Оставьте email, на который прислать ссылку с презентацией
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Лекция ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Разработчик: Скоробогацкая Н.А. – канд. филос. наук, доцент каф. философии
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу C пособность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса
Вопросы: Возникновение религиозной философии в средневековой Европе. Основные проблемы религиозной философии Средневековья. Специфические черты и главные направления схоластики.
354 – 430 гг. «Исповедь», «Град Божий» - основные начала христианской религиозной философии Бог – исходное и единственное начало философии (теоцентрическая картина мира)
Предмет социальной этики – град земной (мирское, языческое государство) и град Божий (незримое сообщество праведных людей), взаимоотношение двух градов История – восхождение человека и общества к моральному идеалу, необходимость нравственного самоусовершенствования человека Божественная опека над историей, помощь Бога человеку – благодать, посылаемая избранным, обращающая их разум к истинному порядку мировых ценностей История – процесс, в котором осуществляется божественное предопределение, но оно осуществляется через свободную волю человека творить добро
Бог Онтологический аспект: Бог заключает в себе все формы бытия, будучи сам первым (совершенным) образцом действительности Этический аспект : Бог есть абсолютное благо Гносеологический аспект : Бог (Христос) есть Логос и Истина, основной источник знаний
Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Традиционализм и ретроспективность Экзегетика (как искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания) Самоотчуждение личности мыслителя Склонность к назидательности и учительству, морализаторство
Центральным вопросом этого периода была проблема универсалий, общих понятий: существуют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным предметам, или они не имеют никакого реального содержания, существуя в лучшем случае в познающем уме. Реализм и номинализм – два направления в решении этого вопроса. Реализм давал утвердительный ответ на этот вопрос. Философские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности, предшествующей вещам. Номинализм считал, что реальным существованием обладают только единичные предметы. Общие понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Познаются вещи, а не формы, порожденные умом.
Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas ) (1225, замок Роккасекка, близ Аквино, недалеко от Неаполя — 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»); с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе и в Париже. Он написал более 60 трудов, из которых наиболее важными являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
Глубокое усвоение культурного и философского наследия античности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения; Обоснование субстанциального единства мира и идеи универсальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени; Разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания; Обоснование в рамках номиналистической философии эмпирического подхода в философии и науке, перехода к опытному познанию; Открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Возрождения; Разработка исходных начал объективного идеализма, получивших продолжение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.
Каковы исторические условия и духовные основы перехода от античной культуры к средневековой? В чем Вы видите значение патристики для формирования религиозного мировоззрения? Каковы основные проблемы средневековой религиозной философии? Охарактеризуйте отличительные черты и особенности схоластики. Раскройте содержание реализма и номинализма как двух главных направлений средневековой религиозной философии. Каково ее значение для последующего развития философии и науки?
Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Раздел II, гл. 3. – Екатеринбург, 1996. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Разделы 2 и 3. – М., 1979. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Т. 1. Кн. 2 – Католическая философия. – Новосибирск, 1994. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1997. С. 47-56 (гл. 2 § 3). Антология мировой философии. – М., 1969. Т. 1, ч. 2. Мир философии: книга для чтения в 2 т. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991. Т. 1. С. 14-15, 193-196, 483-486, 612-615; Т. 2. С. 375-377.
Ничего не найдено