поставлена выше государства. Поддерживала она свою власть через угрозу отлучения. «Для компенсации своей слабости в этом мире она использовала власть над загробным миром» (Там же: 107). В результате имущество церкви стало неприкасаемым, а глубокая вовлеченность ее в мирские дела потребовала создания всех правовых и институциональных атрибутов, которые до сих пор служат рыночной экономике. Церковь-государство, преследуя свои выгоды, строилась как правовое государство. Постепенно ее установления заимствовали и светские государства.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Таблица по А.П. Заостровцев. Дипак Лал: модернизация без вестернизации. СПб, 2012. С. 20

Изображение слайда
64

Слайд 64: McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World. 2010

Изображение слайда
65

Слайд 65: McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World. 2010

Причиной «возвышения Запада» оказался «широко распространенный и значительный сдвиг в общественном мнении в отношении жизни и деятельности буржуазии». «Буржуазная переоценка»: «Двойное этическое изменение, придающее достоинство и свободу обычной буржуазной жизни, привело к господству смысла и восприимчивости, благодаря которым мы до сих пор извлекаем выгоду». « C овременный мир не есть продукт новых рынков и постоянных инноваций, но результат изменившегося отношения к ним». Когда быть «буржуазным» в глазах общества стало не стыдно, а, напротив, достойно и почетно, был дан старт промышленной революции и современному экономическому росту.

Изображение слайда
66

Слайд 66: McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern World. 2010

В основе величайшего поворота в истории человечества лежит риторика, провозглашавшая достоинство и свободу и ставшая в таком качестве обыденным явлением («повседневным разговором»). Достоинство можно рассматривать как социологический фактор, а свободу — как экономический. «Достоинство имеет отношение к мнениям, которые другие имеют о лавочнике. Свобода относится к законам, которые его ограничивают». Законы можно изменить без изменений в общественном мнении, и вместе с тем общественное мнение может меняться без изменения законов. Примером первого служит «сухой закон» в США, примером второго — мысль о независимости, обретавшая популярность среди колонистов Северной Америки. Пальма первенства принадлежит достоинству. «Свободы самой по себе недостаточно». Если не будет «уважающей бизнес цивилизации», то свобода не поможет.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Таблица по Заостровцев А.П. Дейдра Макклоски: неэкономический взгляд экономиста на историю СПб., 2014. С.17

Изображение слайда
68

Слайд 68

Модерн закончился, потому что: Завершилась эпоха «больших нарративов». Индустриальное общество сменилось постиндустриальным. Развился эклектизм в культуре, произошло стирание границы между высоким и низким в искусстве. Разум утратил наше доверие, мы живем в эмоционально-ориентированном обществе (например, в «обществе впечатлений»). Наступило «общество знания». Мир стал глобальным, значение государств в нем неумолимо сокращается, их функции переходят на наднациональный и локальный уровень. Основные теории постмодерна

Изображение слайда
69

Слайд 69

Модерн «всегда состоял из многих различных проектов, которые никогда не способны к полной интеграции и не являются гомогенными, часто, напротив, находятся в конфликте между собой». «я не назвал бы ничего такого, что переживаем сейчас и что бы полностью, тотально отличалось от того, что происходило тогда на рубеже [ XIX-XX ] веков. <…> Я не верю в то, что есть какая-то такая совершенно новая и при этом единая вещь, как состояние постмодерна. Это всего лишь еще одна версия той исторической амнезии, которая типична для американской культуры,—это тирания нового». Стюарт Холл. Постмодерн и артикуляция Стюарт Холл о постмодернизме

Изображение слайда
70

Слайд 70

70 Традиционное общество : технологическая цивилизация и культура неизменны на протяжении многих поколений. Индустриальное общество : технологический уклад и образ жизни является устойчивым на протяжении хотя бы одного поколения. Постиндустриальное общество : ни одно поколение не проживает жизнь без фундаментальных цивилизационных трансформаций, вызванных технологическими революциями. Модерн и динамика технологических изменений

Изображение слайда
71

Слайд 71

71 Теория «конца истории» и «конца философии»: Гегель, Маркс, Александр Кожев, Френсис Фукуяма. Кристаллизация культуры - «такое состояние некоторой области культуры, которое наступает после того, как все заложенные в ней возможности получили развитие в своем фундаментальном составе». «При этом кристаллизованная система по-прежнему может предъявлять образ значительной подвижности и суетности... Возможны нововведения, возможны неожиданности, возможна удивительная продуктивность, но только в уже размеченном поле и на основе уже обжитых предпосылок, каковые уже нельзя покинуть». Arnold Gehlen. Über kulturelle Kristallisation. Конец модерна как кристаллизация культуры

Изображение слайда
72

Слайд 72: ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919-2011)

Доиндустриальное (добывающее) -«взаимодействие человека с природой». Индустриальное (производящее) -«взаимодействие человека с преобразованной природой», или машиной. Постиндустриальное (обрабатывающее) - «взаимодействие человек с человеком», или «игры между людьми».

Изображение слайда
73

Слайд 73: ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919-2011)

Базисные черты постиндустриального общества: преобладание «белых воротничков», превалирование сектора услуг, возрастание роли высокообразованных профессионалов, ценность образования и информации, первенство теории на эмпиризмом, кодификация информации в абстрактны системах символов

Изображение слайда
74

Слайд 74: ЭЛВИН ТОФФЛЕР (1928 г.р.)

Изображение слайда
75

Слайд 75: Общество потребления

1. После Второй мировой войны окончательно оформляется массовое производство товаров широкого потребления. 2. Кейнсианская политика и построению в западных обществах модели социального государства.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Общество потребления

Средний класс был основным бенефициаром социального государства, и именно он сформировал современную мощную потребительскую культуру. Для того, чтобы он мог реализовать свой потребительский запрос, необходима была и соответствующая индустрия производства товаров потребительского назначения.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Общество потребления

Концепция вещи изменилась: вещи мы меняем, а не чиним. Символическая составляющая потребительских товаров, делается более значительной с точки зрения влияния на мотивацию потребления

Изображение слайда
78

Слайд 78: Общество переживаний

Люди ориентированы не на достижение отложенных целей, а на максимальную интенсивность своей текущей жизни. «Проживи свою жизнь» - таково новое кредо. Интенсивность этого проживания связана, прежде всего, с эмоциональным внутренним состоянием, то, что можно назвать словом «переживание», «впечатление».

Изображение слайда
79

Слайд 79: Теория компенсации

Иррациональность так же органична для модерна, как и рациональность, исторически восходящая к идеям Просвещения. Модерн и представляет собой пространство взаимодействия этих двух разнонаправленных представлений о мире, которые только в его рамках и можно рассматривать как нечто самостоятельное и определенное. Их соприсутствие и состязание, их взаимный баланс определяют всю структуру модерна, и «победа» одного из них равносильна концу современности.

Изображение слайда
80

Слайд 80: ФРАНСИС ФУКУЯМА (1952 г.р.)

Изображение слайда
81

Слайд 81: НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ (1822-1885)

Изображение слайда
82

Слайд 82: ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (1880-1936)

Изображение слайда
83

Слайд 83: АРНОЛЬД ТОЙНБИ (1889-1975)

Изображение слайда
84

Слайд 84: ЛЕВ ГУМИЛЕВ (1912 – 1992)

Изображение слайда
85

Слайд 85: СЫМЮЭЛ ХАНТИНГТОН (1927-2008)

Изображение слайда
86

Слайд 86: Ориентализм

Западная наука о Восточном мире неразрывно связана с империалистическими интересами. Это делает востоковедение политическим инструментом колонизации.

Изображение слайда
87

Последний слайд презентации: ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: Джек Гуди Похищение истории

«Моя цель состоит в том, чтобы показать, как Европа не просто пренебрегала историей остального мира или преуменьшала ее значение, что приводило к последовательному искажению собственно европейской истории, но и как в Европе разрабатывали исторические концепции и периодизацию, усиливавшие восприятие Азии в определенном ключе, что, несомненно, повлияло и на понимание ее прошлого, и на представление о ее будущем»

Изображение слайда