Презентация на тему: ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН
ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
ШКОЛА «АННАЛОВ» Люсьен Февр (1878-1956) Марк Блок(1886-1944)
ШКОЛА «АННАЛОВ». Цели:
ШКОЛА «АННАЛОВ». Идеи:
ШКОЛА «АННАЛОВ». Идеи:
ШКОЛА «АННАЛОВ». Идеи:
«Короли-чудотворцы» М. Блока. 1924 г.
«Проблема неверия в XVI в.» Л. Февра. 1942 г.
Романов Борис Александрович (1889-1957)
ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Жак Ле Гофф (1924-2014)
Жак Ле Гофф (1924-2014)
Жорж Дюби (1919-1996)
Жорж Дюби (1919-1996)
ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Роже Шартье (1945 г.р.)
Роже Шартье (1945 г.р.)
МИКРОИСТОРИЯ
МИКРОИСТОРИЯ
МИКРОИСТОРИЯ
МИКРОИСТОРИЯ
МИКРОИСТОРИЯ
Эдоардо Гренди. Проблема репрезентативности объекта микроистории.
Эдоардо Гренди. Проблема репрезентативности объекта микроистории
Джованни Леви
Типология исторических биографий Джованни Леви
Типология исторических биографий Джованни Леви
Типология исторических биографий Джованни Леви
ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Прецедент Макнотена и теория множественной реальности Джеймса
Альфред Шюц (1899-1959)
неомарксизм Франкфуртской школы 1930–1940-х гг.
Герберт Маркузе (1898-1979)
Норберт Элиас (1897-1990)
Питер Бергер, Томас Лукман
Пушкарева Наталья
ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ
Сергей Ушакин «Поле пола»
Фрейд Зигмунд
Фрейд Зигмунд
Толкот Парсонс
Символический фундаментализм
Тереза де Лоретис
ФЕМИНИЗМ (ПАТРИАРХАТ)
ФЕМИНИЗМ (ПАТРИАРХАТ)
МАРКСИЗМ
ПСИХОАНАЛИЗ
Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа»
ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Составной элемент социальных отношений, основанных на воспринимаемых различиях между полами
ГЕНДЕР
Первичное средство означивания отношений власти
История понятий
История понятий
История понятий
История понятий
История понятий
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФАКТ. втор. пол. XX в.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФАКТ. втор. пол. XX в.
История понятий
История понятий
История понятий
1/67
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4917 Кб)
1

Первый слайд презентации: ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Изображение слайда
2

Слайд 2: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН

1. Демократизация 2. Деколонизация

Изображение слайда
3

Слайд 3: ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

Карл Маркс (1818 – 1883). Бытие определяет сознание. Классовое сознание.

Изображение слайда
4

Слайд 4: ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) Коллективное сознание.

Изображение слайда
5

Слайд 5: ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) Первобытное мышление.

Изображение слайда
6

Слайд 6: ШКОЛА «АННАЛОВ» Люсьен Февр (1878-1956) Марк Блок(1886-1944)

Изображение слайда
7

Слайд 7: ШКОЛА «АННАЛОВ». Цели:

Заново открыть оригинальность каждой системы мышления во всей ее сложности и противоречивости Попытка исследовать отношения между идеями (или идеологиями) и социальной реальностью, используя иные категории, нежели “влияние” или “детерминизм”.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ШКОЛА «АННАЛОВ». Идеи:

Во-первых, категории мышления не являются универсальными и поэтому не могут быть сведены к категориям, используемым ХХ столетием; Во-вторых, формы мышления зависят прежде всего от материальных инструментов ( техники ) или концептуальных средств ( науки ), которые и делают эти формы возможными. В-третьих, не существует непрерывного и обязательного прогресса (определяемого как переход от простого к более сложному) в цепи различных видов ментального инструментария.

Изображение слайда
9

Слайд 9: ШКОЛА «АННАЛОВ». Идеи:

1. История — наука о  людях во времени, об изменении человеческого, фиксируемом с помощью любых доступных нам данных, а не только письменных источников; необходимы новые методы исследования и повторный анализ уже известных источников; 2. Цель исторической науки — понимание происходящих с человеком во времени процессов, умение взглянуть на прошлое глазами самого прошлого, понять не только поверхностные политические факты, но всё многообразие реалий минувшего;

Изображение слайда
10

Слайд 10: ШКОЛА «АННАЛОВ». Идеи:

3. История должна захватывать и вовлекать в своё объяснение все новые сферы реальности, сотрудничать со всеми другими науками и способами объяснения; необходимо составить подробную, но при этом максимально полную, тотальную картину прошлого, невозможно расчленять прошлое по секторам; 4. Историк должен подойти к прошлому как к проблеме — с удивлением  — находить всё новые и новые вопросы к прошлому, и не останавливаться на устоявшихся версиях, которые могут оказаться ошибочны или неполны.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Короли-чудотворцы» М. Блока. 1924 г

О вере в целительную силу королевского прикосновения Символические (религиозные) основы средневековой монархии

Изображение слайда
12

Слайд 12: Проблема неверия в XVI в.» Л. Февра. 1942 г

Мог ли Ф. Рабле быт атеистом? «Слова, которых не было» - рационализм, деизм, индивид, абстрактное и т.д. Рабле атеист - это анахронизм.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Романов Борис Александрович (1889-1957)

Изображение слайда
14

Слайд 14: ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

Жак Ле Гофф (1924-2014). “Ментальность любого исторического индивида, сколь бы значимым он ни был, представляет собой то общее, что этот индивид разделяет с другими людьми своего времени”.

Изображение слайда
15

Слайд 15: ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

“История ментальностей существует на уровне повседневного автоматизма поведения. Ее объектом является то, что ускользает от исторических индивидов, поскольку открывает безличное содержание их мышления”.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Жак Ле Гофф (1924-2014)

Ментальность есть связующее звено между развитием материальной цивилизации и социальной жизни, с одной стороны, и поведением индивидов – с другой. «Новая историческая наука исходит из существования двух реальностей : реальности «как таковой» и представлений, которые создала эта реальность о себе у людей прошлого» Символика начиналась на уровне слов. Назвать вещь – уже значило ее объяснить.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Жак Ле Гофф (1924-2014)

«Средневековья трудно разграничить абстрактное и конкретное », и «наслоение конкретного на абстрактное составляло основу ментальностей и чувствований средневековых людей» Вся духовная жизнь людей Средневековья концентрировалось вокруг противостояния добра и зла, добродетелей и пороков, души и тела. Особое значение придается изучению инерционных сил истории, традиций, привычек сознания. В сознании средневекового человека одновременно могут сосуществовать две разные ментальности. Одна, разрушаясь изнутри, уступает место другой.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Жорж Дюби (1919-1996)

Ментальность – совокупность полубессознательных проявлений - система образов и представлений, различная у разных социальных групп и страт, которой они руководствуются в своем поведении и в которой выражено их представление о мире в целом и об их собственном месте в этом мире. «Задача истории ментальностей – выявить вербальные констелляции, отражающие главные сочленения коллективного сознания »

Изображение слайда
19

Слайд 19: Жорж Дюби (1919-1996)

История ментальностей уже не может удовлетвориться упрощенным понятиям «коллективного сознания», она может быть и социальной, и биографичной. При этом она будет выявлять не только мысли, чувства и реакции простого человека, но и изучать среду. Именно среда является излюбленным доменом историка ментальностей. Изучение интеллектуальных механизмов, чувства, модели поведения, будет совершать переходы от индивида к социуму и обратно.

Изображение слайда
20

Слайд 20: ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ

Роже Шартье (1945 г.р.) Во-первых, перестать противопоставлять объективность общественных структур субъективным представлениям. Представление – это образ, а признание образа равносильно признанию обозначаемого. Представления не имеют жесткой социальной обусловленности.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Роже Шартье (1945 г.р.)

Во-вторых, для освобождения культуры от социума необходимо культурные различия рассматривать непосредственно в процессе их воспроизводства : в конкретных формах текстов и культурных практиках. Концепция «присвоения» - должны исследовать не культурные комплексы, но пути, психологические и мыслительные, посредством которых эти культурные комплексы присваиваются (переосмысляются) человеком.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Роже Шартье (1945 г.р.)

В-третьих, попытаться понять, как изменения в формах осуществления власти влияли на строй личности и сказывались на правилах, управляющих производством художественной продукции и организующих культурные практики. Главным объектом истории женщин становится изучение “способ артикуляции различных возможностей женского влияния” Для каждой исторической конфигурации идентифицировать те механизмы, которые формулируют и представляют как “естественное” (а значит - биологическое) это социальное (а значит - историческое) разделение ролей и функций”

Изображение слайда
23

Слайд 23: МИКРОИСТОРИЯ

Изображение слайда
24

Слайд 24: МИКРОИСТОРИЯ

Во-первых, сосредоточило внимание на поведенческих типах, посредством которых конституируются и меняют форму идентичности коллективов. Множественные и гибкие социальные идентичности, которые возникают и разрушаются в процессе функционирования сети тесных связей и взаимоотношений (например, конкуренции или солидарности).

Изображение слайда
25

Слайд 25: МИКРОИСТОРИЯ

Во-вторых, было пересмотрено понятие социальной стратегии. Подход к социальному через взаимоотношения индивидов. Социальное не в качестве объекта, обладающего некими свойствами, а как комплекс подвижных взаимосвязей между конфигурациями, находящимися в постоянной адаптации. Понятия «неуверенность» и «ограниченная рациональность».

Изображение слайда
26

Слайд 26: МИКРОИСТОРИЯ

В-третьих, изменилось понятие контекста. Отказ от глобального контекста в пользу реконструкции множества контекстов. С одной стороны, контекст оценивали как место, где с виду «странный» элемент нормализуется и обретает скрытый смысл и когерентность системе. А с другой стороны, «конструировался» контекст, в котором внешне аномальное или невнятное действие могло быть осмыслено только тогда, когда выявлены несоответствия социальной системы, казавшейся унитарной.

Изображение слайда
27

Слайд 27: МИКРОИСТОРИЯ

В-четвертых, было пересмотрено понятие масштаба исследования. Изменение фокусного расстояния означало не только изменение размеров, но и формы и содержания объекта исследования.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Эдоардо Гренди. Проблема репрезентативности объекта микроистории

Микроэлемент повседневности прошлого – «исключительное нормальное» («исключительная норма») Два значения: Во-первых, это свидетельства, которые лишь кажутся исключительными (поскольку то, что кажется очевидным нарушением социальных норм в наше время, не обязательно воспринималось таковым в прошлом). Во-вторых – особая роль в историческом исследовании источников, чье содержание нехарактерно для рассматриваемого периода: «когда источники систематически замалчивают и / или искажают социальную реальность жизни низших классов, необычный (т. е. редкий статистический) документ может быть гораздо выразительнее, чем тысяча стереотипных источников».

Изображение слайда
29

Слайд 29: Эдоардо Гренди. Проблема репрезентативности объекта микроистории

Ценность «исключительно нормальных» в том, что, «историк всегда работает не с непосредственными свидетельствами. При таком положении вещей может получиться так, что экстраординарный документ (или необычный источник) приведет к экстраординарному,,нормальному явлению”, которое именно потому столь выразительно». Запечатленный в «исключительно нормальном» момент столкновения массовых стереотипных представлений с индивидуальной волей и желанием, а также самого исторического индивидуума, идущего на подобное столкновение, поступающего нестандартно, происходит слом и смена общественных норм, и то, что еще недавно было «исключительным», постепенно становится для общества «нормальным».

Изображение слайда
30

Слайд 30: Джованни Леви

Идея о необходимости «сменить меру»: в рамках микроистории речь может идти как об общих феноменах, так и об индивидуальных деталях, главное — подробное, «микроскопическое» исследование человеческого поведения. Социальные акторы действуют сразу в нескольких контекстах как на микро-, так и на макро- уровне.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Типология исторических биографий Джованни Леви

Первый тип назван «модальная биография»: на основании многочисленных биографических исследований типичных представителей различных социальных групп выявляются наиболее распространенные формы поведения, оценки событий. Второй тип назван «контекстуальная биография». В нем основное значение имеют атмосфера и исторические события конкретной общественной эпохи, в которой реализует себя личность. Жизнь человека является своеобразной иллюстрацией культурно-исторического контекста.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Типология исторических биографий Джованни Леви

Третий тип характеризует жизнь личности на грани нормы и даже нарушения распространенных форм поведения. Биографический метод выявляет скрытые причины девиантного поведения, выявляет судьбы людей преступивших закон или расположенных к правонарушениям. Описание истории жизни позволяет найти исходную точку, «момент судьбы», который изменил обычное течение жизни. «Пограничные ситуации» в биографиях дают материал для понимания скрытых причин отклоняющегося от нормы поведения.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Типология исторических биографий Джованни Леви

Четвертый тип биографического жанра назван «герменевтическим», ориентирующим исследователя на понимание жизни личности, особенностей черт характера, мотивов поведения, намерений и замыслов, степени их реализации. На первый план выдвигается духовный мир личности, отношение к другим людям, подчеркивается роль диалога, коммуникаций между людьми и культурами. Особое внимание уделяется свободе выбора, самостоятельности принятия решений, выявлению индивидуальных стратегий и практик, которые являются внутренней причиной, происходящих в обществе перемен.

Изображение слайда
34

Слайд 34: ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Изображение слайда
35

Слайд 35: Прецедент Макнотена и теория множественной реальности Джеймса

Изображение слайда
36

Слайд 36: Альфред Шюц (1899-1959)

От мира ценностей к миру повседневности. Повседневность - совпадение реальности и существующего. Социальная реальность: совокупность предметов и событий общественного культурного мира, так как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное существование между себе подобными, связанные с ними множеством отношений взаимодействия.

Изображение слайда
37

Слайд 37: неомарксизм Франкфуртской школы 1930–1940-х гг

Акцент на роли общественной практики, гуманизм, стремление понять истоки появления тоталитарных форм организации общества. Указали на организующую роль идеологий в структуре общественной жизни.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Герберт Маркузе (1898-1979)

Западная культура с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности, удобства бытия, безопасности существования рождает опасную терпимость всех членов общества, «толстокожесть», «одномерность» и проинтегрированность во все общественные отношения. Механизмы манипулирования сознанием на уровне повседневных практик.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Норберт Элиас (1897-1990)

Существует ли «повседневность» сама по себе ? «Структура повседневности не обладает характером более или менее автономной структуры, но является составной частью структуры определенного социального слоя». Поскольку один слой нельзя рассматривать изолированно, повседневность является также частью властных структур всего общества. «Цивилизирование» - контроля со стороны общества, перешедшего в самоконтроль и самодисциплину.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Питер Бергер, Томас Лукман

Двойственная природа повседневности: «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира»

Изображение слайда
41

Слайд 41: Пушкарева Наталья

Событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира Обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле Эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей

Изображение слайда
42

Слайд 42: ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ

Что значило быть мужчиной или женщиной в разные времена? Как и почему происходит воспроизводство социального порядка, основанного на социально-половом неравенстве? Как проявления этого неравенства изменяются в разные эпохи, от одной культуры к другой? Возможно ли преодоление такой социальной асимметрии?

Изображение слайда
43

Слайд 43: Сергей Ушакин «Поле пола»

Биологический фундаментализм З. Фрейда. Структурный, или ролевой, фундаментализм Талкота Парсонса и американского антрополога Маргарет Мид. Символический фундаментализм Мишеля Фуко и Жака Лакана С. 36-46.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Фрейд Зигмунд

Впервые заявил о том, что пол человека не есть нечто однозначное, недвусмысленное и данное от рождения. Пол человека есть производное от его анатомического строения. Однако осознание этой взаимосвязи есть результат социальной практики индивида, есть результат его способности выбрать соответствующую его анатомии модель для подражания.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Фрейд Зигмунд

концепция бисексуальности (роли матери и отца предопределяют двойственность развития) концепция эдипова комплекса (постоянное блуждание между двумя полюсами возможных идентификаций) концепция комплекса кастрации (пан-фаллизм, «женственность» возможна в результате признания девочкой факта её исходной кастрации, «мужественность» есть феномен, базирующийся на страхе возможной кастрации)

Изображение слайда
46

Слайд 46: Толкот Парсонс

Пол увязывается не столько с половыми практиками, сколько с доступными половыми ролями. Обретение пола - процесс обучения традиционно сложившимся образцам поведения, каждое из которых трактуется либо как мужское, либо как женское. Пол есть отражение сложившегося разделения труда в обществе, а следовательно, и имеющихся материальных, моральных, политических и т.п. ресурсов

Изображение слайда
47

Слайд 47: Символический фундаментализм

множественная идентичность + дискурсивные практики Чтобы занять определённое/определяемое место в рамках сообщества, – каждый индивид вынужден полагаться на принятый в данном обществе ассортимент средств самовыражения. Способность сочетать многочисленные, отличные друг от друга и реально используемые системы символов (дискурсивных практик) позволяет индивиду одновременно занимать различные статусные позиции.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Тереза де Лоретис

Пол может использоваться для отображения отношений принадлежности к той или иной экономической, политической, культурной, религиозной, профессиональной и т.д. группам

Изображение слайда
49

Слайд 49: ФЕМИНИЗМ (ПАТРИАРХАТ)

Мужская "потребность" доминировать над женщиной. Мужское доминирование как результат мужского желания трансцедировать свое отчуждение от способа воспроизводства вида. «Сексуальность для феминизма является тем же, что и труд для марксизма - тем, что более всего принадлежит тебе и более всего забирается у тебя» «Сексуальная объектификация - первичный процесс подчинения женщин».

Изображение слайда
50

Слайд 50: ФЕМИНИЗМ (ПАТРИАРХАТ)

Неравенство, источник которого сексуальность, считается встроенным во "всю систему социальных отношений". Любое физическое различие приобретает универсальный и неизменный аспект, даже если теоретики патриархата принимают во внимание существование изменяющихся форм и систем гендерного неравенства. История становится, в некотором смысле, эпифеноменальной, дающей бесконечные вариации неизменной темы фиксированного тендерного неравенства.

Изображение слайда
51

Слайд 51: МАРКСИЗМ

Требование существования "материального" объяснения. Семьи, домовладения и сексуальность являются продуктами способов производства. Гендер не имеет своего собственного независимого аналитического статуса. Экономическая каузальность первична, а патриархат всегда развивается и изменяется как функция производственных отношений. Марксизм может быть расширен для включения в него дискуссий об идеологии, культуре, психологии, и что это расширение произойдет посредством какого-то конкретного рассмот­рения свидетельств.

Изображение слайда
52

Слайд 52: ПСИХОАНАЛИЗ

В центре внимания процесс, в результате которого создается идентичность субъекта и ранние этапы детского развития.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа»

П редмет истории женщин (исторической феминологии ) – это история изменений женского социального статуса и функциональных ролей, это история глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Изображение слайда
55

Слайд 55: Составной элемент социальных отношений, основанных на воспринимаемых различиях между полами

Во-первых, культурно доступные символы, которые задействуют многочисленные (и часто противоречивые) репрезентации. Во-вторых, нормативные концепции, которые дают интерпретации значений символов, пытаются ограничить и удержать их метафорические возможности. Эти концепции выражаются в религиозных, образовательных, научных, правовых, публичных доктринах и обычно принимают форму фиксированной бинарной оппозиции. В-третьих, социальные институты и организации. Широкий взгляд, который включает не только родство, но и рынок труда, образование и государственное устройство. В-четвертых, субъективная идентичность. Изучить способы, которыми конструируется тендерная идентичность, и отнести свои находки к ряду сфер деятельности, социальных организаций и исторически специфичных культурных репрезентаций (биографии). Вопрос исторического исследования состоит в том, каковыми являются отношения между четырьмя аспектами.

Изображение слайда
56

Слайд 56: ГЕНДЕР

Нам нужен отказ от качества фиксированности и постоянства бинарной оппозиции, подлинная историзация и деконструкция в понятиях половых отличий. Мы должны непрерывно находить средства (как бы несовершенны они не были) подвергать наши категории критике, наш анализ - самокритике. История феминистской мысли - это история отказа от иерархической конструкции взаимоотношений между мужским и женским в ее специфичных контекстах, попытка обратить или сместить ее действия.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Первичное средство означивания отношений власти

Гендер есть первичное поле, внутри которого или посредством которого артикулируется власть. Рекуррентное средство, позволяющее обозначить власть на Западе (включая ислам). 1. Гендер становится включенным в концепцию и конструкцию самой власти в такой степени, в которой эти указатели устанавливают распределение власти (дифференциальный контроль над материальными и символическими ресурсами или доступ к ним). 2. Оправдание или критики правления монархов. 3. Выражения отношений между правителем и подданными. 4. О рганизации равенства или неравенства. 5. Отношения власти между нациями и статус колониальных субъектов. 6. Легитимизация войны - растрата жизней молодых людей.

Изображение слайда
58

Слайд 58: История понятий

«Во-первых, дает возможность обобщить многообразие теоретических позиций по нескольким диахроническим линиям, имея в виду общее, сетевое пользование понятиями и преобразование их».

Изображение слайда
59

Слайд 59: История понятий

«Во-вторых, важно осознавать, какой исторический опыт, какие идеологические позиции в нем отложились. А также пытаться понять прошлую эпоху с ее собственной точки зрения, в ее собственных «понятиях», а значит, в ее историческом движении».

Изображение слайда
60

Слайд 60: История понятий

В-третьих, понятия образуют первый, исходный и часто проскакиваемый слой теоретического текста. Имея в виду исходные понятия — артикуляции своего предмета, — автор затем строит предикативные высказывания, высказывает свою точку зрения. Понятия образуют его «горизонт» — но, говоря о них, связывая их по-своему, он «задним числом» видоизменяет значение этих самых понятий.

Изображение слайда
61

Слайд 61: История понятий

«В подавляющем большинстве случаев ввод понятия — не запланированное мероприятие, а удачное использование слова обычного языка... Понятия выдумываются, изобретаются, используются не по назначению — но, как любая изобретенная «техника», дают человеку новую точку зрения на возможности мира». 1. Реновация 2. Биткоин 3. Хайп 4. Токсичный 5. Баттл 6. Допинг 7. Криптовалюта 8. Фейк 9. Безвиз 10 Домогательство/харассмент

Изображение слайда
62

Слайд 62: История понятий

Райнхарт Козеллек Квентин Скиннер

Изображение слайда
63

Слайд 63: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФАКТ. втор. пол. XX в

Райнхарт Козеллек (1923-2006) Прошлое переписывается заново потому, что: во-первых, мы открываем для себя новые источники, которые бросают совершенно новый свет на уже известное нам прошлое. Во-вторых, мы задаём ему свои собственные вопросы, которые до этого ему не задавал никто. В-третьих, мы «прочитываем» ранее известные источники не так, как это делалось до нас, открывая в них для себя совершенно новый смысл.

Изображение слайда
64

Слайд 64: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФАКТ. втор. пол. XX в

В отличие от юриста, теолога или филолога историки используют тексты как свидетельства, чтобы выявить из них внетекстовую действительность. Тексты «сами по себе» ничего не означают. Их можно понять только в контексте той действительности, на которую они оказали влияние или которая на них оказала влияние.

Изображение слайда
65

Слайд 65: История понятий

Для Козеллека «исторические понятия» прошлого, во всей их многозначности и концентрированности, претендуют на целостное видение истории и тем самым образуют для исторических деятелей трансцендентальные «горизонты ожидания». В исторических понятиях мы имеем одновременно формы осмысления истории и собственно исторические феномены, История понятия дает возможность его интерпретации, в универсальных терминах ответа на вопрос, «что оно значит?»

Изображение слайда
66

Слайд 66: История понятий

"Понятие включает в себя множественность исторического опыта и сумму теоретических и практических отношений, образующие внутри него единое целое, которое в качестве такового. Эмпирическое понятие может стать данностью и объектом опыта лишь посредством этого понятия" Всякая историография движется по двум направлениям: либо она анализирует факты, которые уже нашли свое выражение раньше. («Откупщик») либо она реконструирует факты, которые раньше не были выражены с помощью языка, но лишь с помощью определенных методов и указателей, т. е. которые в каком-то смысле были "подготовлены". («Феодал»)

Изображение слайда
67

Последний слайд презентации: ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: История понятий

Понятия - значения терминов - являются предметом достаточно хаотичной идеологической борьбы. Никакого собственного значения у понятия быть не может, а объяснительную роль играют макроисторические движения, субъекты истории, такие как республиканизм, либерализм и другие.

Изображение слайда