Презентация на тему: Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,

Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Пл а н :
Деятельность – это:
1. Структура деятельности
1. Структура деятельности
1. Структура деятельности
1. Структура деятельности
1. Структура деятельности
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
9. Подготовьте слайдовую презентацию по теме:
« Дело догоняет мысль, беда, если перего-
1/15
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (749 Кб)
1

Первый слайд презентации

Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н., доцент, член-корреспондент Балтийской Педагогической академии

Изображение слайда
2

Слайд 2: Пл а н :

Структура деятельности; Освоение деятельности; Основные виды деятельности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Деятельность – это:

1. Структура деятельности Деятельность – это: динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа, а также реализация опосредова- нных субъектом своих отношений с окружающей реальностью. специфически человеческая регулируемая сознанием актив- ность, порождаемая потребностями и направленная на позна- ние и преобразование внешнего мира и самого себя. процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставлен- ных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребнос- тей и освоение общественного опыта. Отличительными черта- ми человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

Изображение слайда
4

Слайд 4: 1. Структура деятельности

Д Е Я Т Е Л Ь НО С Т Ь М О ТИ В Ц Е Л Ь В Н Е ШН И Е, П Р Е Д М Е Т НЫ Е В Н У Т РЕ Н Н И Е, У М С Т В Е Н НЫ Е Д Е Й С Т ВИ Е И Н Т ЕРИ О РИ З АЦ И Я Э К С Т Е РИ ОРИ З АЦ И Я О П Е Р А Ц И И 1 2 3 4 5 П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Ч Е К И Е Ф У Н К Ц И И

Изображение слайда
5

Слайд 5: 1. Структура деятельности

Д Е Я Т Е Л Ь НО СТ Ь М О Т И В Ц Е Л Ь ДЕЙС ТВИЕ В НЕ ШНИЕ, ПР Е Д МЕ Т НЫ Е В НУ Т РЕ ННИЕ, У МС Т В Е ННЫ Е ИН Т ЕРИ О РИ З АЦИЯ Э К С Т Е РИ ОРИ З АЦИЯ О П Е Р А Ц И И 1 2 3 4 5 П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Ч Е К И Е Ф У Н К Ц И И Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребно- стями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив деятельности – это то, что побуждает человека, ради че- го деятельность осуществляется. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, опре- деляющий ее направление, а также величину усилий, развива- емых субъектом при ее выполнении, он (вектор) организует всю систему психических процессов и состояний, формирующи- хся, развертывающихся в ходе деятельности. МОТИВЫ: функциональные органические материальные социальные д у х о в ные

Изображение слайда
6

Слайд 6: 1. Структура деятельности

Д Е Я Т Е Л Ь НО СТ Ь М О Т И В Ц Е Л Ь ДЕЙС ТВИЕ В НЕ ШНИЕ, ПР Е Д МЕ Т НЫ Е В НУ Т РЕ ННИЕ, У МС Т В Е ННЫ Е ИН Т ЕРИ О РИ З АЦИЯ Э К С Т Е РИ ОРИ З АЦИЯ О П Е Р А Ц И И 1 2 3 4 5 П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Ч Е К И Е Ф У Н К Ц И И Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми состав- ляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реа- льный физический предмет, либо знания, умения и навыки, ли- бо результат творчества, например произведение искусства, те- ория, мысль. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. До- стижение конечной цели равнозначно удовлетворению потреб- ности. К промежуточным относятся цели, намечаемые челове- ком в качестве условия достижения конечной цели. Цели могут быть близкими и далекими, личными и обществе- нными в зависимости от того, какую значимость им придает че- ловек, и какую роль в общественной жизни играет его деятель- ность.

Изображение слайда
7

Слайд 7: 1. Структура деятельности

Д Е Я Т Е Л Ь НО СТ Ь М О Т И В Ц Е Л Ь ДЕЙС ТВИЕ В НЕ ШНИЕ, ПР Е Д МЕ Т НЫ Е В НУ Т РЕ ННИЕ, У МС Т В Е ННЫ Е ИН Т ЕРИ О РИ З АЦИЯ Э К С Т Е РИ ОРИ З АЦИЯ О П Е Р А Ц И И 1 2 3 4 5 П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Ч Е К И Е Ф У Н К Ц И И Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение проме- жуточных целей, подчиненных общему мотиву. Действие – часть деятельности, имеющая вполне самостояте- льную, осознанную человеком цель. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или це- пи действий. Когда мы наблюдаем внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или от- дельное действие, или совокупность (цепь действий). Деятель- ность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Составные части действия: 1) принятие решения; 2) реализация; 3) контроль и коррекция. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 1. Структура деятельности

Д Е Я Т Е Л Ь НО СТ Ь М О Т И В Ц Е Л Ь ДЕЙС ТВИЕ В НЕ ШНИЕ, ПР Е Д МЕ Т НЫ Е В НУ Т РЕ ННИЕ, У МС Т В Е ННЫ Е ИН Т ЕРИ О РИ З АЦИЯ Э К С Т Е РИ ОРИ З АЦИЯ О П Е Р А Ц И И 1 2 3 4 5 П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Ч Е К И Е Ф У Н К Ц И И Операция (от лат. operatio – «действие») – исполнительная еди- ница деятельности человека, соотносимая с задачей и с пред- метными условиями ее реализации. Операции - способы осуществления действия. Операции, при помощи которых человек достигает своих це- лей, являются результатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рас- сматриваются прежде всего врожденные или рано сформиро- ванные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуаль- ные акты. Операции – это преобразованные действия; действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Н- р, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы яв- ляется для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ре- бенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия), и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его ин- дивидуальный стиль деятельности.

Изображение слайда
9

Слайд 9

1. Структура деятельности СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Д: S – O – Ц – М – Сп. – Ср. – Р где: Д – деятельность; S – субъект деятельности; О – объект деятельности; Ц – цель деятельности; М – мотив; Сп. – способ; Ср. – средство; Р – результат. Мотив – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личност- ным свойством, изнутри побуждающим к совершению конкретных действий. Мотивация же с одной стороны, представляет собой систему факторов, детерминирующих пове- дение (потребности), а, с другой стороны, это характеристика процесса, который стимулирует и по- ддерживает поведенческую активность на определенном уровне (мотив). Иными словами, моти- вация представляет собой сплав потребностей и мотивов. Способ выполнения деятельности зависит от ее вида и свойства личности. Результат деятельности – это ее итог. Понятие результата деятельности следует отличать от тер- мина «продукт». Продукт деятельности представляет собой более объективные и материализован- ные явления, чем результат. По продуктам деятельности можно изучать и личность, и деятельность Психологически результат более широкое понятие: продукт не может быть ошибочным, а резуль- тат может. Принцип единства деятельности и личности проявляется в трех группах психических явлений: Знание – это усвоение способа действия. Знания существуют и передаются в форме понятий, суждений, гипотез, теорий. Они могут быть теоретические и эмпирические. Умение – это усвоенный способ действия, соотносящийся с правилом-знанием. Навык – это действие, выполняемое правильно, без соотнесения с правилом-знанием, т.е. это автоматизированное действие

Изображение слайда
10

Слайд 10

2. Освоение деятельности При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (ре- альным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определен- ные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре дейс- твия определяется условиями изменяющейся ситуации, умениями и навыками субъекта деятельности. Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сфо- рмировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокра- щением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. НА В Ы К И СЛОЖНЫЕ дв и г а т е л ь ные интеллектуальные ПРОСТ Ы Е перцептивные

Изображение слайда
11

Слайд 11

2. Освоение деятельности Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематиче- ских повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других при- чин объективного и субъективного характера. Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нару- шается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения вни- мания, усиления сознательного контроля. Аналитический. Вычленение отдельных элеме- нтов действия и овладение ими. Синтетический. Объединение элементов в целостное действие. Автоматизация. Упражнение с целью придания де- йствию плавности, скорости.

Изображение слайда
12

Слайд 12

2. Освоение деятельности Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью де- йствий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осущес- твляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гиб- кость выполнения действия. Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структу- ру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат. Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает уме- ния от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие операти- вного принятия различных решений. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упра- жнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Изображение слайда
13

Слайд 13

3. Основные виды деятельности Возникновение и развитие различных видов деятельности человека – это сложный и длительный процесс. Выде- ляют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. Общение – вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, потом следуют игра, учение и труд. Все виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включе- нии и активном участии в них человека происходит интеллектуальное и личностное развитие. Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и ус- воение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворя- ющего материальные или духовные потребности людей.

Изображение слайда
14

Слайд 14: 9. Подготовьте слайдовую презентацию по теме:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 9. Подготовьте слайдовую презентацию по теме: Теория деятельности А.Н. Леонтьева (“Деятельность. Сознание. Личность”) Теория физиологии движений Н.А. Бернштейна Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность Человек как субъект деятельности: понятие; психологическое строение индивидуальной деятельности; освоение деятельности Этапы формирования мотива по Е. П. Ильину Требования к оформлению слайдов: 1слайд: тема проекта и Ф.И.О. авторов презентации; 5 – 7 слайдов: содержание темы; 1-3 слайда: глоссарий по теме 1 слайд: литература и интернет-ресурсы. Время для защиты – 5 - 7 минут. Микрогруппы – 4 человека.

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,: Дело догоняет мысль, беда, если перего-

ЦИТАТА ДНЯ: « Дело догоняет мысль, беда, если перего- н и т » Станислав Ежи Лец АНЕКДОТ ДНЯ: Умный начальник + Умный работник = Прибыль Умный начальник + Глупый работник = Производство Глупый начальник + Умный работник = Повышение в должности Глупый начальник + Глупый работник = Сверхурочные

Изображение слайда