Презентация на тему: Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,

Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
« К а ждый н о рмал ь ный ч е л о век на самом деле нормален лишь отчасти »
Тема 1.3. Познавательные психические процессы. Тема 1.5. Неосознаваемые психические процессы.
Тема 1.3. Познавательные психические процессы. Тема 1.5. Неосознаваемые психические процессы.
1/12
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 57)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1053 Кб)
1

Первый слайд презентации

Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н., доцент, член-корреспондент Балтийской Педагогической академии

Изображение слайда
2

Слайд 2

План: Проблема бессознательного; Неосознаваемые механизмы и действия; Неос о зна в а е м ы е по б у ди т е л и со з н ат е льных действий; Надсознательные процессы.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1. Проблема бессознательного формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое осознаваемые и неосознаваемые я вл е н и я функционируют в реальной деятельности в единстве; имеют место переходы от осознаваемого к неосозна- ваемому, и, наоборот. понятие бессознательного: бессознательное как вообще скрытое от субъекта; это состояние, п е р е ж и ва е мо е человеком. Он мо- жет дать отчет о са- мом факте пережи- вания, но причина состояния остается от него скрытой. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (классы): неосознаваемые механизмы соз н а т е л ь ны х действий н еос о з н ава ем ы е побудители соз н а т е л ь ны х действий н а д соз н а т е л ь ны е процессы

Изображение слайда
4

Слайд 4

2. Неосознаваемые механизмы и действия формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ не ос о з наваем ы е механизмы сознательных действий н е о с о зн а в а е мы е механизмы сознательных действий (подклассы): неосознаваемые автоматизмы явления неосознаваемой установки неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Изображение слайда
5

Слайд 5

2. Неосознаваемые механизмы и действия формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ не ос о з наваем ы е механизмы сознательных действий неосознаваемые механизмы сознательных действий (подклассы): неосознаваемые автоматизмы Неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как-то “сами собой”. В этих случаях говорят о механической работе при кото- рой “ голова остается свободной”. Это состояние – состояние “свободной головы” озна- чает отсутствие сознательного контроля. Процессы, входящие в подкласс неосознавае- мых автоматизмов имеют двоякую природу: одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первая группа – группа первичных автоматизмов (автоматические действия). Сюда входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка ( сосательные движения, мигание, хватание, ходьба и т.д.). Вторая группа – автоматизированные действия или навыки. Это действия, которые вначале были осознаваемыми (осуществлялись при участии сознания), но затем в резу- льтате многократного повторения и совершенствования их исполнения перестало тре- бовать участие сознания, они стали исполняться автоматически. (Например, обучение игре на музыкальных инструментах).

Изображение слайда
6

Слайд 6

2. Неосознаваемые механизмы и действия формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ не ос о з наваем ы е механизмы сознательных действий неосознаваемые механизмы сознательных действий (подклассы): явления неосознаваемой установки Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении (Д.Н. Узнадзе). Самое глав- ное в этом определении – это готовность к действию, или реагированию соответствую- щим образом. Виды установки: моторная установка – готовность к выполнению конкретного действия; умственная (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов); перцептивная установка – готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть и т.д.

Изображение слайда
7

Слайд 7

2. Неосознаваемые механизмы и действия формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ не ос о з наваем ы е механизмы сознательных действий неосознаваемые механизмы сознательных действий (подклассы): неосознаваемые сопровождения сознательных действий Неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движе- ния, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также вегетативные движения, сопровождающие действия и состояния человека. Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, являются классичес- ким объектом физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии. Во- первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные сре- дства коммуникации между людьми, которые не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь. Во-вторых, они могут быть использованы как объек- тивные показатели различных психологических характеристик человека.

Изображение слайда
8

Слайд 8

3. Неосознаваемые побудители сознательных действий формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое Теория бессознательного (З. Фрейд): В психике человека существует три сферы (об- ласти): сознание, предсознание и бессознате- льное. Сознания: все, что осознается и контро- лируется человеком. Предсознание: скрытые, или латентные, знания. Это знания, которыми человек располагает, но в данный момент они отсутствуют. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Первое свойство области бессознательного: содержание не сознается, но оказывает существенное влияние на поведение. Область бессознательного – действенна. Второе свойство: информация находящаяся в области бессознательного с трудом переходит в сознание, т.к. работают два механизма: вытеснения и сопротивления. Что же за знания находятся в области бессознательного и при этом имеют влияние на поведение челове- ка? Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – се- ксуальное (либидо), существующее уже у младенца, но из-за существования социальных запретов, сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессозна- тельного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, т.к. сознание оказывает им сопротивление, но они периодически проры- ваются в сознательную жизнь, принимая искаженную или символическую форму. В своей теории З. Фрейд выделял три основные формы проявления бессознатель- ного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ не ос о з наваем ы е побудители сознательных действий

Изображение слайда
9

Слайд 9

4. Надсознательные процессы формы отражения внешнего мира – сознательное и неосознаваемое «Надсознательные» процессы: процес- сы образования некого интегрального продук- та большой сознательной (как правило, интел- лектуальной) работы. С этим явлением мы ста- лкиваемся, когда пытаемся решить какую - то сложную и значимую проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анали- зируем имеющуюся информацию, однако четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда, благодаря какому-то незначительному пово- ду, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко пре- дставляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже качественно новый взгляд, который может круто изменить всю вашу жизнь. Т.о., то, что вошло в наше созна- ние является действительно интегральным продуктом, однако у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. В повседневной жиз- ни подобные явления часто называют интуицией. Каковы основные характеристики данного процесса? Во-первых, мы не знаем того конечного решения или итога, к которому приведет “надсознательный” процесс. Во-вто- рых, мы не знаем в какой момент “надсознательные” процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для нас. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ на д с о з на т е л ь н ы е процессы

Изображение слайда
10

Слайд 10: К а ждый н о рмал ь ный ч е л о век на самом деле нормален лишь отчасти »

ЦИТАТА ДНЯ: « К а ждый н о рмал ь ный ч е л о век на самом деле нормален лишь отчасти » З. Фрейд АНЕКДОТ ДНЯ: Даша: Первая работа Фрейда была на тему полового размножения угря. Илья: И тут Остапа понесло... )

Изображение слайда
11

Слайд 11: Тема 1.3. Познавательные психические процессы. Тема 1.5. Неосознаваемые психические процессы

Тема 1.4. Эмоционально-волевые психические процессы и состояния. вопросы и задания для собеседований: Раскройте содержание понятий: анализаторы; сенсорная система человека; рецептор; сенсорная депривация; интермодальные ощущения. Дайте характеристику свойствам восприятия: предметность, целостность, структу- рность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Р ас к ро йт е с о д е р жа н и е о с н о в н ы х х а ра к те р и с тик п а м я т и : о б ъе м п ам я т и ; б ы с т р о та з а п е ч а т л е н и я, т о ч н о с ть в о с п р о и з в е д е н и я ; д л ите л ь н о с ть с о хр а н е н и я ; г о т о в н о сть к использованию сохраненной информации; Дайте характеристику понятиям: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация. Раскройте содержание вопроса: типы и функции воображения. Дайте характеристику признакам, видам и индивидуальным стилям мышления. Р ас к ро йт е с о д е р жа н и е х а р а к т е р и с тик р е ч и : К л асс и ф и к а ц и я р е ч и. Ф у н к ц и я р е ч и. Формы речевого общения. Раскройте содержание вопроса: мотивы и потребности как первичные причины активности человека.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,: Тема 1.3. Познавательные психические процессы. Тема 1.5. Неосознаваемые психические процессы

Тема 1.4. Эмоционально-волевые психические процессы и состояния. вопросы и задания для собеседований: Р ас к ро й те с о д ер жа н и е с т р у к т у р н ы х к ом п о н е н т о в в ол е в о г о а к т а : п о б у жд е н и е к совершению действия; осмысление цели действия; принятие решения действовать и борьба мотивов; волевое усилие. Дайте характеристику личностным чертам проявлений силы воли. Раскройте содержание вопроса «Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе». Дайте характеристику фундаментальным эмоциям: радость; удивление; страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд. Раскройте содержание вопроса: ступени развития эмоций по С.Л. Рубинштейну. Дайте характеристику чувствам: патриотизм, чувство долга, любознательность. В рамках теории З.Фрейда раскройте содержание таких понятий как: форма проявления бессознательного – сновидения ; форма проявления бессознательного – ошибочные действия; - форма проявления бессознательного – невротические симптомы. 16. Раскройте содержание вопроса «Гипноз как метод изучения бессознательного».

Изображение слайда