Презентация на тему: Индивидуально-типологические особенности личности

Индивидуально-типологические особенности личности
Личность
В отечественной психологии существует ряд определений личности:
Индивидуально-типологические особенности личности
Обобщая, можно дать следующее определение:
Социальность и индивидуальность
Психологическая структура личности
Психологическую структуру личности составляют:
1. «Темперамент»
Свойства темперамента
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Типологии темперамента
Гуморальная теория+нейродианмика
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Конституциональная типология
Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
2. «Способности »
Различают несколько уровней развития способностей людей:
Выделяют общие и специальные способности:
3. «Мотивация»
Индивидуально-типологические особенности личности
4. «Характер»
Структура и свойства
Эмпирические характеристики характера
Функции характера
Акцентуации характера
Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
5. «Воля»
Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):
Индивидуально-типологические особенности личности
6. «Эмоции и Чувства»
Пример разделения эмоций и чувств
Индивидуально-типологические особенности личности
Теория эмоций Джеймса-Ланге
Теория эмоций Кеннона и Барда
В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций:
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Индивидуально-типологические особенности личности
Стресс
Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:
Фрустрация
Индивидуально-типологические особенности личности
1/62
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (460 Кб)
1

Первый слайд презентации: Индивидуально-типологические особенности личности

Подготовил: Дмитриева Светлана Юрьевна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Личность

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово « persona » употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека. Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно - обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.

Изображение слайда
3

Слайд 3: В отечественной психологии существует ряд определений личности:

« Личность – это носитель сознания» (К. К. Платонов); « Личность – это целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л. И. Божович ); « Личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б. Г. Ананьев).

Изображение слайда
4

Слайд 4

« Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов ).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Обобщая, можно дать следующее определение:

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Социальность и индивидуальность

Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т. е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Психологическая структура личности

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Психологическую структуру личности составляют:

• темперамент; • способности; • мотивация; • характер; • воля; • чувства.

Изображение слайда
9

Слайд 9: 1. «Темперамент»

Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение, изменение. Динамические особенности: интенсивность и скорость протекания психических процессов, состояний и действий. Темперамент составляет биологическую основу характера.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Свойства темперамента

Эмоциональная возбудимость – легкость возникновения эмоциональных реакций и процессов. Эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения. Тревожность – степень личностного/ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Утомляемость / работоспособность Импульсивность – быстрота реакции, непроизольных движений+быстрота принятия решения и его исполнение. Ригидность/пластичность – степень легкости приспособляемости к новой ситуации. Экстраверсия/интроверсия – от чего в большей степени будет зависеть реакция, - от внешних впечатлений в данный момент или от внутренних, связанных с прошлым и будущем

Изображение слайда
12

Слайд 12

Сензитивность – порог реакций, степень чувствительности к происходящим событиям Реактивность – степень непроизвольных эмоциональных реакций на внешние-внутренние воздействия. Активность – степень воздействия человека на окружающий мир.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Соотношение активности и реактивности – от чего будет зависеть деятельность человека: от случайных обстоятельств или от целей, намерений. Резистентность – сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности. Темп реакций – скорость протекания реакций.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Типологии темперамента

1. Гуморальная (Гиппократ ) - связывал темперамент с биологическими жидкостями организма. 2. Конституциональная ( Кречмер, Шелдон ) - тип телосложения 3. Нейродинамическая (Павлов ) - свойства Н.С. Определяют типы темперамента

Изображение слайда
15

Слайд 15: Гуморальная теория+нейродианмика

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный человек, быстро и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни и успешно сопротивляющийся ее трудностям. Основные черты – общительный, разговорчивый, отзывчивый, открытый, жизнерадостный.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Меланхолик – слабый, малоподвижный человек, часто пассивный и заторможенный. Сильные раздражители могут вызвать различные нарушения его поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности. Основные черты – тихий, замкнутый, необщительный, пессимистичный, тревожный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Холерик – сильный, неуравновешенный, легко возбуждающийся человек, обладающий большой жизненной энергией, часто вспыльчивый и несдержанный. Основные черты – обидчивый, беспокойный, активный, импульсивный, эмоционально неустойчивый.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный человек, реагирующий на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонный к каким-либо изменениям, хорошо справляющийся с внешними раздражителями. Основные черты – надежный, доброжелательный, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, эмоционально устойчивый.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Конституциональная типология

Конституциональная типология Э. Кречмера. Главным идеологом конституцио­нальной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер (1995), опубликовавший в 1921 году работу подиазванием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний — маниакально-депрессивному (циркуляр­ному) психозу и шизофрении — соответствует определенный тип телосложения.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1. Лептосоматик (астеник)(греч. leptos — хрупкий, soma — тело). Люди худые, с удлиненным лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. (Люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении).

Изображение слайда
21

Слайд 21

2. Пикник ( гpeч.pyknos — толстый, плотный). Люди среднего роста, полновтые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Люди общительные, контактые, эмоциоанльные, легко приспосабливаются к новым условиям. При расстройствах психии склонны к МДП.

Изображение слайда
22

Слайд 22

3. Атлетик (греч. athlon — борьба, схватка). Люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Люди спокойные, невпечатлительные, практичные и властные, сдержанные в жестах и мимике. Не любят премен, плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

Изображение слайда
23

Слайд 23

4. Диспластик (греч. dys — плохо, plastas — сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Ввел Шелдон.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25: 2. «Способности »

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Различают несколько уровней развития способностей людей:

одаренность – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц ; талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности ; гениальностъ – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Выделяют общие и специальные способности:

О бщие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности; С пециальные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т. п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.

Изображение слайда
28

Слайд 28: 3. «Мотивация»

Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: 4. «Характер»

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, выполняемой работе. Характер человека не является врожденным, он формируется в процессе его жизни и деятельности. В целом характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении и формируется.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Структура и свойства

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: 1. Отношение к людям 2. Отношение к труду 3. Отношение к вещам 4. Отношение к себе

Изображение слайда
32

Слайд 32: Эмпирические характеристики характера

Полнота – разнообразие черт, свойств Цельность – характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств Уравновешенность Выраженность – может доходить до акцентуации Оригинальность, самобытность Интегративность – характер это всегда структура Социальность – характер всегда проявляется в поведении Автоматизированность Мотивационный компонент Волевой компонент

Изображение слайда
33

Слайд 33: Функции характера

1. Помогает человеку самоосуществляться в деятельности, 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Изображение слайда
34

Слайд 34: Акцентуации характера

Акцентуация – это усиление степени определенной черты. Психопатия – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:

гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения; истероидный – эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие; лабильный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения ;

Изображение слайда
36

Слайд 36

астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям; циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;

Изображение слайда
37

Слайд 37

сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость; психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;

Изображение слайда
38

Слайд 38

шизоидны – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов; эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;

Изображение слайда
39

Слайд 39

застревающий ( паранойялъный – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность; дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

Изображение слайда
40

Слайд 40

неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение; конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

Изображение слайда
41

Слайд 41: 5. «Воля»

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

• сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели; • настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей; • выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия; • решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения; • смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;

Изображение слайда
43

Слайд 43

• самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач; • дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; • обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности; • организованностъ – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Изображение слайда
44

Слайд 44: 6. «Эмоции и Чувства»

Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства – отражают долговременные переживания. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Пример разделения эмоций и чувств

Мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д.

Изображение слайда
46

Слайд 46

во-первых, эмоции и чувства — это не одно и то же; во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Теория эмоций Джеймса-Ланге

Американский психолог У.Джемс и датский анатом К.Г.Ланге выдвинули периферическую теорию эмоции, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах. По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Теория эмоций Кеннона и Барда

У.Кеннон и Ф.Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса — Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций.

Изображение слайда
49

Слайд 49: В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций:

1. Интерес-возбуждение — чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Изображение слайда
50

Слайд 50

2. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Изображение слайда
51

Слайд 51

3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Изображение слайда
52

Слайд 52

4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции.

Изображение слайда
53

Слайд 53

5. Гнев — сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева.

Изображение слайда
54

Слайд 54

6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального.

Изображение слайда
55

Слайд 55

7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Изображение слайда
56

Слайд 56

8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Изображение слайда
57

Слайд 57

9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

Изображение слайда
58

Слайд 58

10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Стресс

Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:

«реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; стадию сопротивления— полную адаптацию к стрессу; стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

Изображение слайда
62

Последний слайд презентации: Индивидуально-типологические особенности личности

Спасибо за внимание!

Изображение слайда