Оставьте email, на который прислать ссылку с презентацией
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Лекция Философия Нового времени Разработчики: Конашкова А.М – к. ф. н., старший преподаватель каф. Философии Замощанский И.И. – к. ф. н., старший преподаватель каф. Философии
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу
Процесс познания (гносеология) Изменение отношения «человек-мир» Создание универсального метода исследования природы Возникновение науки Преодоление субъективности Человек как познающий субъект, природа – как объект Эмпиризм и индуктивный метод Рационализм и аксиоматический метод
Джон Локк Френсис Бэкон Давид Юм Готфрид Лейбниц Рене Декарт Дэвид Беркли
Ф. Бэкон (1561-1626) – англичанин, родоначальник эмпиризма, лорд-канцлер и хранитель королевской печати. Был уличен в получении взятки и отправлен в отставку. Дж. Локк (1632-1704) – английский врач, политик, философ. Развивал эмпиризм. Д. Беркли (1685-1753) – английский эпископ, эмпирик, философ. Д. Юм (1711-1776) – сторонник эмпиризма, философский скептик, оказал значительное влияние на И. Канта. Р. Декарт (1596-1660) – французский философ, математик, создатель аналитической геометрии, родоначальник рационализма. Г. Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, приверженец рационализма, создал учение о множественности субстанций.
Субъект Объект Новое время (человек) (мир, природа, вещи) - Субъект наделяется чертами активности, деятельности, возможностью познания и преобразования окружающего мира - Мир теперь воспринимается как пассивный объект, существующий для приложения сил и способностей человека
Из природы изымается понятие цели. Происходит десакрализация природы. Основой восприятия мира становится образ механизма, машины. Такое понимание природы ориентирует человека в направления активной деятельности. Возвеличивание разума, вера в его безграничные возможности Противопоставление субъекта и объекта, человека и мира, дуализм.
Согласно эмпиризму информацию о мире мы получаем из опыта посредством органов чувств. Сначала через органы чувств мы накапливаем различные данные. Затем разум обрабатывает их: анализирует, систематизирует, классифицирует.
Внешний мир - источник всех значений Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах Основа познания – опыт Разум – чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена
Размышление от частного к общему. Через органы чувств фиксируются некоторые частные факты, а затем обнаруживается их общий признак. Для подведения под общее необходим эксперимент или опыт.
Непосредственная очевидность объекта Простота и доступность Возможность проверки, полученных данных Неограниченность обобщения
Ограниченность полной индукции Возможность ошибки в непосредственном восприятии
Данные органов чувств не могут служить основой познания, в них можно усомниться Опыт всех людей различен Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума Научное исследование должно строится путем выведения знаний из самоочевидных, данных разуму изначально, аксиом
Выведение из аксиом Внутренняя очевидность, ясность и отчетливость Несомненность мышления Врожденные идеи Очистительная сила радикального сомнения
В Новое время происходит возникновение и философское обоснование экпериментально-математического познания природы Мировоззренческим ориентиром становится вера в прогресс, научно-техническое развитие и безграничные возможности человеческого разума Перед философией встает проблема создания универсального метода научного познания природы
Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии / Отв. ред. П.С. Гуревич. М., 1988 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.
Ничего не найдено