Презентация на тему: Инновационная модель системы образования РФ до 2020 г

Инновационная модель системы образования РФ до 2020 г.
Стратегические ориентиры
Стратегические ориентиры
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры
Образование как база для развития инновационной экономики
Внешние вызовы к системе
Внешние вызовы к системе
Внешние вызовы к системе
Базовые принципы инновационной модели образования
Базовые принципы инновационной модели образования
Базовые принципы инновационной модели образования
Базовые принципы инновационной модели образования
Базовые принципы инновационной модели образования
Инновационная модель : ключевые характеристики
Инновационная модель : ключевые характеристики
Новая модель : общесистемные изменения
Новая модель : общесистемные изменения
Дошкольное образование
Дошкольное образование
Ключевые направления общего образования
Ключевые направления общего образования
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА В ЕГЭ: ПОРТФОЛИО АБИТУРИЕНТОВ
Ключевые направления общего образования
Школьное образование
Школьное образование
Практики: примеры
Практики: примеры
Профессиональное образование
Подход к формированию контрольных цифр приема
Профессиональное образование
Профессиональное образование
Профессиональное образование
Профессиональное образование
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новая модель
Ключевые целевые индикаторы
1/37
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (560 Кб)
1

Первый слайд презентации: Инновационная модель системы образования РФ до 2020 г

Целевые ориентиры Базовые принципы Ключевые характеристики Индикаторы

Изображение слайда
2

Слайд 2: Стратегические ориентиры

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа») Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (в части общего образования)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Стратегические ориентиры

Государственная программа «Развитие образования» на 2013- 2020 годы (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №2148-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы») План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р) Указ №761 от 2 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Изображение слайда
4

Слайд 4: Целевые ориентиры

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

Изображение слайда
5

Слайд 5: Целевые ориентиры

Инвестиции в образование и человеческий капитал Формирование принципиально новой системы непрерывного образования, ориентированного на постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможности его удовлетворения Результатами образования должно стать его соответствие целям опережающего развития

Изображение слайда
6

Слайд 6: Образование как база для развития инновационной экономики

Основные признаки инновационной экономики : Максимальная гибкость и нелинейность организационных производства и социальной сферы Включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы Опора на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных ) за короткие промежутки времени Смена основ социального позиционирования : от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации

Изображение слайда
7

Слайд 7: Внешние вызовы к системе

Демографическая ситуация : Увеличение численности обучающихся. Увеличение численности обучающихся из семей мигрантов, не достаточно владеющих русским языком. Увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи : Рост учебных расходов, привлечение дополнительного числа педагогов, реконструкция и строительство зданий школ. Увеличение числа школ, работающих в сложных социальных условиях. Расширение специальной подготовки педагогов к работе с особыми категориями детей. Разворачивание программ поддержки школ, работающих в сложных условиях.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Внешние вызовы к системе

Экономическая ситуация : • Низкие темпы экономического роста. • Дефицитный федеральный и региональные бюджеты. • Доля расходов на образование будет высокой, но подавляющая их часть будет направлена на заработную плату и строительство ДОО. • Существенное сокращение программного финансирования на развитие региональных систем общего образования из федерального бюджета ( 2014-2016). Задача : Рациональное планирование и эффективное использование ресурсов

Изображение слайда
9

Слайд 9: Внешние вызовы к системе

Социальная ситуация: • Рост неудовлетворенности населения положением дел в сфере образования. Кризис доверия к образовательной политике: – 72% не удовлетворено качеством нынешней системы образования. – 38% видит «ухудшение текущей ситуации в образовании (наибольшая, начиная с 2005 года, доля респондентов) (Левада-центр, 2013) • Усиление социальной и культурной неоднородности общества и общественного спроса. Задача : • Формирование доверия и ресурса общественной поддержки модернизации

Изображение слайда
10

Слайд 10: Базовые принципы инновационной модели образования

Образование как ядро для карьеры в течение всей жизни Индивидуализация образовательных траекторий : 75% их бъема формирует уже не педагог / государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта Новое регулирование образовательного рынка : государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное общество и потребители Прозрачная понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле

Изображение слайда
11

Слайд 11: Базовые принципы инновационной модели образования

Информационный взрыв : объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления Жесткие рамки формальной системы образования размываются ; новые " несистемные " образовательные институты – научные лаборатории, электронные и интернет – СМИ; справочные и " рефератные " сайты ; учебные центры фирм-производителей и дистрибуторов ; частные консультанты, коучеры и репетиторы Реабилитация свободного поиска : преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося

Изображение слайда
12

Слайд 12: Базовые принципы инновационной модели образования

Новый социальный стандарт образования Городская культура и городская экономики резко ограничивает возможности людей без высшего образования В России это усугубляется сложившейся (с 70-х) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование. Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего ( школьного ), главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе

Изображение слайда
13

Слайд 13: Базовые принципы инновационной модели образования

Высокая ценность таланта Образовательная система ранее была нацелена на успешно освоение стандарта основной группой учащихся. Н овая ( равнозначная ) задача : раннее выявление и поддержка талантов, формирование для них особых траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал Система национальных олимпиад Опережающее развитие системы дополнительного образования детей и школьников Адресная поддержка талантливых, мотивированных учащихся Импорт мозгов : стипендии русскоговорящим студентам и аспирантам ближнего зарубежья, приглашение ведущих зарубежных в российские университеты

Изображение слайда
14

Слайд 14: Базовые принципы инновационной модели образования

Новый преподаватель Новое лицо педагога : исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов Снижение доли " герметичных " учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают Творческие компетенции преобладают над дидактикой Новая модель рынка труда преподавателей : он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий ( причем в обе стороны ). Резко растет эффективная зарплата преподавателя ; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров Необходима последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных

Изображение слайда
15

Слайд 15: Инновационная модель : ключевые характеристики

Новый организационно-экономический механизм Налоговые стимулы физическим и юридическим лицам финансирования получения образования Финансирование на основе подушевого принципа Расширение академической и бюджетной самостоятельности О О, перевод большинства в статус А ОО Грантовые программы, поддерживающие академические инициативы и академическую мобильность

Изображение слайда
16

Слайд 16: Инновационная модель : ключевые характеристики

Новые принципы управления в системе образования Институты общественного участия в управлении и контроле качества образования Независимая аккредитация систем управления (и менеджеров ) и оценки качеств Программы внешней поддержки слабых образовательных организаций Прозрачность, полнота и доступность информации об учебных заведениях

Изображение слайда
17

Слайд 17: Новая модель : общесистемные изменения

Взаимодействие с глобальной сферой образования Участие международных сопоставительных исследованиях оценки образования Инфраструктура импорта и экспорта образовательных услуг и технологий Обеспечение доступа граждан к образовательным ресурсам Национальные библиотеки образовательных ресурсов Прозрачная система поступления на образовательные программы Система преференций для семей с проблемами и низкими возможностями

Изображение слайда
18

Слайд 18: Новая модель : общесистемные изменения

Н овый контракт с преподавателем Вывод базовой зарплаты преподавателей на уровень эффективного контракта Формирование отраслевой пенсионной системы для ускорения обновления кадров Программы повышения квалификации и переподготовки открытые для разных поставщиков П еренос основной подготовки педагогов на уровень магистратуры и программ переподготовки Широкое применение гибкой системы оплаты труда и стимулирующих механизмов

Изображение слайда
19

Слайд 19: Дошкольное образование

Охват массовым дошкольным образованием и поддержка семейного воспитания Программы поддержки раннего семейного воспитания Программы сопровождения детей семей группы риска Гибкость образовательных программ и форм организации дошкольного образования

Изображение слайда
20

Слайд 20: Дошкольное образование

Задача : к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет обеспечена доступность дошкольного образования (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года) Инструмент : региональные «дорожные карты»: Развитие муниципально -региональных систем дошкольного образования; Развитие негосударственного сектора. Дошкольное образование

Изображение слайда
21

Слайд 21: Ключевые направления общего образования

1. Обновление образовательных стандартов ( включающие требования к структуре образовательных программ, условиям реализации и к результатам их освоения ) Система оценки качества включает оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, введение новых инновационных механизмов добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включение в процесс оценивания профессиональных-педагогических союзов и ассоциаций.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Ключевые направления общего образования

2. Система поддержки талантливых детей : Специальная система поддержки сформировавшихся талантливых школьников ( развитие сети образовательных учреждений круглосуточного пребывания ) Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка ( поддержка творческой среды в каждой общеобразовательной школе ) Механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ученические портфолио ) при приеме в вузы.

Изображение слайда
23

Слайд 23: ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА В ЕГЭ: ПОРТФОЛИО АБИТУРИЕНТОВ

8 ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТА 1 Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира и Европы, победителя первенства мира, Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса ГТО ДОСТИЖЕНИЯ В УЧЕБЕ 2 Наличие аттестата с отличием Результаты сочинения ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 Осуществление добровольческой деятельности за последних четыре года УЧАСТИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ И СПОРТИВНЫХ КОНКУРСАХ 4 Участие в олимпиадах, не входящих в перечень олимпиад школьников Минобрнауки, и иных интеллектуальных / творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности

Изображение слайда
24

Слайд 24: Ключевые направления общего образования

3. Развитие учительского потенциала 4. Современная школьная инфраструктура 5. Здоровье школьников

Изображение слайда
25

Слайд 25: Школьное образование

Опора на развитие детей в соответствии с возрастными особенностями и потребностями Модернизация сети учреждений общего образования в соответствии с возрастными ступенями Доступность и бесплатность дополнительного образования, в том числе в рамках общего образования (с ориентацией на запросы современных детей )

Изображение слайда
26

Слайд 26: Школьное образование

Поддержка индивидуализации образовательных траекторий Профильное обучение на старшей ступени школы, включая индивидуальные программы и профессиональное обучение Интеграция детей с особыми нуждами в общее образование Дистанционная поддержка образовательного процесса " Компетентностный подход " Разработка и внедрение новых образовательных технологий, реализующих компетентностный подход в общем образовании Существенная модернизация содержания изучения социально-гуманитарных дисциплин и технологических дисциплин Новые методы оценки школьной успешности, ориентированные на широкий спектр образовательных результатов

Изображение слайда
27

Слайд 27: Практики: примеры

Модели интеграции/концентрации ресурсов Сети образовательных организаций (классов) определенного профиля (Новосибирская область (сеть специализированных классов математического и естественнонаучного профилей), Чувашская республика (профильные инженерно-технические классы, профильные классы по авиа и судо-моделированию), Тамбовская область (Школа агробизнеса), агрошколы в сельской местности (Алтайский край, Саха (Якутия)…. Образовательные кластеры, объединяющие организации различных типов в кластеры (Алтайский край, Кировская область, Пермский край) Школы – ступени (Пермский край) Образовательные комплексы (Москва) • Школьный технопарк (Астраханская область)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Практики: примеры

Модели организации образования в малонаселенных пунктах, обеспечивающие привлечение квалифицированных педагогов и эффективное использования ресурсов (« Учительский дом - школа» (Пермский край, Р. Хакасия, Нижегородская область), «Мобильный учитель» (Пермский край). Модели дистанционного образования, в т.ч. решения, связанные с обеспечением высокоскоростного доступа к сети удаленных школ, создание региональных порталов дистанционного образования ( ЯНАО, Калининградская область, Новосибирская область, Ивановская область, Тверская область, Астраханская область…….).

Изображение слайда
29

Слайд 29: Профессиональное образование

Инновационный характер профессиональной подготовки Увеличение исследовательской компоненты в обучении Механизмы долгосрочного финансирования исследований в вузах, включая совместные исследования с бизнесом Независимые от образовательных институтов профессиональные стандарты и экзамены, постоянно обновляемые Новое качество аспирантуры ( резкое сокращение соискательства и заочной аспирантуры ). Возможность завершения исследований после аспирантуры (postdoc ) Инновационная инфраструктура вузов ( бизнес-инкубаторы, технопарки венчурные предприятия ) Интеграция образования и производства ( базовые кафедры, проектные команды, новое качество практики, участие в коммерциализации результатов разработок )

Изображение слайда
30

Слайд 30: Подход к формированию контрольных цифр приема

Изображение слайда
31

Слайд 31: Профессиональное образование

Новая структура системы образования 10-12 научно-образовательных комплексов, 30-40 исследовательских вузов, 100-150 крупных университетов регионального значения ; университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в т.ч прикладного ) – в системе ВПО дл 2/3 выпускников школы Программы : академический бакалавриат, прикладной ( технический ) бакалавриат, магистратура, короткие программы профессиональной подготовки Национальная система трансфера кредитов, позволяющая гибко строить индивидуальные программы Отказ от формы экстерната и замещение заочных форм профессионального образования современными дистанционными формами Возможность необразовательным организациям реализовывать программы магистратуры, аспирантуры и отдельные курсы бакалавриата

Изображение слайда
32

Слайд 32: Профессиональное образование

Развитие частно-государственного партнерства Общественно-государственная система профессиональных стандартов Равные права образовательных организаций любой формы собственности, участвующих в конкурсах на получение госзадания по подготовке кадров, по исследованиям и разработкам Формирование системы независимых аккредитационных агентств Система государственной поддержки образовательного кредитования студентов

Изображение слайда
33

Слайд 33: Профессиональное образование

Повышение гибкости и релевантности высшего образования Существенное сокращение доли аудиторных занятий за счет увеличения самостоятельной работы студентов и письменных ( практических ) работ Значительное сокращение направлений подготовки и увеличение выбора курсов. Превращение стандартов в рамочные требования ( особенно на этапе магистратуре ) Реструктуризация довузовского профессионального образования Перевод части программ СПО в статус прикладного бакалавриата Программы повышения квалификации на базе учреждений СПО Включение части колледжей в состав университетов или крупных образовательных комплексов

Изображение слайда
34

Слайд 34: Профессиональное образование

Развитие системы дополнительного профессионального образования Механизм подтверждения результатов получения неформального образования через экзамены и сертификацию Образовательные консультанты и брокеры, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий Расширение круга поставщиков дополнительного образования Формирование национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов Формирование богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию ( открытые цифровые образовательные ресурсы и программы дистанционного самообразования, модернизация библиотек и музеев )

Изображение слайда
35

Слайд 35: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ, % ДОЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И ССУЗОВ, ТРУДОУСТРОИВШИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДОЛЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХВАТ НАСЕЛЕНИЯ ПРОГРАММАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФОБУЧЕНИЯ ДОЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДВИЖЕНИИ WORLD SKILLS RUSSIA 2013 201 6 44 МЕНЕЕ 5 30 18 51 15 38-40 50

Изображение слайда
36

Слайд 36: Новая модель

Систематическое обучение лишь создает исходные предпосылки для самостоятельного освоения компетентностей Качество : креативные компетентности, социальные компетентности, профессиональные компетентности Гибкие модульные индивидуальные образовательные траектории ( на основе учетов результатов образования ). Можно входить и выходить. Социально обязательное высшее образование, дающее базовые компетентности для профессиональной деятельности Тонкие гибкие ( настраиваемые ) технологии высокой точности Учителя и преподаватели как " знаниевые " работники, владеющие тонкими технологиями Подушевое нормативное и программное ( конкурсное ) финансирование Равные права любых образовательных организаций на поддержку Расширение возможностей частного финансирования образования без увеличения нагрузки на семейные бюджеты ( образовательное кредитование, налоговые льготы на образовательные расходы предприятий ) Автономные организации : свобода распоряжения ресурсами при жесткой фиксации обязательств перед государством и потребителями Грантовое финансирование образовательных и исследовательских инициатив, включая мобильность

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Инновационная модель системы образования РФ до 2020 г: Ключевые целевые индикаторы

заметный рост участия населения в непрерывном образовании ; увеличение доли образовательных учреждений, освоивших современные конкурентные финансово-экономические механизмы в образовании ; улучшение показателей России в международных сопоставительных исследованиях качества образования.

Изображение слайда