Презентация на тему: ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Основные компетенции Содержание лекции Аврелий Августин Социальная этика Августина Теоцентрическая картина мира Тип философствования, сложившийся в Средневековье Специфические черты схоластики Главные направления схоластики Фома Аквинский Основные итоги религиозной философии Средних веков Вопросы для повторения Рекомендуемая литература
1/14
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 82)
Скачать (419 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

2

Слайд 2

Лекция ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Разработчик: Скоробогацкая Н.А. – канд. филос. наук, доцент каф. философии

3

Слайд 3: Основные компетенции

Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу C пособность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса

4

Слайд 4: Содержание лекции

Вопросы: Возникновение религиозной философии в средневековой Европе. Основные проблемы религиозной философии Средневековья. Специфические черты и главные направления схоластики.

5

Слайд 5: Аврелий Августин

354 – 430 гг. «Исповедь», «Град Божий» - основные начала христианской религиозной философии Бог – исходное и единственное начало философии (теоцентрическая картина мира)

6

Слайд 6: Социальная этика Августина

Предмет социальной этики – град земной (мирское, языческое государство) и град Божий (незримое сообщество праведных людей), взаимоотношение двух градов История – восхождение человека и общества к моральному идеалу, необходимость нравственного самоусовершенствования человека Божественная опека над историей, помощь Бога человеку – благодать, посылаемая избранным, обращающая их разум к истинному порядку мировых ценностей История – процесс, в котором осуществляется божественное предопределение, но оно осуществляется через свободную волю человека творить добро

7

Слайд 7: Теоцентрическая картина мира

Бог Онтологический аспект: Бог заключает в себе все формы бытия, будучи сам первым (совершенным) образцом действительности Этический аспект : Бог есть абсолютное благо Гносеологический аспект : Бог (Христос) есть Логос и Истина, основной источник знаний

8

Слайд 8: Тип философствования, сложившийся в Средневековье

Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

9

Слайд 9: Специфические черты схоластики

 Традиционализм и ретроспективность  Экзегетика (как искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания)  Самоотчуждение личности мыслителя  Склонность к назидательности и учительству, морализаторство

10

Слайд 10: Главные направления схоластики

 Центральным вопросом этого периода была проблема универсалий, общих понятий: существуют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным предметам, или они не имеют никакого реального содержания, существуя в лучшем случае в познающем уме.  Реализм и номинализм – два направления в решении этого вопроса.  Реализм давал утвердительный ответ на этот вопрос. Философские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности, предшествующей вещам.  Номинализм считал, что реальным существованием обладают только единичные предметы. Общие понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Познаются вещи, а не формы, порожденные умом.

11

Слайд 11: Фома Аквинский

Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas ) (1225, замок Роккасекка, близ Аквино, недалеко от Неаполя — 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»); с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе и в Париже. Он написал более 60 трудов, из которых наиболее важными являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

12

Слайд 12: Основные итоги религиозной философии Средних веков

 Глубокое усвоение культурного и философского наследия античности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения;  Обоснование субстанциального единства мира и идеи универсальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени;  Разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания;  Обоснование в рамках номиналистической философии эмпирического подхода в философии и науке, перехода к опытному познанию;  Открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Возрождения;  Разработка исходных начал объективного идеализма, получивших продолжение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.

13

Слайд 13: Вопросы для повторения

 Каковы исторические условия и духовные основы перехода от античной культуры к средневековой?  В чем Вы видите значение патристики для формирования религиозного мировоззрения?  Каковы основные проблемы средневековой религиозной философии?  Охарактеризуйте отличительные черты и особенности схоластики.  Раскройте содержание реализма и номинализма как двух главных направлений средневековой религиозной философии.  Каково ее значение для последующего развития философии и науки?

14

Последний слайд презентации: ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: Рекомендуемая литература

Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Раздел II, гл. 3. – Екатеринбург, 1996. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Разделы 2 и 3. – М., 1979. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Т. 1. Кн. 2 – Католическая философия. – Новосибирск, 1994. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1997. С. 47-56 (гл. 2 § 3). Антология мировой философии. – М., 1969. Т. 1, ч. 2. Мир философии: книга для чтения в 2 т. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991. Т. 1. С. 14-15, 193-196, 483-486, 612-615; Т. 2. С. 375-377.

Похожие презентации

Ничего не найдено