Презентация на тему: С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1

С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1
1/44
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 15)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9708 Кб)
1

Первый слайд презентации

С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1 г.Саратова Экологические факторы

Изображение слайда
2

Слайд 2

Влияние среды на организм осуществляется через воздействие ее компонентов – экологических факторов. Экологический фактор – любой элемент среды, способный оказать прямое или косвенное воздействие на организм.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Биотические - воздействие жизнедеятельности одних организмов на другие Экологические факторы Антропогенный фактор - воздействие человека на живое Абиотические - условия неорганической среды, которые прямо или косвенно влияют, на организм

Изображение слайда
4

Слайд 4

По продолжительности действия ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Разовые (падение метеорита, снаряда) Постоянные (сила тяготения, состав океана, атмосферы) Изменчивые регулярно-периодические (суточная, сезонная ритмика) нерегулярно-периодические (погодные условия, бури, ливни, обвалы, землетрясения) эпизодические (многие антропогенные) длительно направленные (зарастание водоемов, потепление климата)

Изображение слайда
5

Слайд 5

Абиотические факторы климатические : годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха химические : газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность физические : шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения геологические (землетрясение, извержение вулканов, движение ледников, сход селей и лавин и др.); эдафические (эдафогенные) : механический состав почвы, воздухопроницаемость почвы, кислотность почвы, химический состав почвы орографические : рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона

Изображение слайда
6

Слайд 6

Основные абиотические факторы 1.температура 2.свет 3.влажность 4.давление 5. концентрация веществ: а)кислотность б) концентрация «необходимых» веществ в) концентрация «ядовитых» веществ и т.д. 6. движение воздушных и водных масс

Изображение слайда
7

Слайд 7

Температура Жизнедеятельность большинства организмов ограничена температурным интервалом от 0 до 40º С, но некоторые организмы живут в горячих гейзерах, температура воды в которых свыше 60ºС, многие способны переносить отрицательные температуры в неактивном состоянии. Теплокровность птиц и млекопитающих снимает влияние небольших колебаний температуры, такие животные, способные поддерживать температуру на определенном уровне получили название гомойотермные. Животные, не способные поддерживать постоянную температуру тела, называются пойкилотермными. В зимний период времени при недостатке корма гомойотермные животные или мигрируют, или находятся в состоянии сна или спячки. Зимняя спячка наблюдается у некоторых грызунов, летучих мышей. Уменьшается частота дыхательных движений и частота сердечных сокращений, понижается температура тела. Зимний сон. При этом состоянии животное можно разбудить. Анабиоз. Временное состояние организма, при котором все жизненные процессы замедлены до минимума.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Температура В зимний период времени при недостатке корма гомойотермные животные или мигрируют, или находятся в состоянии сна или спячки. Зимняя спячка наблюдается у некоторых грызунов, летучих мышей. Уменьшается частота дыхательных движений и частота сердечных сокращений, понижается температура тела.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Температура Зимний сон. При этом состоянии животное можно разбудить. Анабиоз. Временное состояние организма, при котором все жизненные процессы замедлены до минимума.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Правило Аллена: выступающие части северных животных меньше, чем у южных того же вида. Правило Бергмана: размеры северных животных больше, чем у южных того же вида.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Температура Состояние зимнего покоя. Наблюдается у многолетних растений, направлено на перенесение низких температур. Растения накапливают различные «антифризы», чтобы в цитоплазме клеток не образовались кристаллики льда и не разрушили клеточные структуры.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Свет Фактор, поставляющий энергию для жизнедеятельности фотоавтотрофных организмов и обеспечивающий синтез основной части органического вещества на Земле, поддерживающий определенную температуру на поверхности Земли. Для живых организмов наиболее важны: свет ультрафиолетовой части спектра, видимый свет и инфракрасное излучение. Жесткий ультрафиолет с длиной волны менее 290 нм губителен для живых клеток, до поверхности Земли не доходит, так как отражается озоновым экраном.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Свет Мягкий ультрафиолет с длиной волны от 290 до 380 нм несет много энергии и вызывает образование витамина D в коже человека, он же воспринимается органами зрения многих насекомых. Видимый свет с длиной волны от 380 до 750 нм используется для фотосинтеза фототрофными организмами (растениями, фотосинтезирующими бактериями, сине-зелеными) и животными для ориентации.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Свет Инфракрасная часть солнечного спектра (тепловые лучи) с длиной волны более 750 нм вызывает нагревание предметов, особенно важна эта часть спектра для животных с непостоянной температурой тела — пойкилотермных. Количество энергии, которое несет свет обратно пропорционально длине волны, то есть меньше всего энергии несут инфракрасные лучи.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Свет

Изображение слайда
16

Слайд 16

Свет Растения для фотосинтеза используют, в основном, синие и красные лучи. По отношению к свету их принято делить на светолюбивые (растения степей), теневыносливые (большинство лесообразующих пород) и тенелюбивые (сциофиты) – мхи, папоротники.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Свет Кроме того, продолжительность светового дня является важным регулирующим фактором в жизни живых организмов. Сезонные изменения физиологической активности живых организмов в ответ на изменение продолжительности дня и ночи называют фотопериодизмом. Длина светового дня, в отличие от других абиотических факторов, для каждой местности изменяется строго закономерно (известно, что самый короткий день 22 декабря, а самый длинный — 22 июня, известна продолжительность любого дня года). В результате естественного отбора выживали организмы, чьи физиологические функции регулировались продолжительностью светового дня. Если продолжительность светового дня искусственно поддерживать более 15 часов, наши листопадные деревья становятся вечнозелеными, а если весной с помощью ширмы устроить им осенний день (меньше 12 часов), их рост прекращается, они сбрасывают листву и у них наступает состояние зимнего покоя.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Свет

Изображение слайда
19

Слайд 19

Свет Приспособленность к сезонному изменению продолжительности светового дня привела к появлению длиннодневных и короткодневных растений. Длиннодневные зацветают в начале лета, до осени успевают созреть плоды и семена (наши злаки — рожь, пшеница, овес), короткодневные (астры, георгины, хризантемы) — растения южного происхождения, где продолжительность светового дня около 12 часов, поэтому они у нас зацветают при коротком дне осенью.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Свет У животных во второй половине лета и осенью происходит накопление жировых запасов, осенняя линька, кочующие и перелетные начинают свои сезонные миграции. Осенью у насекомых формируются зимующие стадии, например, бабочка-капустница зимует на стадии куколки, малярийный комар и бабочка-крапивница – в стадии взрослого насекомого, непарный шелкопряд – в стадии яйца. Если гусениц капустницы весной содержать при длине дня короче 14 часов, то к середине лета сформируется зимующая куколка, которая будет находиться в состоянии покоя несколько теплых месяцев.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Влажность Растения засушливых зон, ксерофиты, имеют следующие приспособления: у склерофитов хорошо развиты механические ткани, мелкие жесткие листья с хорошо развитой кутикулой, длинные корни, высокое осмотическое давление в клетках (например, верблюжья колючка); у суккулентов (кактусы, агавы) сильно развита водозапасающая ткань листьев или стебля, часто листья редуцированы в колючки, корневая система расположена у поверхности и позволяет во влажные периоды запасти большое количество воды.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Влажность Эфемеры — однолетние растения, успевают за короткий влажный период отцвести и образовать плоды и семена. Эфемероиды — многолетние растения, цветение которых происходит ранней весной, а летом надземные побеги полностью отмирают, засушливый период переносят под землей в виде луковиц, клубней, корневищ. Гигрофиты, напротив, приспособились к избыточной влажности (растения влажных тропических лесов, болотные растения). Гидрофиты погружены в воду частично (тростник, рогоз). Гидатофиты погружены в воду целиком, или большей частью (элодея, рдест, кувшинки).

Изображение слайда
23

Слайд 23

Влажность Животные также приспособились к жизни в условиях с различной влажностью. Для сохранения влаги в организме в условиях ее дефицита многие животные ведут ночной образ жизни, имеют плотные покровы и пониженное потоотделение. Некоторым животным достаточно воды, которая содержится в пище (кенгуровая крыса). Многие животные степей и пустынь могут переносить недостаток воды и высокую температуру, впадая в состояние летней спячки. Для многих раннецветущих растений (тюльпаны), для свежесобранных семян, клубней, луковиц характерно состояние летнего покоя.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Биотические факторы Межвидовые отношения - Гетеротипические реакции Внутривидовые отношения - Гомотипические реакции.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Формы внутривидовых взаимоотношений Внутривидовые взаимоотношения многообразны и, в конечном счете, направлены на сохранение популяции. В более общей и простой системе взглядов сюда относятся любые отношения между особями одного вида - взаимоотношения между особями различных полов, конкуренция за жизненные ресурсы, различные формы поведения.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Формы внутривидовых взаимоотношений Однако чаще в экологии говорят как о биотических факторах только о: - эффекте группы; - эффекте массы; - внутривидовой конкуренции.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Биотические факторы Эффект группы  - это влияние группы как таковой и числа особей в группе на поведение, физиологию, развитие и размножение особей, вызванное восприятием присутствия особей своего вида через органы чувств. Антилопы гну на переправе через реку

Изображение слайда
28

Слайд 28

Эффект группы Эффект группы  - это влияние группы как таковой и числа особей в группе на поведение, физиологию, развитие и размножение особей, вызванное восприятием присутствия особей своего вида через органы чувств. Эффект группы у голубей

Изображение слайда
29

Слайд 29

Эффект группы Эффект группы проявляется в ускорении темпов роста животных, повышении плодовитости, более быстром образовании условных рефлексов, повышении средней продолжительности жизни индивидуума и т. д. У многих животных вне группы не реализуется плодовитость. Эффект группы не проявляется у видов, ведущих одиночный образ жизни. Если таких животных заставить искусственно жить вместе, у них повышается раздражительность, учащаются столкновения, и многие физиологические показатели сильно отклоняются от нормы.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Эффект массы вызывается изменениями в среде обитания, происходящими при чрезмерном увеличении численности особей и плотности популяции. Как правило, эффект массы отрицательно сказывается на плодовитости, скорости роста, длительности жизни животных. В природе эффекты группы и массы чаще всего проявляются одновременно и играют роль в динамике численности популяций, выступая в ряду зависящих от плотности экологических факторов, которые регулируют численность популяции по принципу обратной связи.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Эта закономерность формулируется следующим образом: Для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции (принцип Олли).

Изображение слайда
32

Слайд 32

Внутривидовая конкуренция В отношении всех видов конкуренции справедливо правило: чем больше совпадают потребности конкурентов, тем острее конкуренция. Внутривидовая конкуренция на том или ином этапе существования вида встречается почти всегда, поэтому в процессе эволюции у организмов выработались приспособления, снижающие ее интенсивность. Наиболее важные из них — способность к расселению и территориальность.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Существует несколько классификаций межвидовых взаимодействий и взаимоотношений между видами. Остановимся на двух из них. Если обозначить безразличные для вида взаимоотношения 0, полезные +, а вредные –, то все многообразие взаимоотношений можно обозначить: 00, 0+, 0–, ++, +–, – –. Формы межвидовых взаимоотношений

Изображение слайда
34

Слайд 34

Взаимоотношения между видами, не оказывающими друг на друга прямого влияния. Например…. Нейтрализм: 00

Изображение слайда
35

Слайд 35

Нейтрализм; Аменсализм: вид 2 подавляет вид 1, сам не испытывает отрицательного воздействия. Например…. Аменсализм: 0-

Изображение слайда
36

Слайд 36

Нейтрализм; Аменсализм; Комменсализм: комменсал получает пользу от другого вида, которому это объединение безразлично. Например, нахлебничество рыбы прилипалы, грифов, гиен, доедающих остатки пищи за львами или квартирантство горчака (икры и личинок) у беззубки. Комменсализм: 0+

Изображение слайда
37

Слайд 37

Нейтрализм; Аменсализм; Комменсализм; Конкуренция: Успех одного означает неуспех другого. Часто приводит к вытеснению одного вида другим. Например серая крыса вытесняет черную. Конкуренция: -- Прямая  - осуществляется путем прямого влияния особей друг на друга, например, при агрессивных столкновениях между животными или выделении токсинов у растений и микроорганизмов.  Косвенная  - не предполагает непосредственного взаимодействия между особями. Она происходит опосредованно - через потребление разными животными одного и того же ресурса, который является ограничивающим (лимитирующим) фактором. Поэтому косвенную конкуренцию называют также эксплуатационной.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Нейтрализм; Аменсализм; Комменсализм; Конкуренция; Паразитизм: один вид паразитирует на другом, ослабляя его. Например губка бадяга на стеблях водных растений; грибы трутовики на стволе березы Паразитизм: -+

Изображение слайда
39

Слайд 39

Нейтрализм; Аменсализм; Комменсализм; Конкуренция; Паразитизм; Хищничество: хищники питаются за счет своих жертв. Например…. Хищничество: +-

Изображение слайда
40

Слайд 40

Нейтрализм; Аменсализм; Комменсализм; Конкуренция; Паразитизм; Хищничество; Протокооперация: взаимодействие благоприятно для обоих видов, но не обязательно. Например…. Протокооперация: ++

Изображение слайда
41

Слайд 41

Нейтрализм; Аменсализм; Комменсализм; Конкуренция; Паразитизм; Хищничество; Протокооперация; Мутуализм: взаимодействие благоприятно для обоих видов и обязательно Мутуализм: ++

Изображение слайда
42

Слайд 42

Типы взаимодействия Под симбиозом в данном случае понимается совместная жизнь (от греч. symbiosis — совместная жизнь), которая для партнеров может быть как полезна, так и вредна. Тип взаимодействия Виды 1 2 1. Нейтрализм 0 0 2. Аменсализм - 0 3. Комменсализм + 0 4. Конкуренция - - 5. Паразитизм + - 6. Хищничество + - 7. Протокооперация + + 8. Мутуализм + +

Изображение слайда
43

Слайд 43

Типы взаимодействия Чаще под симбиозом понимают взаимовыгодное сожительство организмов или выгодное для одного и безразличное для другого. В этом случае классификация будет выглядеть следующим образом:

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: С использованием материалов Пименова А.В. Физико-технический лицей №1

Классификацию межвидовых отношений можно представить в следующем виде: Межвидовые отношения Пищевые Непищевые Прямые Косвенные Средовые Хищничество Паразитизм Пастьба Антибиоз Аменсализм Конкуренция Квартиранство Конкуренция Субстратно-трансформационные Фабрические – строительство из других организмов или их остатков Форические – один вид распространяет другой Антагонистические Неантагонистические Нейтрализм Мутуализм Комменсализм Сотрапезничество Протокооперация

Изображение слайда