Презентация на тему: Искусство второй половины XX в

Искусство второй половины XX в.
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Дэвид Смит, 1951 скульптура
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Живопись действия
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Живопись цветового поля
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
Искусство второй половины XX в
1/89
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 40)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (17459 Кб)
1

Первый слайд презентации: Искусство второй половины XX в

Изображение слайда
2

Слайд 2

Искусство второй половины XX века несло на себе печать темной страницы истории человечества – Второй мировой войны. Немецкий философ Теодор Адорно писал: «Писать стихи после Освенцима — это варварство». Трагедия охватившая мир, миллионы человеческих судеб, она повлияла на экономическую обстановку, и конечно же на искусство

Изображение слайда
3

Слайд 3

Далее мы рассмотрим одни из первых крупных направлений возникших в этот период 1940-1950 г. в США и Европе

Изображение слайда
4

Слайд 4

Абстрактный экспрессионизм

Изображение слайда
5

Слайд 5

Абстрактный экспрессионизм  — широкомасштабное движение в американской живописи ХХ века, которое зародилось в конце 1940-х годов и стало доминирующим течением в западном искусстве в 50-е..

Изображение слайда
6

Слайд 6

Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок, Виллем де  Кунинг, Франц Клайн  и Марк Ротко. Большинство абстрактных экспрессионистов жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

По большому счету, понятие «абстрактный экспрессионизм» является не слишком точным определением для работ, которые к нему причисляют. На самом деле, это движение включает в себя множество отличающихся стилей, каждый из которых был присущ лишь одному или нескольким художникам, и исполненных в разных техниках. Однако, несмотря на широту понятия, картины в стиле абстрактного экспрессионизма объединяют некоторые особенности.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Во-первых, все они, собственно, абстрактны, то есть не воспроизводят видимый мир. Они являются отражением свободного, спонтанного и личного эмоционального переживания и отличаются свободой в технике исполнения. Особое внимание при создании этих работ уделялось изменчивым физическим свойствам краски с целью подчеркнуть изображенное переживание. Эти картины исполнены в виде некой психической импровизации с акцентом на интуитивном использовании материалов, сродни автоматизму сюрреалистов, и созданы они для того, чтобы выразить силу творческого бессознательного.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Еще одна особенность, отличающая работы абстрактных экспрессионистов, — отказ от условно структурированной композиции, которая строится из отдельных элементов. И, наконец, эти картины отличаются огромными размерами.

Изображение слайда
11

Слайд 11

«Фреска» Джексон Поллок Живопись, 1943, 247×605 см

Изображение слайда
12

Слайд 12

Большинство художников, которых относят к абстрактному экспрессионизму, достигли творческой зрелости в 1930-е годы. На них существенно повлияла эра «левой» политики, и основной их ценностью в искусстве было выражение личного опыта. Некоторые из них в разное время отказались от прежних радикальных политических взглядов, но многие продолжали держаться за образ принципиальных авангардистов, протестующих по обочинам дорог.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время, когда американцы страдали от экономических проблем и чувствовали себя провинциалами, изолированными от мира искусства. Поэтому движение абстрактных экспрессионистов с радостью провозгласили первым исконно американским авангардным движением.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу — монументальным по масштабам, романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты личной свободы.

Изображение слайда
15

Слайд 15

К движению абстрактного экспрессионизма причисляют только художников, однако оно привлекало творческих людей из самых разных областей. На «орбите» этого художественного направления вращались, к примеру, скульпторы (Дэвид Смит) и фотографы (Аарон Сискинд ).

Изображение слайда
16

Слайд 16

Дэвид Роланд Смит (1906—1965) — американский художник, известный своими большими абстрактными геометрическими скульптурами из стали, представитель абстрактного экспрессионизма.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дэвид Смит, 1951 скульптура

Изображение слайда
18

Слайд 18

Из сери скульптур Tanktotem, 1953

Изображение слайда
19

Слайд 19

Аарон Сискинд (1903 -1991) — американский фотограф. Работы Сискинда, преимущественно, это детали и части предметов, вещей и плоских поверхностей. Он был тесно связан с абстрактным экспрессионистским движением.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Нестабильная политическая ситуация в Европе в 30-х годах привела в США (по большей части — в Нью-Йорк) многих ведущих художников-сюрреалистов, которые оказали существенное влияние на абстрактных экспрессионистов благодаря своему стилю и сосредоточенности на бессознательном. Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать их отношение к живописи в целом, как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Марк Ротко, Первобытный пейзаж, 1944

Изображение слайда
24

Слайд 24

Дж.Поллок, Пасха и тотем, 1953

Изображение слайда
25

Слайд 25

Среди предшественников абстрактных экспрессионистов особенно выделяются две заметные фигуры:  Аршиль Горки, который создавал суггестивные биоморфные формы с помощью тонких линий и использовал в работе жидкую краску, и Ганс Гофман, работы которого отличают динамичные и текстурные мазки, но при этом традиционная композиция.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Аршиль Горки  ( 1904–1948)  – американский художник армянского происхождения. Считается, что Горки оказал существенное влияние на абстрактных экспрессионистов и стал одним из главных предшественников этого направления.

Изображение слайда
27

Слайд 27

А.Горки В Хоркоме. Образ, 1936

Изображение слайда
28

Слайд 28

Как уже было сказано, многие из абстрактных экспрессионистов выросли из первых художественных опытов и экспериментов в 1930-е годы. Великая Депрессия породила два популярных художественных движения — риджионализм и социальный реализм

Изображение слайда
29

Слайд 29

Риджионализм, регионализм — течение в американской живописи 1930-х годов. Движение обращалось к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Грант Вуд,  Американская готика  (1930) Одна из самых популярных работ того периода, относящегося к риджионализму

Изображение слайда
31

Слайд 31

Ни одно из этих направлений не устраивало эту новую генерацию художников, сосредоточенную на поисках богатого содержания и глубокого смысла, на живописи, лишенной провинциализма и откровенной политической окраски. Однако было у Великой Депрессии и одно преимущество, в это время правительство США создало несколько мощных государственных программ по обеспечению безработных американцев рабочими местами, что позволило многим начинающим художникам начать успешную карьеру.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Убежденность абстрактных экспрессионистов в том, что искусство должно быть основано в первую очередь на личном опыте. Работа над муралами вдохновила их на создание монументальных абстрактных полотен в дальнейшем. А совместная работа на правительство США помогла этой разношерстной публике держаться вместе, когда начало зарождаться новое художественное движение.

Изображение слайда
33

Слайд 33

* Монументальная живопись  или  мурализм  — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используется термин  « мурал »  (от исп.  mural  — настенная живопись). Также возможно определение  «монументально-декоративная роспись» Этот термин « мурал » сейчас часто примирителен к масштабным работам стрит-арта и граффити культуре.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Для того чтобы дать этому движению жизнь, сложилось много факторов. В 1947-м Джексон Поллок изобрел «капельную» технику. В следующем году в галерее Чарльза Эгана прошла важная выставка работ Виллема де  Кунинга. Марк Ротко начинает писать картины-« мультиформы », предшественники самых популярных его работ зрелого периода. После того, как полтора десятка художников устроили бойкот выставке современного искусства в Музее Метрополитен, их запечатлели на групповом фото для журнала Life и окрестили «Раздраженными» (« The Irascibles »). Так в абстрактном экспрессионизме появилось нечто вроде общей цели и идеи. Так в абстрактном экспрессионизме появилось нечто вроде общей цели и идеи.

Изображение слайда
35

Слайд 35

«Раздраженные»: Теодорос Стамос, Джимми Эрнст, Барнетт Ньюман, Джеймс Брукс, Марк Ротко, Ричард Пузетт-Дарт, Уильям Базиотис, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл, Роберт Мазервелл,  Бредли Уокер Томлин, Виллем де  Кунинг, Адольф Готтлиб, Эд  Рейнхардт и Эдда Стерн.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Серьезным преимуществом для первых абстрактных экспрессионистов стало то, что большинство из них жили и работали в Нью-Йорке, который уже в то время славился огромной сетью музеев и галерей, регулярно проводившими выставки даже самых смелых и неоднозначных художников. В Музее современного искусства демонстрировались экспозиции «Кубизм и абстрактное искусство», «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» и масштабная ретроспектива работ Пикассо. А в 1939 году в Нью-Йорке открылся Музей беспредметной живописи (позже переименованный в Музей Соломона Гуггенхайма), славившийся своей внушительной коллекцией работ Василия Кандинского.

Изображение слайда
37

Слайд 37

По мнению многих критиков и искусствоведов, именно абстрактный экспрессионизм стал причиной того, что Нью-Йорк в конце концов стал центром мира западного искусства. Жизнь художников этого направления вращалась по большей части вокруг Нижнего Манхэттена.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Виллем де Кунинг с женой Элейн в своей студии в Нью-Йорке. Марк Ротко на фоне своей картины.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Прогулявшись вдоль 8-й улицы, можно было зайти в кафетерий «Вальдорф», где полунищие художники заправлялись  «томатным супом», сварганенным из бесплатной горячей воды и кетчупа. Дальше по улице находилась Школа изящных искусств Ганса Гофмана и «Клуб» — лофт, в котором проводились лекции и до поздней ночи велись жаркие дискуссии об искусстве. Студия Джексона Поллока находилась на Восточной 8-й улице, Виллем де  Кунинг и Филип Гастон обосновались на Восточной 10-й, Впрочем, довольно часто художник вместе с коллегами коротал ночи в ставшей знаменитой закусочной « Cedar Street Tavern ».

Изображение слайда
40

Слайд 40

Джексон Поллок (1912-1956)- американский художник, представитель абстрактного движения экспрессионистов XX века, известный уникальным стилем капельной живописи (живопись действия, дриппинг ) Будучи прославленным мастером своего поколения, живописец оставил богатое наследие, хранящееся в частных коллекциях и представленное в экспозициях ведущих музеев современного искусства.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42: Живопись действия

В 1947 году Джексон Поллок изобрел радикально новую технику. До этого краски наносились на полотно с помощью кисти, а сами холсты натягивались на подрамник и устанавливались на мольберт. Поллок же лил и капал разбавленную краску (часто — обычную «техническую» эмаль) на холсты, расстеленные на полу, прямо из банки либо разбрызгивал ее с помощью подручных предметов.  В качестве аппликаторов Джексон применял закаленные кисти, палочки и шприцы для поливки.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Джексон Поллок за работой.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Его работы были однозначно нефигуративными. Они шокировали зрителей своими сюжетами (точнее, отсутствием таковых), громадными размерами и техникой.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Д. Поллок «Номер 5», 1948, 243х121 см

Изображение слайда
46

Слайд 46

Джексон Поллок, Номер 8 (деталь) 1949

Изображение слайда
47

Слайд 47

Джексон Поллок ,Синие шесты (Номер 11), 1952

Изображение слайда
48

Слайд 48

Джексон Поллок , Номер 1 (Лавандовый туман ), 1950

Изображение слайда
49

Слайд 49

Подражая процессу создания индийских песочных картин, Поллок располагал холсты на полу, чтобы иметь возможность свободно перемещаться вокруг. Техника создания абстракций не предполагала случайных форм и цветов, художник четко знал, в каком месте должно было появиться то или иное пятно. Бросая, капая, наливая и разбрызгивая, Джексон энергично двигался по холсту, почти как в танце, и не останавливался, пока не видел то, что хотел увидеть. Такая манера получила название «живопись действия» с легкой руки искусствоведа Гарольда Розенберга.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Документальная запись того, как работал Поллок https://www.youtube.com/watch?v=eycL8JMaxRw

Изображение слайда
51

Слайд 51

Для абстрактных экспрессионистов достоверность и ценность их работ заключалась прежде всего в прямоте и непосредственности выражения. Каждая картина должна была служить для раскрытия внутренней сущности художника, а энергичная стилистика живописи действия являлась главным признаком живого процесса творения.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Виллем де Кунинг (1904-1997)— ведущий художник и скульптор второй половины XX века, один из лидеров абстрактного экспрессионизма. Виллем де  Кунинг выработал свою собственную версию живописи действия: энергичный, даже агрессивный стиль, работая в котором он чередовал чисто абстрактные работы с мощными иконическими фигуративными картинами.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Виллем де Кунинг в своей студии, 1950 год.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Виллем де Кунинг, Женщина I I I,1953

Изображение слайда
55

Слайд 55

Виллем де Кунинг, Раскопки,1950

Изображение слайда
56

Слайд 56

Виллем де Кунинг, Весенняя женщина II, 1961

Изображение слайда
57

Слайд 57

Изображение слайда
58

Слайд 58: Живопись цветового поля

Второй важнейшей «группировкой» среди абстрактных экспрессионистов были художники, выбравшие «живопись цветового поля». Основными участниками этой группы считаются Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл. Эти художники опирались в своей работе на религию и мифологию и создавали простые композиции с большими областями, заполненными одним цветом, призванные вызвать у зрителя созерцательное, медитативное настроение.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Клиффорд Стилл, «1949»,1949

Изображение слайда
60

Слайд 60

Марк Ро́тко (1903-1970) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Изображение слайда
62

Слайд 62

По словам Марка Ротко, его светящиеся изнутри цветовые прямоугольники с размытыми краями должны были провоцировать почти религиозные переживания, даже вызывать слезы.

Изображение слайда
63

Слайд 63

Марк Ротко, № 9 (Темный на светлом землистом, фиолетовый и желтый на розовом), 1954

Изображение слайда
64

Слайд 64

В живописи цветового поля, как и в живописи действия, существенную роль играл размер полотен. Ротко, к примеру, писал на огромных холстах, объясняя это так:  «Я рисую большое, чтобы быть ближе». Одной из главных идей было размещение этих громадных полотен в выставочном пространстве так, чтобы зритель оказывался окруженным ими со всех сторон и максимально погруженным в цветовые плоскости.

Изображение слайда
65

Слайд 65

Марк Ротко, Белый центр (желтый, розовый и лавандовый на красном),1950

Изображение слайда
66

Слайд 66

Хотя его мятежный мозг будоражили скорее идеи и их адекватная реализация, чем то, насколько картины понравятся зрителю с эстетической точки зрения,  Ротко создавал потрясающе красивые полотна. Хотел он того или нет, ему удавалось находить сочетания оттенков ценные сами по себе, в своем минимализме и чистоте, безотносительно того смысла, что он в них вкладывал.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Марк Ротко, Чёрный на тёмно-бордовом,1958

Изображение слайда
68

Слайд 68

Изображение слайда
69

Слайд 69

Галереи должны были соблюдать все его требования. Для картин Ротко не годились проходные залы. Также в них нельзя было находиться работам других художников или любым посторонним объектам: ничто не должно было мешать зрителю войти в непосредственный контакт с произведением Ротко. Поэтому предусматривалось минимальное освещение, закрытые окна и отсутствие каких бы то ни было рам — ничего, что могло бы сместить акцент с самих холстов.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Часовня Ротко. 1964-67 г. Капелла, Хьюстон, Техас

Изображение слайда
71

Слайд 71

Джаз был импровизационным и максимально энергичным, и абстрактные экспрессионисты, включая Джексона Поллока, признавались, что слушают джаз во время работы. Норман Льюис работал в Гарлеме, районе Нью-Йорка, известном художественными, музыкальными и литературными достижениями, где жили преимущественно афроамериканцы.

Изображение слайда
72

Слайд 72

Льюис часто изображал гарлемские джаз-клубы в своих ранних фигуративных работах. Его более поздние абстрактные работы кажутся пропитанными джазовыми лирикой и спонтанностью. Однажды Виллем де  Кунинг написал, сравнивая свою технику с техникой знаменитого трубача:  « Майлс Дэвис изгибает ноты. Он не играет их, он их гнет. А я гну краски».

Изображение слайда
73

Слайд 73

Норман Льюис, Джаз-бэнд, 1948

Изображение слайда
74

Слайд 74

Норман Льюис, Джазовые музыканты, 1948

Изображение слайда
75

Слайд 75

Ташизм

Изображение слайда
76

Слайд 76

В своем современном понимании  ташизм  возник в 1950-х годах во Франции. Стиль получил название от французского слова tache  — пятно. Ташизм стал частью более массового французского послевоенного направления в живописи, известном как информализм  (фр.  art informel ). Мастера стиля отказались от геометрической абстракции в пользу интуитивной, инстинктивной формы самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен или линий.

Изображение слайда
77

Слайд 77

Изображение слайда
78

Слайд 78

Внутри ташизма можно различить два основных направления. Первое —  абстрактный импрессионизм, образная техника рисования, при которой краски наносятся кистью, цветными штрихами или небольшими мазками. Второе —  лирическая абстракция, нефигуративная техника рисования, для которой характерны красочные брызги и капли.

Изображение слайда
79

Слайд 79

Ханс Хартунг. « Rayonnement ». 1962.

Изображение слайда
80

Слайд 80

Ташизм стал реакцией на принципы кубизма и геометрической абстракции. Картины, выполненные в этом стиле, характеризуются цветными пятнами, возникающими из брызг, созданных при помощью кисти, или спонтанных струй краски на холсте, размещенном художником вертикально или горизонтально. Мастера также применяют капельные методы с использованием перфорированных емкостей (как Джексон Поллок) или льют краску непосредственно из тюбика (как Жорж Матье).

Изображение слайда
81

Слайд 81

Асгер Йорн, Письмо моему сыну, 1957

Изображение слайда
82

Слайд 82

Некоторые используют элементы каллиграфии, некоторые дополняют абстракцию пальцевыми мазками. В любом случае, ташизм противостоит европейской абстрактной живописи 1940-х и 50-х годов, которая, отвергая образное содержание, обычно остается верной классическим ценностям композиции.

Изображение слайда
83

Слайд 83

Жорж Матьё. Картина 1952

Изображение слайда
84

Слайд 84

Родоначальником ташизма, как считают, стал французский художник и фотограф Вольс. Вольс много экспериментировал, работал крупными цветными мазками, с каплями и царапинами, позже стал использовать рельефы; некоторые работы он выставлял в подсвеченных коробах. Художника вдохновляли такие мастера, как Пауль Клее и Отто Дикс. По воле судьбы Вольс умер в 1951 году — как раз тогда, когда движение ташистов только набирало силу.

Изображение слайда
85

Слайд 85

Вольс. «It's All Over The City». 1947

Изображение слайда
86

Слайд 86

Художники, работающие в стиле ташизм, руководствуются интуицией и спонтанностью, в их произведениях полностью отсутствует материальная визуальная составляющая. Они выплескивают на полотна впечатления, эмоцию, свою бессознательную активность, преломляя их через цветовые пятна, наносимые под влиянием сиюминутного порыва.

Изображение слайда
87

Слайд 87

Пьер Сулаж, Без названия (Черный и синий),1973

Изображение слайда
88

Слайд 88

Отметим, что техники, сходные с ташизмом — «автоматическое письмо» — в 1940-е год использовали в своих экспериментах и сюрреалисты — в частности, Макс Эрнст. В манере, близкой к ташизму, работали представители группы « КоБрА  ( CoBrA  — аббревиатура из названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам), а также японская группа « Гутаи » ( Gutai ).

Изображение слайда
89

Последний слайд презентации: Искусство второй половины XX в

Мультфильм о абстрактном экспрессионизме https://vk.com/video-46252034_456239053

Изображение слайда