Слайд 2: Повторение
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это понятие. Чувственное познание; познавательная деятельность; субъект познания; объект познания; рациональное познание. Ответ: познавательная деятельность
Слайд 3: Повторение
Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1 ) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2 ) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент 3 ) установление взаимосвязи различных понятий 4 ) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков 5) получение новых суждений на основе уже имеющихся 6 ) сохранение в памяти целостного образа предмета Ответ: 126
Слайд 4: Истина
Итог процесса познания Имеет множество трактовок (смыслов): Достоверное, правильное знание Соответствует логике, здравому смыслу Практически полезное знание То, что подтверждено опытом Истина – знание соответствующее предмету познания
Слайд 5: Истина
Есть процесс, а не однократный акт постижения знания Всегда конкретна, т.е. связана с определенным местом, временем, обстоятельствами Едина, но может быть объективной, абсолютной и относительной
Слайд 6: Объективная истина
Такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества Разница между абсолютной и относительной истинами – в степени точности и полноты отражения действительности Абсолютная истина Полное, исчерпывающее знание Относительная истина Неполное ограниченное знание, соответствующее определенному уровню развития общества
Слайд 7: Ложное знание
Не соответствует предмету познания Преднамеренная ложь Заблуждение Человек осознает, что его знание не соответствует действительности, но утверждает его как истинное Человек принимает ложное за истинное
Слайд 8: Критерии истины
Отличительные признаки, измерители истины: Соответствие законам логики Соответствие ранее открытым законам науки Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности
Слайд 9: Формы практики
Материальное производство Социальное действие Научный эксперимент
Слайд 10: Функции практики
Источник познания : практическими потребностями были вызваны к жизни многие современные науки Основа познания : человек преобразует мир, активно познавая его свойства и связи Цель познания : человек познает окружающий мир, чтобы использовать результаты познания в своей деятельности Критерий истины : на практике проверяется истинность или ложность знаний
Слайд 11: Вопрос на закрепление
Какое слово пропущено в таблице? Ответ: относительная Абсолютная истина Полное, исчерпывающее знание о познаваемом объекте ………………. истина Ограниченное знание об объекте познания на данном конкретном уровне развития общества
Слайд 12: Вопрос на закрепление
Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: Объективный СВОЙСТВА ИСТИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКА Относительный характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений _____________ характер Независимость от познающего субъекта и его сознания
Слайд 13: Вопрос на закрепление
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «истина» 1) отражение;2) абстрактность; 3) познание; 4) относительность; 5) субъективность; 6) абсолютность. Найдите два термина, «выпадающие» из этого ряда. Ответ: 25
Слайд 14: Вопрос на закрепление
Выберите верные суждения об истине. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1 ) Одним из критериев истины является практика. 2) Относительной истиной называют недостаточно полное знание о предмете, которое может изменяться по мере развития науки. 3 ) Рациональное познание, в отличие от чувственного, осуществляется учёными. 4 ) Истинным может быть только то знание, которое получено эмпирическим (опытным) путём. 5) Истина – это знание, соответствующее познаваемому объекту. Ответ: 125
Слайд 15: Вопрос на закрепление
Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИЗНАКИ А ) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки Б ) объективный характер В ) неполное, изменяемое знание о предмете Г ) проверяемость знания Д ) отражение свойств познаваемого объекта ВИДЫ ИСТИНЫ 1 ) только относительная истина 2 ) и абсолютная, и относительная истина А Б В Г Д 1 2 1 2 2