Презентация на тему: Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,

Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
План:
Познание – высшая форма психического отражения действительност носящая активный, избирательный и опережающий характер.
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений ок-
КАЧЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ: Нижний абсолютный порог ощущений – ми- нимальная величина раздражителя, вызыва- ющая едва заметное ощущение. Н-р,
Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов и яв-
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ:
Представление - это психические, чувственно-наглядные образы предметов
СВОЙСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
Внимание - это характеристика психической познавательной де6ятельности,
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Память – познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Воображение - это психический процесс формирования образа объекта (пред-
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
Мышление – высшая форма психической деятельности, наиболее сложный
ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это средство об
Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,
« ЖИЗНИ НЕ НАДО СМОТРЕТЬ В ЛИЦО, ДОСТАТОЧНО ОЩУЩАТЬ ЕЁ »
Подготовьте слайдовую презентацию по теме «Теоретические проблемы проис- хождения речи» (на выбор одну из подтем):
1/26
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 62)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3412 Кб)
1

Первый слайд презентации

Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н., доцент, член-корреспондент Балтийской Педагогической академии

Изображение слайда
2

Слайд 2: План:

Ощущения; Восприятие; Представление; Внимание; Память; Воображение; Мышление; Речь.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Познание – высшая форма психического отражения действительност носящая активный, избирательный и опережающий характер

Познавательные психические процессы и, Познание – высшая форма психического отражения действительност носящая активный, избирательный и опережающий характер. УРОВНИ ПОЗНАНИЯ: чувственное познание – восприятие окружающего мира посредством органов чувств мышление теоретическое и эмп и р и ч е с к о е познание

Изображение слайда
4

Слайд 4: Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений ок-

1. Ощущения Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений ок- ружающего мира, внутренних состояний организма при непосредственном воздейст- вии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы). Возникновение ощущений: Р – ОЧ – НИ – ЦН – К – О. Р – воздействие раздражителя; ОЧ – орган чувств; НИ – нервный импульс (раздражение); ЦН – центростремительный нерв; К – кора головного мозга; О – ощущение. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ ПО ОСНОВНЫМ МОДАЛЬНОСТЯМ (ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ): Классификация по Ч. Шеррингтону: интероцептивные с и гна л ы, д о хо д я щ и е до нас из внутренней среды организма. возникают, благодаря рецепторам, находящи- хся на стенках желудка и к и ш е ч ни к а, се р дц а и кровеносной системы и др. внутренних органов. проприоцептивные обеспечивают инфор- мацию о положении тела в пространстве и о положении опорно- дв и га т е л ь н о г о аппа- рата, обеспечивают регуляцию движений находятся в мышцах, су- ставах (сухожилиях, свя- зках) экстероцептивные обеспечивают получ- ение сигналов из вн- нешнего мира и соз- дают основу для соз- нательного поведе- ния: дистантные контактные

Изображение слайда
5

Слайд 5: КАЧЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ:

1. Ощущения КАЧЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ: Интенсивность – количественная ха- рактеристика, степень испытывае- мого ощущения как реакции на не- который физический раздражитель. Н-р, если у вас насморк, то интенсив- ность воспринимаемых запахов может быть искажена. пространственная локализация ра- здражителя – свойство ощущения обеспечивать способность челове- ку определять пространственное положение действующего на реце- пторы раздражителя. Н- р, направле- ние звука, место появления болевой точки на теле и др. Длительность – отрезок времени, в течение которого сохряняется ощущение воздействия раздражи- теля после его прекращения. Лате- нтный (скрытый) период ощуще- ний – отрезок времени от начала действия раздражителя до момен- та начала возникновения ощуще- ния. Н-р, для тактильных ощущений — 130 мс, для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Изображение слайда
6

Слайд 6: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ: Нижний абсолютный порог ощущений – ми- нимальная величина раздражителя, вызыва- ющая едва заметное ощущение. Н-р, слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6м. ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком

1. Ощущения КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ: Нижний абсолютный порог ощущений – ми- нимальная величина раздражителя, вызыва- ющая едва заметное ощущение. Н-р, слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6м. ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Относительный порог ощущений (порог различия, разностный порог) – величина на которую нужно изменить уже дейст- вующий и вызывающий ощущение разд- ражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощуще- ния. Н-р, человек, находящийся в комнате, не заметит изменения температуры воздуха, если изменение составит 0,5 градусов. Если изменить температуру на 1 градус, то ощущ- ения, что температура изменилась, появится. Верхний абсолютный порог ощуще- ний – максимально допустимая ве- личина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При с и гна л а х, п ре вы ш ающ и х в е рх ний п о р о г, о щ у щ е н и я л и бо ис ч е з а ю т, либо возникают болевые ощуще- ния. Н-р, на расстоянии 100 м от возду- шного лайнера звук турбин, работаю- щих на полную мощность, воспринима- ется как боль в ушах).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов и яв-

2. Восприятие Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов и яв- лений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при непосредственном воздействии на органы чувств. основным отличием восприятия от ощущений является отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, или иными словами, целостное отображение предмета. Восприятие – перцептивная система человека, т.к. вего формировании принимают уча- стие: ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мыш- ление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека. Результат восприятия – это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ: стимульная, рефлекторная: появление образа объекта вызвано только его отраже- нием в сознании при возде- йствии раздражителей на сенсорные каналы деятельностная: человек, ис- пользуя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта

Изображение слайда
8

Слайд 8: СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ:

2. Восприятие СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ: предметность целостность структурность константность осмысленность ап пе р ц е пц и я активность МОДАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ФОРМА С У Щ Е С ТВО В А Н ИЯ МАТЕРИИ ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ВКУСОВЫЕ СЛУХОВЫЕ ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СИНТЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАТЕЛЬНОЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕКТИВНОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ

Изображение слайда
9

Слайд 9: Представление - это психические, чувственно-наглядные образы предметов

3. Представление Представление - это психические, чувственно-наглядные образы предметов или процессов (или отдельных их свойств) реальной окружающей среды, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс: – позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий; обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной пер- цептивной (воспринимаемой посредством органов чувств) форме; формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объ- екту. Представления являются переходом от ощущений и восприятий к понятиям.

Изображение слайда
10

Слайд 10: СВОЙСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

3. Представление СВОЙСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: Н а г л я д н ос т ь : ч е л о в е к пр е д с та в ляе т о б р аз когда-то воспринима- емого объекта исклю- чительно в наглядной форме. Воспроизведе- ние образов объект- ов при представле- нии, часто связано с потерей ряда их опоз- н ава т е л ь ны х пр из на- ков, с «размытостью» очертаний. Фрагментарность: представление объек- та всегда связано с не- равно ме рно с т ь ю в ос - произведения различ- ных его частей. Более че т к о в ос пр оиз в о д ят- ся те объекты, котор- ые в прошлом оказы- вались под бОльшим вниманием человека в связи с их значимос- тью или привлекате- льностью. Н еус т ойчи в ос т ь и непостоянство: во- с пр оиз в о дим ы й в д анн ы й моме нт в реме ни о б р аз в целом (или частей) можно удерживать в соз нан и и к о р о т к о е ли шь в рем я, при очередной по- пытке воспроизве- д е ния будут о т че т л и во о тра ж ат ь с я лишь детали. Обобщенность: в ос пр оиз в о дим ы й образ каждый раз включает в себя наиболее инфор- мативные призна- ки, составляющие сущность объекта. В обобщенном об- разе ярко даны постоянные приз- наки, признаки от- дельных воспоми- наний отсутствуют ВИД АНАЛИЗАТОРОВ ИН Ф О Р М И РО В А Н Н ОС ТЬ ИНДИВИДА ОБ ОБЪЕКТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТЕПЕНЬ О Б О БЩЕ НН ОС ТИ ОБРАЗОВ ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СЛУХОВЫЕ ОБЩИЕ ЕДИНИЧНЫЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПАМЯТИ ВООБРАЖЕНИЯ

Изображение слайда
11

Слайд 11: ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

3. Представление ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого материала восприятий Сигнальная: выработка сигналов, каса- ющихся свойств представляемого объ- екта, которые могут быть использова- ны в реальной деятельности человека. На с тр оеч на я : способствует фо- рмированию программы дейс- твий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситу- ации. Регулирующая: связана с сигна- льной функцией представлений, направлена на отбор свойств представляемого объекта, кото- рые требуются в данных услови- ях для эффективного выполне- ния каких-то действий.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Внимание - это характеристика психической познавательной де6ятельности,

4. Внимание Внимание - это характеристика психической познавательной де6ятельности, ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ именно в данный момент. Им- енно она обеспечивает «помехо- устойчивость» сознания. которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реаль- ном или идеальном объекте и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других. Внимание принимает участие в процессах памяти, мышления и речи. функция целенаправленности: состоит в сосредоточении вни- мания на предмете деятельности, его удержании и переключении. функция избирательности: реа- функция активности: направле-на лизуется через выделение из всей на поддержание работоспо- поступающей информации лишь собности человека через рацио- той, которая важна челове-ку нальное распределение интен- сивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности.

Изображение слайда
13

Слайд 13: ПРОИСХОЖДЕНИЕ

4. Внимание ПРОИСХОЖДЕНИЕ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТАКТ С ОБЪЕКТОМ ПРИРОДНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЫНУЖДЕННОЕ НЕВОЛЬНОЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСЛЕ- П Р О И З В О ЛЬ Н О Е ПРИВЫЧНОЕ ВОЛЕВОЕ ВЫЖИДАТЕЛЬНОЕ СПОНТАННОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ О Б Ъ Е М П Е Р Е - К Л Ю Ч А Е - МОСТЬ РАСПРЕ- Д Е Л Е Н И Е РАССЕЯН-НОСТЬ УСТОЙ- Ч И В О СТЬ ФЛЮКТУ-АЦИЯ (КОЛЕБАНИЯ) К О НЦ Е Н - ТРАЦИЯ О Т В ЛЕ К А- ЕМОСТЬ Х А Р А К Т Е РИ С ТИ К И И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:

Изображение слайда
14

Слайд 14: Память – познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании,

5. Память Память – познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта. ХАРАКТЕР П С И Х И Ч Е С К О Й АКТИВНОСТИ ВРЕМЯ СОХРАНЕНИЯ ОБРАЗОВ СВЯЗЬ С ЦЕЛЯМИ ДЕЯ- ТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНЬ О С О ЗН А ННО С -ТИ ОБРАЗОВ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРИ Т Е Л Ь Н АЯ С Л У Х О В АЯ ВКУСОВАЯ О Б О Н Я Т Е Л Ь Н АЯ Т АК Т И Л Ь Н АЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ИМПЛИЦИТНАЯ ЭКСПЛИЦИТНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ РЕПРОДУКТИВНАЯ РЕКОНСТРУКТИВНАЯ АССОЦИАТИВНАЯ АВТО- БИОГРАФИЧЕСКАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ МГНОВЕННАЯ (СЕНСОРНАЯ) ОПЕРАТИВНАЯ

Изображение слайда
15

Слайд 15

5. Память П ЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРАХ ПАМЯТИ: РАЗДРАЖИТЕЛИ СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ К О Д ИР О В А Н ИЕ К Р А Т К О В РЕ М Е НН А Я (ОПЕРАТИВНАЯ) ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ ЗАПОМИНАНИЕ Непроизвольное Произвольное К р а т к о в реме н н о е Оперативное Долговременное Ассоциативное Осмысленное Механическое СОХРАНЕНИЕ Р е к о н с тр у кт и вн о е Репродуктивное Эпизодическое Эхоическое ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Узнавание Р еми ни с ц е н ци я Припоминание Воспоминание Контаминация Конфабуляция З А Б Ы В А Н И Е (УРОВНИ): Вы с о к и й С р е д н и й Низкий

Изображение слайда
16

Слайд 16: Воображение - это психический процесс формирования образа объекта (пред-

6. Воображение Воображение - это психический процесс формирования образа объекта (пред- мета, явления) на основе имеющихся впечатлений и представлений, но которого не су- ществует в реальной жизни. Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет субъекту предс- тавить результат деятельности до начала ее осуществления. Воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, но оно имеет и существенные отличия : ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – ВООБРАЖЕНИЕ Восприятие: образы появляю- тся при воздействии раздраж- ителей на органы чувств. Пре- дставления: образы отсутству- ющих в данный момент объе- ктов но также повторяют реа- льные оригиналы. Воображение: образы появ- ляются в отсутствии реальных объектов и могут содержать элементы которых никогда не было и не будет в реальном мире. ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ – ВООБРАЖЕНИЕ Память: помогает воспр- оизвести лишь то, что человек когда-то запом- нил и сохранил. Мышле- ние: появляющиеся об- разы, – результат заран- ее поставленной цели. Воображение: в образы включено то, что никог- да не отражалось в пам- яти. Образы заранее не- предсказуемы, динамич- ны, непостоянны. ЭМОЦИИ – ВООБРАЖЕНИЕ Представление желаем- ого может вызвать у че- ловека позитивные чувс- тва, в определенных си- туациях мечта о счастли- вом будущем способна вывести человека из не- гативных состояний, поз- воляет ему проанализи- ровать происходящее и переосмыслить значим- ость ситуации для буду- щего. Воображение игр- ает существенную роль в регуляции поведения. ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ВООБРАЖЕНИЕ Прежде чем создать что- либо необходимо иметь п р е д с т а в л ен и е о т о м, что мы создаем. Более того, чем дальше мы от- ходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельнос- ти, тем в большей степе- ни повышается значение нашего воображения.

Изображение слайда
17

Слайд 17

6. Воображение Ф АКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ: Реальная действительность Общая культура человека Профессиональная культура человека Индивидуальность СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ А Н А ЛИЗ АБСТРАГИРОВАНИЕ СИНТЕЗ ОБРАЗ ВООБРАЖЕНИЯ Агглютинация Акценти- рование Типизация Гиперболизация

Изображение слайда
18

Слайд 18

6. Воображение ТИПЫ В ОО Б Р А Ж Е НИ Я ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ПО СТЕПЕНИ А К Т И В Н О С Т И ПРЕДНАМЕРЕННОЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ Т В О Р Ч Е СК О Е МЕЧТА ГРЕЗЫ СОН ДР Е М О Т НО Е С О С Т О Я НИ Е ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

Изображение слайда
19

Слайд 19

6. Воображение ФУНКЦИИ ВОО Б Р А Ж Е Н ИЯ П Р АГ М А Т ИЧ Е С К А Я П СИ Х О ТЕ Р А ПЕ В - ТИЧЕСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ П СИ Х О ДИА ГН О С - ТИЧЕСКАЯ

Изображение слайда
20

Слайд 20: Мышление – высшая форма психической деятельности, наиболее сложный

7. Мышление Мышление – высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций. Мышление – опосредованное и обобщенное познание действительности (С.Л. Рубинштейн) ПРИЗНАКИ МЫШЛЕНИЯ ОПОСРЕДОВАННОСТЬ ОБОБЩЕННОСТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН- НОСТЬ И ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПО ФОРМЕ: Наглядно – действенное Наглядно – образное Абстрактно – логическое ПО ХАРАКТЕРУ: Теоретическое Практическое ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ: Р е пр о д у кт и вн о е Продуктивное ПО СТЕПЕНИ ОБОСНОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ: Интуитивное Логическое Э в рис ти ч ес к о е В еро я тн ос тн о е ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Изображение слайда
21

Слайд 21: ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

7. Мышление ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Возможен когда какой-либо предмет воспринимается и когда воспроизводится его образ по памяти. Синтез – мысленное соединение частей предметов, или явление, в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Сравнение – операция установления сходства и различия предметов или явлений реального мира. Сравнение предметов или явлений, воспринимаемых одновременно – непосредственное сравнение; пу- тем умозаключения – опосредованное сравнение. Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета, который воспринимается или о котором мы сейчас думаем. Обобщение (генерализация) – выделение общего значимого в изучаемом объекте. Н-р, исследуя уро- вни развития процессов восприятия у отдельных детей, с определенной гарантией выявленные феноме- ны переносятся на всех детей, устанавливаются тем самым некоторые закономерности. Конкретизация – перенос общего утверждения о свойствах, характеристиках и параметрах объе- ктов на какой-либо отдельно взятый объект. Н-р, конкретизацией понятия “стол” является понятие “письменный стол”и др. Систематизация – представление объекта в виде, не сводимом к сумме его отдельных составляю- щих или частей, когда целое по содержанию оказывается больше суммы его составляющих. Н-р, согла- суя отдельные качества кандидатов в команду при ее создании, формируется целостный «организм», превосходящий по своим возможностям сумму возможностей отдельных индивидов. Классификация – группировка психологических объектов или их частей по каким-либо признакам. Н- р, по набору таких признаков осуществляется классификация характеров, темперамента, нарушений пси- хических процессов и пр.

Изображение слайда
22

Слайд 22: ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

7. Мышление ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ: отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Общие понятия: охватывают целый класс однородных пред- метов или явлений, носящих одно и тоже название (понятия стула, здания, болезни, чело- века…). Единичные понятия: о каком-либо одном единствен- ном предмете (“Венера”, “Ени- сей”…) Путь формирования понятий – движение от частного к обще- му (через обобщение). Осознание – наивысшая сту- пень в формировании поня- тий, как звено, соединяющее понятие и понимание. Понимание – способность от- ражать связи, отношения пред- метов или явлений реального мира. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ: высшая форма мышления, заключается в формировании новых суждений на основе преобразования уже имеющихся суждений. Умозаключение опирается на понятия и сужде- ния, чаще всего, используется в процессах тео- ретического мышления. Типы умозаключений: Индукция – переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция – умозаключение, сделанное в отношении част- ного случая на основе общего положения. (н-р, зная, что все березы сбрасывают листву на зи- му, мы можем быть уверены, что и данная кон- кретная береза зимой будет без листвы). Анало- гия – когда умозаключение базируется на схо- жести наиболее значимых признаков объектов. Предположение – когда умозаключение форми- р у е т с я на б а з е в е р оя т н ос т н ы х п о н я т и й и неполной информации об изучаемом объекте. СУЖДЕНИЕ: результат формирования мне- ния, заключения, основанного на ранее осознанной информации. Типы суждений: формальное – факт взаимосвязи между объ- ектами без акцента на их истин- нонность или ложность; эмпи- рическое – факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и предос- тавляет возможность проверки их истинности.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это средство об

8. Речь Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это средство об - щения, система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ОБ ЩЕНИЯ СООБЩЕНИЕ УКАЗАНИЕ В О ПР О С ПРИКАЗАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ обусловливается тем тоном звукового звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы. СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ отражает цель (или мотив речи) ради которой была сказана та или иная фраза.

Изображение слайда
24

Слайд 24

8. Речь КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧИ: УСТНАЯ / ПИСЬМЕННАЯ К ИН Е Т И Ч Е С К А Я ВНЕШНЯЯ / ВНУТРЕННЯЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ОБОЗНАЧЕНИЕ СООБЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В Ы Р АЖ Е Н И Е ФОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ: ДИАЛОГИЧЕСКАЯ МОНООГИЧЕСКАЯ А К ТИ В Н А Я ПАССИВНАЯ

Изображение слайда
25

Слайд 25: ЖИЗНИ НЕ НАДО СМОТРЕТЬ В ЛИЦО, ДОСТАТОЧНО ОЩУЩАТЬ ЕЁ »

ЦИТАТА ДНЯ: « ЖИЗНИ НЕ НАДО СМОТРЕТЬ В ЛИЦО, ДОСТАТОЧНО ОЩУЩАТЬ ЕЁ » Эрих Мария Ремарк АНЕКДОТ ДНЯ: Папа, а как называется эта ягодка? Чёрная смородина А почему она красная ? Потому, что ещё зелёная.

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Истомина И.П.– декан факультета педагогики и психологии НВГУ, к.психол.н.,: Подготовьте слайдовую презентацию по теме «Теоретические проблемы проис- хождения речи» (на выбор одну из подтем):

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Подготовьте слайдовую презентацию по теме «Теоретические проблемы проис- хождения речи» (на выбор одну из подтем): Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского. Требования к оформлению слайдов: 1слайд: тема проекта и Ф.И.О. авторов презентации; 5 – 7 слайдов: содержание темы; 1-3 слайда: глоссарий по теме 1 слайд: литература и интернет-ресурсы. Время для защиты – 5 - 7 минут. Микрогруппы – 4 человека.

Изображение слайда