Презентация на тему: Искусство раннего Возрождения

Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Человек эпохи Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Наука
Периодизация Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Проторенессанс
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Джотто ди Бондоне (1266—1337)
Ф реска  «Поцелуй Иуды», Капелла Скровеньи
Искусство раннего Возрождения
Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь
Искусство раннего Возрождения
Оплакивание Христа 1307, Капелла дель Арена, Падуя
Искусство раннего Возрождения
Флоренция. Кампанила Джотто
Искусство раннего Возрождения
Расписной крест. Около 1290—1300. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Искусство раннего Возрождения
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция
Искусство раннего Возрождения
Проповедь птицам.
Искусство раннего Возрождения
Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
Искусство раннего Возрождения
Триптих Стефанески. Около 1330 г. Лицевая сторона. Пинакотека, Ватикан.
Мадонна с младенцем. 1320—1325 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Мадонна Оньиссанти »  (1306—1310)  Галерея Уффици во Флоренции.
Симоне Мартини (1284 - 1344).
Симоне Мартини. Несение креста. Деталь. Париж, Лувр
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена
Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи Св. Мартин делит свой плащ с нищим.
Посвящение в рыцари.
Видение св. Амвросия.
Чудо во время мессы
Искусство раннего Возрождения
Данте Алигьери. Портрет работы  Сандро Боттичелли (1495)
Искусство раннего Возрождения
Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо  (1450, Галерея Уффици)
Искусство раннего Возрождения
Памятник Данте 1865 г. Флоренция. Работа скульптора Э. Пацци
«Божественная комедия »
Элизабет Сонрель. Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери
Искусство раннего Возрождения
Искусство раннего Возрождения
1/55
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5915 Кб)
1

Первый слайд презентации: Искусство раннего Возрождения

Во все века жила, затаена, И жажда светлых, благостных веселий. Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь — весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Те плыли за Колумбом в даль Америк, Те с Кортецом несли на чуждый берег Крест, чтоб с ним меч победно пронести. Стремились все — открыть, изобрести, Найти, создать… Царила в эти годы Надежда — вскрыть все таинства природы. И.А. Бунин

Изображение слайда
2

Слайд 2

Возрожде́ние, или  Ренесса́нс  (фр.  Renaissance,  итал. Rinascimento  от  re / ri  «снова; заново» +  nasci  «рождённый» — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится  на начало XIV века — последнюю четверть XVI веков. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин. Термин  Возрождение  встречается уже у итальянских гуманистов, например, у  Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века  Жюлем Мишле. В настоящее время термин  Возрождение  превратился в метафору культурного расцвета. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора,  Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV  веках, но оно твёрдо установилось только с 1420-х годов. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Человек эпохи Возрождения

Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

Изображение слайда
5

Слайд 5

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». П. Мирандола.

Изображение слайда
6

Слайд 6

«Человек одарён от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» ( Франческо Гвиччарди ). «Каждый человек всегда находиться в центре мира. Каждый- средосточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи). «Я ставлю тебя в центре мира чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё,что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным,ни бессмертым,чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» ( Пикоделла Мирандола ).

Изображение слайда
7

Слайд 7

«Человек измеряет небо и землю… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» ( Марсилио Фичино ).

Изображение слайда
8

Слайд 8

«Наш век (XV) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдаюющихся в познаниях и в науках, и в других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» ( Серторио Кваттромани ). «Люди не только будут обладать знаниеми всех вещей, но станут почти всемогущими» ( Бернардино Толезио )

Изображение слайда
9

Слайд 9: Наука

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и  Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах   Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца»  Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Периодизация Возрождения

Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

В воскрешенной античной формуле «красота — это гармония» выражались сущность искусства эпохи Возрождения и своеобразное представление об окружающем мире. Красота — это упорядоченное созвучие и соединение частей, то есть гармония. В ее основе лежит пропорция, совершенный образ, где, по словам архитектора Леона Альберти (1404—1472), «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».

Изображение слайда
13

Слайд 13: Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции ( Чимабуэ,  Джотто ) и Сиены ( Дуччо,  Симоне Мартини ). Центральной фигурой живописи стал  Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом. В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия —  Франческо Петрарка  (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость, появление интереса к античному наследию. Социальными предпосылками в 1200-е ( дученто ) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане). Для архитектуры  проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Для скульптуры  этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Для живописи  характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Джотто ди Бондоне (1266—1337)

Я — это тот, кем угасшая живопись снова воскресла. Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была, В чем недостаток искусства, того не дала и природа, Больше никто не писал, лучше — никто не умел. Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью? Циркулем верным моим к звездам она взнесена. Джотто  — прозвание мне. Чье творение выразит это? Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Ф реска  «Поцелуй Иуды», Капелла Скровеньи

Изображение слайда
18

Слайд 18

Творчество Джотто ди Бондоне называют предтечей раннего Ренессанса. Это был первый итальянский художник, который отошел от «плоской» средневековой живописи и привнес реализм и объемность в свои картины. Для своего времени художник являлся настоящим новатором, а такие признанные мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль восторгались и вдохновлялись его творчеством. Петрарка писал о нем: «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь

Изображение слайда
20

Слайд 20

Итальянцы послушно продолжали писать невыразительные образы вплоть до XIII века. Джотто ди Бондоне стал настоящим новатором в манере изображения библейских сюжетов. Его картины и фрески очень отличались от традиционной живописи того времени. Изображаемые образы перестали быть эмблематичными, приобрели индивидуальные черты, у них появились эмоции.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Оплакивание Христа 1307, Капелла дель Арена, Падуя

Изображение слайда
22

Слайд 22

Если рассматривать работы художника с современной точки зрения, они далеки от того реализма, к которому мы привыкли. Однако в контексте истории творчество Джотто стало настоящим прорывом, предтечей Ренессанса. Леонардо да Винчи писал, что  « Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий…». А художник из Флоренции Ченнино Ченнини метко высказался, что художник «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».

Изображение слайда
23

Слайд 23: Флоренция. Кампанила Джотто

Изображение слайда
24

Слайд 24

В идейную основу творчества Джотто легло религиозное  обновление, связанное с деятельностью святого Франциска Ассизского и его последователей. Его искусство отразило новое отношение к личности, не как к вместилищу греха, а как к отражению Божественной мудрости. Земной путь  Христа  и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников, изображенные с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Искусство Джотто характеризуется эмпирическим реализмом, присущим готике, и интересом к опыту античных и раннехристианских  мастеров. Последний позволил ему достичь художественно убедительного синтеза историзма, реалистической достоверности и идеализации образов, позволявшего в равной степени выражать в божественном земное, а в земном - божественное.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Расписной крест. Около 1290—1300. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Изображение слайда
26

Слайд 26

Основные работы Церковь Сан-Франческо  в  Ассизи Капелла Скровеньи  в Падуе Церковь Флорентийского аббатства во  Флоренции Церковь Святого Креста во Флоренции

Изображение слайда
27

Слайд 27: Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция

Изображение слайда
28

Слайд 28

Характерные для ранних работ Джотто яркий свет и тщательная проработка деталей тесно связаны между собой. В самом деле, хотя на полотне или на фреске перед нами присутствует иллюзия реальности. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто, искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков — все эти черты стали характерными приметами его неповторимого стиля.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Проповедь птицам

Изображение слайда
30

Слайд 30

Джотто выразил в своих работах материальность и пространственную протяжённость, использовав ряд уже известных в его время приёмов — угловые ракурсы, упрощённую античную перспективу. Если считать сюжетное пространство работ того времени в определённом смысле религиозным театром, то Джотто сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и чёткость структуры объёмного мира. Одновременно он разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объёмность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли

Изображение слайда
32

Слайд 32

Джотто стал первым талантливым мастером, широко использовавшим изображение трёхмерного пространства в своих работах. Не в каждой из его работ трёхмерность прослеживается последовательно, и почти нигде она не присутствует во всех частях и деталях. И всё-таки он проработал этот приём лучше своих предшественников, а самое главное: само применение иллюзии трёхмерности на двумерном пространстве холста оказалось созвучно духу времени

Изображение слайда
33

Слайд 33: Триптих Стефанески. Около 1330 г. Лицевая сторона. Пинакотека, Ватикан

Изображение слайда
34

Слайд 34: Мадонна с младенцем. 1320—1325 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Изображение слайда
35

Слайд 35: Мадонна Оньиссанти »  (1306—1310)  Галерея Уффици во Флоренции

Изображение слайда
36

Слайд 36: Симоне Мартини (1284 - 1344)

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Симоне Мартини. Несение креста. Деталь. Париж, Лувр

Изображение слайда
38

Слайд 38

Картина Симоне Мартини «Благовещение» была создана в 1333 году. Художник создал её для алтаря Ансания, который находится в Сиене. Фон фрески золотой, что символизирует небо, а силуэт Марии сдержанный и плавный. Архангел Гавриил отображен на полотне активной фигурой, его одежда развивается, а крылья обрели летящую форму. Описание не имеет таинственности и каких-то загадок. Картина передает нечто очень мягкое, но в тоже время яркое и божественное. Образы, которые можно выделить на фреске, мистические. Каждая фигура сама по себе словно хрустальная, очень хрупкая и бесплотная. Святые Ансаний и Юлитта, наоборот, получились достаточно объемными и реалистичными.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

Самая популярная картина Симоне Мартини – « Маэста ». Она же, вероятно, была первым крупным произведением творца. Исследователи уверены, что именно под влиянием Дуччо был создан этот шедевр. Картине присущи некоторые очень точные черты. Среди них изменение цветов, форм и линий.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена

Изображение слайда
42

Слайд 42: Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи Св. Мартин делит свой плащ с нищим

Изображение слайда
43

Слайд 43: Посвящение в рыцари

Изображение слайда
44

Слайд 44: Видение св. Амвросия

Изображение слайда
45

Слайд 45: Чудо во время мессы

Изображение слайда
46

Слайд 46

Это торжественная, полная иерархической строгости композиция, написанная, вне сомнения, под влиянием « Маэста » Дуччо. Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный, если можно так выразиться, « полуколлаж ». Симоне делал в  штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово. Можно только представить, каким эффектным и сияющим было это произведение в 1315 г.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Данте Алигьери. Портрет работы  Сандро Боттичелли (1495)

Изображение слайда
48

Слайд 48

Да́нте Алигье́ри   ( 1265  —  1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо  (1450, Галерея Уффици)

Изображение слайда
50

Слайд 50

В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь —  Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. Данте и Беатриче стали символом любви, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта. В 1274 году девятилетний Данте залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари  — это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Памятник Данте 1865 г. Флоренция. Работа скульптора Э. Пацци

Изображение слайда
52

Слайд 52: Божественная комедия »

По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространенный жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершенных на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим  аллегориям придаётся также политический смысл: рысь —  Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии  . От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум, посланный к поэту  Беатриче  (которая здесь предстает как символ божественного провидения). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге  рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать ( Беатриче в пер. с ит. — благодатная) ведет к вечному блаженству.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Элизабет Сонрель. Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери

Изображение слайда
54

Слайд 54

«Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник многих зол. Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское « вежество » («Рай», рассказ Каччагвиды ). Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI) — это хвалебный гимн гибеллинизму. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI); эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду. Его философия — теология, его наука —  схоластика, его поэзия — аллегория. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы, и поэтому он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло ). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом. Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал.

Изображение слайда
55

Последний слайд презентации: Искусство раннего Возрождения

Изображение слайда